Большое морское путешествие
Вашему вниманию предлагается материал из 7-го номера «Классного журнала».
На уроке окружающего мира учительница рассказала ребятам, что 2017 год объявлен Годом экологии. Она пообещала много интересных уроков про защиту окружающей среды и сразу задала подготовить доклады о море. Пантукль с Жукаброй решили, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать! Переоборудовав быстролёт в специальную подводную лодку – батискаф, они установили на панели машины времени цифру 400 000 000.
Батискаф слегка тряхнуло, и друзья прильнули к иллюминаторам. Пантукль начал подводную экскурсию.
– Первые жители морей, которых мы могли бы разглядеть без микроскопа, появились около 700 миллионов лет назад. Для этого клеткам пришлось непрерывно трудиться 2 миллиарда лет. Но если бы не море, все труды были бы напрасны. Солёная и тёплая вода, богатая микроэлементами, оказалась замечательным «супом», чтобы «приготовить» жизнь.
Своё путешествие мы начнём с девонского периода, когда случился рыбий бум: появились рыбы с челюстями и без, с костным и хрящевым хребтом, с панцырем и чешуёй.
Батискаф отплыл на мелководье, и Пантукль с Жукаброй с любопытством глазели по сторонам. На берег выпрыгнула то ли рыба, то ли зверь с полным зубов ртом.
– А вот и ихтиостега – завоеватель суши. Этот зверь – первое земноводное и предшественник динозавров! Но нам пора дальше.
Друзья пропустили каменноугольный период (образование угля), пермский (земноводных сменили рептилии), затем триасовый (на всей земле установился одинаковый климат) и переместились в знаменитый юрский период, который был 200 миллионов лет назад.
Маленький батискаф швырнуло в сторону. Луч прожектора выхватил в толще воды огромную ласту и длинную шею. Казалось, мимо них плоплыл четырёхэтажный дом.
– Лох-несское чудовище! – закричала Жукабра.
Пантукль поспешил её успокоить:
– Мы же не в Шотландии! Это плезиозавр – морской динозавр с длинной шеей и четырьями ластами. Он питается рыбой и моллюсками, а иногда не прочь полакомиться акулами. Так что лучше нам из батискафа не выбираться. А Лох-несское чудовище – это просто легенда. Шотландцы любят рассказывать туристам, что в озере Лох-Несс живёт последний плезиозавр.
– Вспомнила! – радостно воскликнула Жукабра. – Я недавно читала про англичанку Мэри Эннинг. Она росла около моря и любила гулять со своей собакой по берегу. В 11 лет она нашла первый ископаемый скелет плезиозавра. А потом сделала ещё целый ряд открытий, только вот ни наград, ни научного признания официально так и не получила – потому что в то время в Англии наукой могли заниматься только мужчины. Ужасно обидно!
Впереди мелькнула ещё одна махина, и друзья поспешили перенестись в следующий период – меловой. Но тут что-то пошло не так: вместо спокойного моря они увидели бурлящую воду без признаков жизни, а их маленький батискаф стало швырять из стороны в сторону, будто вокруг постоянно падали бомбы. Пантукль скорее набрал на панели 2017 год, и через мгновение они стали медленно всплывать.
– Что это было? – в глазах Жукабры до сих пор стояло пустынное страшное море.
– Надо было выставить на панели 100 миллионов лет, а я промахнулся и установил 60 миллионов. Помнишь, нам рассказывали, что динозавры вымерли? Только никто не знает почему. По самой распространённой теории, на Землю упал гигантский метеорит. Мы, кажется, попали как раз в то время.
Батискаф обо что-то ударился. Друзья переглянулись – они ведь в открытом море, неужели они наткнулись на неизвестное морское чудовище?
Правда оказалась намного хуже. Батискаф попал под Большое тихоокеанское мусорное пятно. Течения прибивают пластик и прочий мусор, выброшенный в Тихий океан, к огромного мусорному «острову», который растёт с каждым днём. Друзья плыли не один час в полной тишине, пытаясь выбраться из-под мусорного пятна. Когда им это наконец удалось, они увидели птиц, хватающих острые куски пластика.
...Через неделю подошло время доклада. Несмотря на величественные виды девонского моря, опасности юрского и ужасы мелового, Жукабра решила рассказать про плавучий мусорный остров. Именно он оказался самым страшным впечатлением из всего, что они видели во время своего Большого морского путешествия.