«Классный журнал» в «Горизонтах современного образования»
В 9-м номере газеты «Горизонты современного образования» Министерства образования и науки, вышла целая полоса, посвященная «Классному журналу». Главный редактор журнала Алексей Ходорыч рассказал, каким образом детский журнал совмещает в себе и образовательную, и развлекательную функции. Публикуем этот текст без сокращений. Исходник можно скачать по ссылке.
«КЛАССНЫЙ ЖУРНАЛ» – ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ РАЗВЛЕЧЕНИЯ
Издательство «Открытые системы» приступило к выпуску «Классного журнала» в 1999 году. И с самого начала редакция всегда старалась соблюсти правильный баланс между образованием и развлечениями. Лозунг «Классного журнала» – «Журнал полезных развлечений!» – в полной мере отражает его форму и содержание. С одной стороны, журнал красочный, в нем много ребусов, головоломок, страшилок, есть комиксы, квесты, игры. С другой стороны, в нем присутствуют рассказы, стихи, тексты о науке, географии, биологии и другие образовательные материалы.
Ряд рубрик – «Почемучка», «Словечко», «Что это?», «Про животных», «Научная всячина», «Профессия», «Озадачник» – имеет «Профессия», «Озадачник» – имеет прямое отношение к образовательному процессу. А во многих других рубриках, прямо не связанных с этим процессом, мы его затрагиваем время от времени. Как пример – рубрика «Классный Интернет», в которой мы печатаем обзоры сайтов для детей. И образовательные ресурсы тоже попадают в эти обзоры – «ЯКласс», «Разумейкин», «Айкьюша», «Блог России», «Детская онлайн-библиотека» и другие. Или, например, рубрика «Своими руками»: поделки и эксперименты, которые в ней описываются, позволяют знакомить детей со знаниями из области физики, химии, механики, оптики, биологии и прочих прикладных дисциплин.
С момента основания журнала редакция всегда сотрудничала с образовательными учреждениями. В наши дни, когда печатные СМИ испытывают объективные сложности из-за конкуренции с Интернетом, мы пытаемся сделать сотрудничество с органами управления образованием и культурой еще более активным.
Например, в поддержку Года литературы, в начале 2015 года у нас стартовал конкурс рецензий «Классная книга». Эта инициатива получила поддержку Министерства культуры РФ, которое оповестило о конкурсе все детские библиотеки России. А благодаря Московскому городскому библиотечному центру, плакаты, призывающие принять участие в этом конкурсе, появились во всех детских библиотеках Москвы.
Отмечу, что конкурс рецензий появился в журнале параллельно с тематической рубрикой «Мастера слова», в которой мы рассказываем о жизни и творчестве великих писателей. А идея всего этого проекта заключается в приобщении детей к литературе в широком смысле этого слова. Не только чтение, но и знание истории жизни писателей, и написание собственных текстов, которые могут пробудить литературные способности самих ребят, помогут им не только в написании сочинений, но и в правильном формулировании своих мыслей, а также в достижении поставленной цели.
Кстати, в конце 2014 года «Классный журнал» стал учредителем номинации «Классная история» в ежегодном конкурсе «Лучший урок письма», который «Почта России» проводит вот уже 13-й год подряд с целью популяризации бумажной переписки. Лозунг номинации – «Истории случаются с теми, кто умеет о них рассказать», а сама номинация посвящена искусству подмечать вокруг себя необычные интересные вещи и умело их излагать. То есть в данном случае, мы тоже говорим о пробуждении и выявлении в детях литературных талантов и о приобщении к навыкам изложения своих мыслей, что может пригодиться в жизни, даже если будущая профессия никак не связана с литературой.
Еще одним примером удачного совмещения развлечений и образовательного процесса стало печатание в «Классном журнале» карточек для игры «Терра-Формер», созданной энтузиастом игрового образования и создателем компании «Мозаикум» Андреем Комиссаровым. «Терра-Формер» представляет собой не просто очередную коллекционную карточную игру (это целый сегмент игр), но, фактически, является пособием для получения знаний об экосистемах, животных и растениях, которые в них обитают, и об их взаимодействии. И эти знания усваиваются игроками в процессе самой игры, а не какой-то зубрежки.
Примером взаимодействия с Государственным институтом русского языка им. А.С. Пушкина стал онлайновый видеокурс «Создай свой журнал», созданный открытой системой электронного обучения «Универсариум». Видеокурс (http://universarium.org/courses/info/389) будет запущен в октябре, но уже сегодня на него записалось более 5 тысяч школьников.
Отдельно хотелось бы отметить проект в сфере профессионального образования «Все профессии нужны, все профессии важны!», поддержанный Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям. Чем раньше школьник определится с выбором профессии, тем эффективнее он будет изучать необходимые предметы и заниматься самообразованием. Поэтому, во исполнение плана мероприятий, направленных на популяризацию рабочих и инженерных профессий, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 5 марта 2015 года, «Классный журнал», начиная с мая 2015 года, в каждом номере рассказывает об одной из таких профессий. В 2016 году мы планируем продолжить эту практику и расширить перечень профессий за счет иных отраслей.
Мы активно сотрудничаем и с Московским городским Дворцом детского (юношеского) творчества, который сам по себе активно принимает участие в образовательном процессе. Не забывает «Классный журнал» и о встречах со своими читателями непосредственно в школах. Правда в последнее время взаимодействие со школами становится все более сложным и забюрократизированным, а подчас и невозможным. «Классный журнал» как популярное издание, печатающееся тиражом 55 тысяч экземпляров, крайне заинтересован в углублении взаимовыгодного сотрудничества как с Минобрнауки России, так и с региональными органами управления образованием, и готов принимать участие в совместных проектах. В большом потоке дел они, видимо, не всегда имеют возможность для более плодотворного и взаимовыгодного сотрудничества. Однако мне кажется неправильным, что нам подчас отказывают в той или иной поддержке под предлогом, что «Классный журнал» – это коммерческое предприятие, а значит, и помогать нам не нужно.
Дело в том, что детские издания, в отличие от взрослых, не получают рекламных доходов, но живут от продажи тиража. Тиражи всех бумажных изданий в последние годы снижаются, многие детские издания в итоге были вынуждены закрыться. Не случайно Ассоциация распространителей печатной продукции и Альянс в поддержку института подписки на газеты и журналы сейчас ведут активную работу по реализации мер поддержки социально значимых изданий, каковыми и являются детские журналы.
Вместе со школами и библиотеками такие журналы приобщают детей к овладению знаниями. Многие родители покупают детские журналы именно для того, чтобы привить детям тягу к чтению, отвлечь их от компьютерных игр и социальных сетей. Поэтому отношения между образовательными учреждениями, министерствами и детскими СМИ должны быть, прежде всего, партнерскими, ведь мы делаем общее дело.
Алексей ХОДОРЫЧ,
главный редактор «Классного журнала»