«Прекрасная планета» в IMAX 3D
25 августа 2016 года на большие экраны выйдет захватывающее документальное кино под названием «Прекрасная планета». Эта картина, снятая в космосе на профессиональные цифровые камеры, будет показана в специальном формате – IMAX 3D, благодаря чему в кинозале создастся эффект присутствия. Фильм откроет посетителям кинотеатров невероятный вид на Землю из космоса и даст углублённое понимание природы нашей планеты и Галактики. Созданный совместно с Национальным управлением по воздухоплаванию и исследованию космического пространства (НАСА), «Прекрасная планета» содержит потрясающие кадры прекрасной голубой планеты, снятые астронавтами с борта Международной космической станции (МКС).
Образовательный фильм «Прекрасная планета», созданный IMAX Entertainment в сотрудничестве с НАСА, вновь объединяет команду, работавшую над фильмами «Телескоп Хаббл в 3D» и «Космическая станция в 3D». Результат воссоединения лучших в мире «космических» кинематографистов во главе с продюсером и режиссёром Тони Майерс – фантастически красивая картина, поражающая воображение даже самых искушенных зрителей. Из космоса Земля словно сверкает электрическими искрами – блестящая визуализация человеческой экспансии. Другие ошеломляющее отображение таких изменений – вырубка лесов Амазонии и Мадагаскара, ночные взрывы сланцевого газа в Мексиканском заливе и таяние ледников Гренландии, отчётливо видимые с МКС. Однако защитить планету в наших силах, и исследование Галактики, несомненно, поможет развить более прочную связь с местом, которое мы называем домом.
Лучшее из двух миров: переход к цифровому
В «Прекрасной планете» впервые за всё время производства картин о космосе IMAX создатели фильма во главе с Тони Майерс и оператором
Джеймсом Нейхаусом решили использовать цифровые камеры, чтобы сделать потрясающие снимки Земли из космоса. Они провели три года, подбирая оборудование. В результате выбор пал на цифровую камеру Canon EOS C500 EF, однообъективную зеркальную камеру Canon EOS 1D-C и несколько зум-объективов и объективов с постоянным фокусным расстоянием Canon Cinema. Для получения снимков в формате 4K создатели фильма дополнили EOS C500 регистраторамиCodex.
Камеры и объективы были доставлены в космос на борту космического корабля SpaceX Dragon, запущенного с базы ВВС США на мысе Канаверал во Флориде 20 сентября 2014 года. Выбор цифровых камер вместо традиционных плёночных был вызван, в частности, необходимостью использования грузовых КЛА для транспортировки камер, а плёночный негатив был снят с эксплуатации НАСА. Впрочем, это было даже к лучшему, поскольку цифровые камеры весят значительно меньше, чем плёночные, и имеют более долгое время записи. Например, одна катушка для плёнки весит 10 фунтов и имеет примерно трёхминутное время записи. В то время как один блок данных, по размеру сравнимый с iPhone, обладает приблизительно тридцатью минутами запи си.
— Камеры легче, их проще обслуживать и контролировать, и они не занимают так много места, — говорит Нейхаус, который на протяжении девяти месяцев за год до запуска проводил совместно с Майерс 25-часовой курс обучения каждого астронавта работе с оборудованием в Космическом центре имени Линдона Джонсона. — Астронавтам не нужно было перезагружать плёнку, они должны были просто периодически менять блоки данных.
Ключевая особенность цифровых камер заключается в их способности фиксировать ночные сцены.
— У нас бы не было ночных сцен без динамического диапазона цифровых камер, — говорит Майерс. — То, что снимали цифровые камеры, стало для нас полнейшим открытием ночного мира со звёздами, ночными городами, молниями и другими феноменами, видимыми только ночью, такими, например, как северное сияние.
Капитан 1 ранга Барри Ю. «Бутч» Уилмор — первый астронавт, начавший съемку для «Прекрасной планеты», — вспоминает:
— Цвета Багамских островов при полной луне были просто невероятны.
Уилмор, отправившийся в космос 28 мая 2014 года и приземлившийся 11 марта 2015, добавляет, что быстро меняющиеся уровни освещённости в сочетании с ограниченными возможностями освещения стали своеобразным вызовом для ночных съёмок.
— Совершая полный цикл, каждые 16 — 28 дней ты получаешь либо полную луну, либо её отсутствие, поэтому важно было экспериментировать с различными настройками в зависимости от того, насколько темно было ночью.
С помощью Майерс и Нейхауса астронавты сумели сделать невиданные прежде кадры. Одним из таких был вид на Новую Зеландию, не покрытую облаками. Уилмор описывает этот ценный момент:
— Это произошло совершенно внезапно. О, Боже! Ни одного облака! — вспоминает он. — Я должен был перенастроить камеры как можно быстрее, поскольку у меня был всего один дневной проход над Новой Зеландией.
За весь период съёмок камеры провели на борту МКС примерно 15 месяцев, пройдя больше 180 миллионов миль. Они использовались астронавтами трёх отдельных экспедиций вплоть до декабря 2015 года.
«Гонка за красной линией»
— Это была очень напряжённая пора, — вспоминает Терри Вёртс о приблизительно десяти месяцах жизни и работы в космосе. — Очень много работы. Мы называем это гонкой за красной линией в расписании. У тебя есть час на упражнения, затем тридцать минут на работу над экспериментом, затем ещё час на текущий ремонт. Красная линия — это время, и она всё продолжает двигаться вправо. Таким образом, мы являемся чем-то вроде часов.
Вёртс, который отправился в космос 25 сентября 2014 года и приземлился
11 июня 2015 года, говорит, что, вдобавок к кадрам Земли с МКС, он попытался показать, каково было ему и его товарищам жить и работать на МКС.
— Я старался снять побольше моментов нашей повседневной жизни, — говорит Вёртс, который вместе с Уилмором выполнял выход в открытый космос, осуществляя один из самых стрессовых для астронавта видов работ (Уилмор выполнил четыре выхода в открытый космос за всё время на МКС).
— Ты в костюме ещё за пять часов до открытия люка, — говорит Уилмор. — Затем, как только оказываешься снаружи, вокруг давление: необходимо обдумывать каждое движение и каждый шаг.
Но были и весёлые моменты. Так, команда отпраздновала Рождество, надев колпаки Санты и выпустив пакеты с молоком и сублимированное печенье в воздушный шлюз.
Так как расписание астронавтов было заполнено обязанностями НАСА, бо?льшую часть материала им приходилось снимать в личное время, по ночам и на выходных. Вёртс говорит, что он сделал примерно 350 000 фотографий за время пребывания на МКС. В сумме астронавты сделали более четверти миллиона фотоснимков и записали около 10-12 терабайт видеоматериалов.
До запуска Майерс и Нейхаус составили список из 100-150 объектов для съёмки, однако космонавтам была предоставлена свобода «снимать то, что они увидят», как сказал Нейхаус. Они регулярно общались через НАСА с Майерс и Нейхаусом, а также с бывшим астронавтом Маршей Айвинс, которая была консультантом по космическим операциям IMAX в картине «Прекрасная планета». Они советовались с ней по конкретным снимкам и операциям, связанным с камерой, уточняли приоритеты сцен по списку и помогали с интерьерными съёмками.
Одному из астронавтов, снимавших фильм, бортинженеру доктору Челлу Норвуду Линдгрену, отправившемуся в космос 27 марта 2015 года и приземлившемуся 11 декабря 2015 года, было дано сложное задание: последовательный ряд кинокадров вулканической активности Земли и северного сияния.
Вот как описывает Линдгрен северное сияние:
— Это был единственный раз за время моего пребывания в космосе, когда я покрылся мурашками. Оно колебалось прекрасными неоновыми зелёными, пурпурными и красными волнами, так что я быстро схватил камеру и, надеюсь, мне удалось запечатлеть хотя бы часть этой невероятной картины.
Во время работы на МКС Линдгрен подключился к дополнительному проекту — эксперименту c салатом «Veggie», благодаря которому американская команда впервые смогла попробовать урожай, выращенный на орбите. Растения были посажены до прибытия Линдгрена, в его обязанности входил полив и контроль их роста. Доктор Линдгрен получил степень бакалавра в области биологии в Академии ВВС США, степень магистра в области сердечно-сосудистой физиологии Государственного университета Колорадо и докторскую степень в области медицины Университета Колорадо. Он уверен, что помимо несомненного удовольствия от питания настоящим урожаем, выращивание салата также благотворно повлияло на эмоциональное состояние команды.
— Космическая станция выглядит выхолощенной и слишком стерильной — белой, из нержавеющей стали с алюминием, — говорит Линдгрен. — Вид чего-то зелёного и растущего психологически полезен.
— Каждый день чуть-чуть отличается от других, — добавляет он по поводу своих ежедневных операций. — В некоторые дни ты чуть больше работаешь над ремонтом транспорта, а в другие — над научными вопросами. Во время подготовки к захвату грузоперевозчика мы проводим больше времени на тренировках. Или готовимся к выходу в открытый космос. Так что, каждый день слегка отличается, и мне это кажется интересным и захватывающим.
Как и доктору Линдгрену, командиру Скотту Келли дали особое задание на борту МКС: понять, как человеческое тело реагирует и приспосабливается к суровым условиям космоса. Для Келли единственным эффектом невесомости было её влияние на его зрение (Вёртс, тем временем, вырос на 5,08 сантиметра в условиях нулевой гравитации). Данные одногодичной миссии Келли, окончившейся 1 марта этого года, будут использованы для снижения рисков здоровью членов команд, поскольку НАСА готовится к космическому путешествию за пределы низкой околоземной орбиты.
Оценка необходимого для поддержания жизни — важная тема, поднятая «Прекрасной планетой», и одна из самых главных для астронавтов на борту МКС. В частности, для Саманты Кристофоретти, астронавта Итальянского и Европейского космического агентства, которая провела всю свою миссию с Вёртсом и российским космонавтом Антоном Шкаплеровым.
— Что поразило меня, когда я смотрела на Землю из космоса, так это то, что ты можешь воспринимать её зрительно как космический объект, — говорит Кристоферетти в фильме. — Я раньше слышала о «космическом корабле Земля», однако когда вы сверху, вы действительно понимаете, что это значит. Становится очевидно, что это небесное тело, несущее всех нас, всё человечество, всю жизнь на Земле в этом путешествии через космос.
Перед Кристоферетти и другими членами команды открылась уникальная возможность почувствовать, что у них есть теперь два дома, парящих в космосе, — Земля и МКС — и ощутить их ценность во всей полноте.
Купол
Вид Земли с МКС уникален и является совершенно новым для IMAX.
В феврале 2010 года шаттл Индевор, управляемый Вёртсом, доставил постоянные модули МКС, один из которых, Купол, представляет собой самый большой комплект окон, когда-либо паривший в космосе. Семь окон организуют полусферу, с обзором в 180 градусов, открывающую астронавтам прямой вид на роботизированные операции.
— Купол был спроектирован и отправлен к станции в качестве обзорной площадки для наблюдения за космосом и Землёй, — рассказывает Майерс. — Нам было безумно интересно испытать его.
— «Прекрасная планета» — первая картина IMAX, использующая Купол, и она предлагает лучший в мире обзор Земли, — говорит Нейхаус.
Для того чтобы держать окна в чистоте и подходящем для съёмок состоянии, IMAX спроектировал особый щит, изготовленный из специального чистого материала, пригодного для использования в космических условиях, который был отправлен к космической станции после начала съёмок и размещён на Куполе. Щит оборудован скользящими дверями, дающими камерам четкий обзор во время съёмок. Как признался Вёртс, его предыдущий опыт с Куполом — это совершенно случайное стечение обстоятельств, когда дело дошло до его возможного участия в фильме (астронавты отбирались случайно, на основании лишь совпадения графика их тренировок с расписанием съёмок).
— Я знал много нюансов, связанных с Куполом, таких как царапины на панели и оконные ставни, — рассказывает Вёртс, — и это дало мне преимущество в самом начале.
Описанный в «Прекрасной планете» как «магическое окно, непохожее ни на что другое», Купол, стал, по сути, отдельным персонажем в повествовании фильма. Он открывает самый грандиозный из всех возможных видов на Землю. Сложно переоценить возможности, которые он подарил астронавтам и создателям фильма, но в то же время он был довольно сложным местом для съёмок, как утверждает Вёртс, поскольку освещение создавало определённые проблемы. В одной из запоминающихся сцен Кристоферетти, парящая внутри Купола, держит камеру, направленную на Землю. Вёртс говорит, что ему приходилось крайне точно рассчитывать время съёмки во время восхода солнца, даже с тремя или четырьмя прожекторами, направленными на неё.
— Это была очень напряженная съемка, которой я особенно горжусь. Освещение было крайне сложным.
«Прекрасная планета» представляет уникальное сочетание цифровых камер 4K и эффектной обзорной точки Купола, предлагающих аудитории IMAX невиданный до сей поры взгляд на Землю.
Поучительная история с оптимистичным взглядом в будущее
Великолепие вида Земли из космоса — это несравненный опыт, который можно получить в IMAX, от видов естественной красоты ландшафтов и морей до электрической мощности штормов нашего мира и природных явлений. Но вид из космоса поражает ещё и тем, что он наглядно демонстрирует результат воздействия человечества на Землю на протяжении долгих лет.
В «Прекрасной планете» Майерс и её команда зафиксировали постепенное истощение бассейна реки Колорадо, обеспечивающей водой 40 миллионов американцев в семи штатах. Бо?льшая часть этого региона изменилась так сильно, что некоторые районы долины реки опустились на 9,144 метра за последние 75 лет. Другие части мира также меняются в связи с воздействием парниковых газов в атмосфере. Таяние ледников Гренландии может повлиять на повышение уровня моря и угрожает городам в низменных прибрежных районах. Однако для предотвращения этого 186 стран принимают меры по ограничению своего вклада в усиление парникового эффекта.
Обезлесение и его эффект, видимый из космоса, — это ещё одна серьезная проблема, которая поднимается в фильме. Ранее покрытый зелёными лесами остров Мадагаскар теперь коричневый, Бразилия также понесла значительные потери тропических лесов, которые были вырублены или сожжены. А ведь здесь обитала почти половина видов, найденных на Земле. Практически полмиллиона квадратных миль леса утрачено за последние четыре десятилетия.
Ночью из космоса Земля мерцает огнями цивилизации. Фильм показывает бриллиантовые огни самых крупных городов: от Москвы и Токио до Рима и Тель-Авива — и это основное преимущество цифровой съёмки. Майерс указывает на различие в благосостоянии и политике, видимое из космоса и представленное границами, разделяющими такие страны, как Пакистан и Индия. Однако самое шокирующее отличие — между Северной Кореей и Южной Кореей.
— Сеул в Южной Корее — один из самых ярких и динамичных городов планеты, — говорит Вёртс. — Вся Южная Корея ярко светится, а затем видишь линию границы и полную темноту Северной Кореи…
Кроме того, астронавтам удалось запечатлеть Мексиканский залив в ночное время с окружающими районами, подсвеченными тысячами нефтяных и газовых вспышек, и это ещё один пример истощения человеком планеты.
Вёртс, однако, стал свидетелем позитивного изменения Земли, а именно Чесапикского залива в Северной Америке, ожившего за последние несколько десятилетий. «Это великая история успешной консервации», — говорит он в фильме.
Доктор Линдгрен соглашается с тем, что обмен опытом является важным шагом к созданию позитивных изменений.
— Я думаю, что мы провели так много времени, делая снимки и делясь ими в социальных сетях, что это одна из причин, почему мы так взволнованы тем, что являемся частью команды IMAX. Мы можем поделиться этим опытом и видом на большом экране.
Помимо Земли, «Прекрасная планета» предлагает поразительный вид того, какой могла бы быть жизнь, если бы условия на отдалённых планетах в световых годах от Земли были бы подходящими. Фильм отсылает к тому, что учёные называют «Обитаемой зоной», системе не слишком горячей и не слишком холодной для существования жидкой воды. Майерс выделяет одну систему под названием Кеплер-186, содержащую пять планет с размером, равным Земле, одна из которых, Кеплер-186f, расположена на необходимом от звезды расстоянии для содержания воды и … жизни? Вот почему среди учёных — и для Майерс — потенциальное существование другой Земли, это, прежде всего, напоминание, особенно для молодёжи, о необходимости уважать и сохранять свою родную планету, чтобы исследовать и вдохновлять.
— Я очень хотела бы надеяться, что молодёжь заинтересуется окружающим их миром в широком смысле этого слова, что они будут рисковыми не только в отношении научной фантастики и «Звёздных войн», но и реального космоса, — делится Майерс. — Я думаю, что очень важно, чтобы они знали, что представляет собой исследование настоящего космоса в том глобальном масштабе, который существует сейчас. Думая о том, чего мы достигли за такой короткий промежуток времени на Земле, нельзя не быть оптимистом, — добавляет она.
В преддверии фильма «Прекрасная планета», IMAX организовал журналистам удивительную экскурсию на базу подготовки космонавтов «Звёздный городок». Больше всего там поразил Сергей Волков, лётчик-космонавт, Герой России, сын космонавта Александра Александровича Волкова. И пока «Классный журнал» готовит репортаж с место события, вы можете посмотреть четыре видео .
Космонавт Сергей Волков: «Просто хотелось сделать что-то полезное для страны»
Любимые детские книги космонавта Волкова:
Космонавт Сергей Волков о жизни на МКС:
И основной ролик с Сергеем Волковым:
Смотрите в кино с 25 августа и читайте в 30-м номере «Классного журнала».
ВНИМАНИЕ, КОНКУРС!
Представь, что ты космонавт и во время своего пребывания на МКС встречаешь инопланетянина. Как он выглядит, во что одет и на чём летает? Нарисуй его и пришли рисунок по адресу: 123056, г. Москва, а/я 82, «Классный журнал», или по электронной почте class@osp.ru, с пометкой «НЛО». Не забудь разборчиво написать фамилию, обратный адрес, телефон или e-mail. Письма принимаются до 28 сентября 2016 года. Итоги конкурса будут подведены в 38-м номере журнала. Авторы десяти лучших работ получат подарки от IMAX: модные блокноты, карандаши, ручки, рюкзаки и футболки!
Победители получат призы через месяц после окончания акции и уточнения адресных данных. Розыгрыш призов проводится на территории РФ в соответствии с настоящими Условиями и действующим законодательством РФ.