«Всероссийская школьная летопись» - коллективная история класса
«Классный журнал» уже рассказывал читателям о проекте «Всероссийская школьная летопись», о котором недавно объявили Фонд «Живая классика» и издательство «РИПОЛ классик». Но недавно один из создателей проекта, президент «Живой классики» Марина Смирнова побывала на программе «Классное детство», которая при поддержке «Классного журнала» выходит на радио «МедиаМетрикс», и подробно рассказала о новом проекте. Ссылка программу - в конце текста, но вот сокращённый вариант её интервью главному редактору «Классного журнала» Алексею Ходорычу.
«Для взрослого человека очень важно вспоминать свои детские мечты»
- Марина, расскажите о своём новом уникальном проекте.
- Думаю, прежде чем называть проект уникальным, нужно объяснить, в чем его ценность. «Всероссийская школьная летопись» – это возможность для каждого школьника создать собственную книгу. Все мы что-то в школе пишем: помню, как мы с одноклассниками заполняли анкеты. У каждой девочки, да и у некоторых мальчиков были такие зелёные тетрадочки в клетку с вопросами на первой странице. Остальные листы были загнуты, именно их и заполнял отвечающий, чтобы другие не видели, что он написал. Тот, кому принадлежала эта анкета, знал ответы всех. Поэтому все заводили себе такие тетрадки, где спрашивали то, что интересовало именно их.
Очень повезло тем, у кого сохранились эти самодельные анкеты: их безумно интересно перечитывать, потому что там столько фактов, о которых просто забываешь. Пересматривая свою, я узнала, что нам в школьной столовой давали красную икру. Меня это очень удивило! Кроме этого мы в школе заводили специальные тетради, в которых по очереди писали друг другу с подругой письма. Ты пишешь письмо, отдаешь тетрадь подруге, она дома пишет тебе ответ, приносит в школу, и уже на ее письмо отвечаешь ты. И так по кругу. Мы это делали с огромным интересом! Ежедневно ты пишешь письма, то есть ты с каждого дня ты должен вытащить какие-то смыслы: что-то интересное, о чем другому захочется узнать. Нельзя было черкнуть две строчки, что-то вроде «у меня все хорошо, я получил сегодня пятёрку». Это не письмо – письмо должно быть содержательным и минимум на страницу.
Я помню, что мы бежали домой для того, чтобы скорее прочитать послание, адресованное тебе, ответить на него, а потом уже сесть за уроки. Это было так здорово, наверно, потому что это не имело прямого отношения к учебе. Но именно здесь мы отрабатывали навыки формулирования своих мыслей, мы старались раскопать в себе что-то увлекательное для того, чтобы этим поделиться. Мы раскрывались в этой эпистолярной игре, дружили через эту переписку.
- Но что же такое «Книга класса»?
- Прежде всего, это коллективная история класса. Ребята все разные: кто-то более активный, кто-то менее, но каждому из них есть что рассказать о себе и о том, как они видят происходящее вокруг. Есть дети, которые пишут рассказы, стихи, увлекаются литературой. Они и должны быть двигателями всей этой истории. Но концепцию книги нужно разрабатывать всем вместе, собраться, обсудить и ответить себе на вопрос — чего мы хотим? Мы хотим, чтоб это был набор рассказов о школьной жизни, или мы хотим написать друг про друга, а, может быть, каждый хочет разное?
Разделы в книге могут быть любыми. Например, раздел «О нас», «Кто мы такие», «Школьные истории смешные» или «Интервью». Почему бы нам не брать интервью у одноклассников? Можно в классе создать пресс-центр из журналистов, задачей которых будет брать комментарии обо всем, что происходит в классе. Например, «Мы сегодня написали контрольную по химии, как думаешь, ты справился с ней» или «Сегодня мы посетили театр, что тебе больше всего запомнилось». Все это может потом войти в эту книгу. Если кто-то в классе не хочет писать, то и не нужно его насильно заставлять – пусть он расскажет, его слова смогут записать другие. А кто-то, возможно, лучше нарисует свои впечатления от школы или создаст комикс. Главное, что на все это будет невероятно интересно посмотреть этим людям через десять, двадцать, тридцать лет.
Недавно на презентации проекта, учителя нас спросили: «А можно ли сделать сразу книгу школы? Мы там опишем достижения школы, проиллюстрируем дипломами». С одной стороны, конечно, можно. С другой стороны, а вам точно будет интересно посмотреть на собрание дипломов через тридцать лет? Или вам будет интересно прочитать какую-то живую историю? Написанную тем языком, которым вы тогда владели, и вспомнить, как вы тогда мыслили? После каждого класса мы получаем что? Фотоальбом. И мы помним о каждом своем возрасте. Вот я пятиклашка, вот я шестиклашка, вот каким я был. Ты смотришь с умилением на фото и думаешь: «Ой, неужели я носила такие джинсы?», «Ой, какая у меня смешная кофточка», «Зачем я носила эти косички?». И вспоминаешь это время с таким теплом, но ты не помнишь, а каким ты был внутри в этот момент. Вот ты в этих штанишках и в этой кофточке, ты о чем-то мечтал, ты кем-то хотел стать.
Я, например, из анкеты выяснила, что я в 5-ом классе хотела стать ветеринаром, и это было для меня забавно, потому что я об этом уже забыла. Я думала, что я всегда хотела стать преподавателем русского языка и литературы. Я не помню этих трансформаций, может быть я еще кем-нибудь хотела стать. Для взрослого человека очень важно вспоминать свои детские мечты, чтобы понимать, той ли дорогой он идет, не потерял ли он себя. Я спрашивала многих своих подруг о том, помнят ли они, кем хотели быть, и оказалось, что нет. Многие забывают свою детские желания. А как тогда можно анализировать свою жизнь, если начальный этап стирается из твоего сознания?
- Сколько таких книг выпустит каждый класс по итогам 11 лет обучения?
- Мы не ставим никаких рамок. Конечно, целесообразно выпускать одну книгу каждый год, потому что год - это законченный период со своими целями и итогами. В то же время подтолкнуть первоклашку, чтобы он что-то написал, когда он только научился писать - это сложно. Первоклашки скорее рисуют. Но они могут заполнить о себе какую-то простую анкету. То есть их книжечка может состоять из анкет и рисунков, можно туда еще и интервью их учительницы добавить.
- Но сначала вы хотели по итогам 11 лет обучения выпускать 3 книги?
- Это искусственное ограничение. Здесь должна сформироваться традиция. Мы хотим, чтоб каждый год что-то оставалось. Вести дневник – это очень важно, потому что проходит время, тебе кажется, что ты каждый день живёшь полной насыщенной жизнью, а через десять лет встречаешь кого-то, кого эти десять лет не видел, он спрашивает: «Как у тебя дела? Что интересного случилось за время, пока мы не виделись?». И ты называешь каких-то два-три события, и вдруг понимаешь, что ты не можешь рассказывать, что было в твоей жизни. Это ужасно! Куда делось время? Вот этот вопрос. Записывать свои мысли и впечатления с личный дневник или создавать коллективные книги - это как раз способ сохранить время, зафиксировать, осознать, остановиться и подумать над тем, на что ты тратишь драгоценные мгновения. Поэтому замечательно, если у тебя после школы останется 11 книг, потому что это значит, что с тобой останется осознанная память о твоем детстве и твоей юности.
«Постарайся увидеть в человеке что-то хорошее»
- Но есть ещё очень важные плюсы от этой книги. Ты сближаешься со своими одноклассниками, сближаешься с учителями.
- Ученик хочет показаться учителю лучше, чем он есть на самом деле. Однако проблема в том, что детям кажется, что взрослые их с одной точки зрения оценивают, а взрослые судят о них совсем по-другому. Часто ребята думают, что если они послушные, учатся на пятерки, прилежно выполняют все задания, то они просто обязаны нравится своему наставнику, но учитель может отдавать предпочтение хулиганам, которые инициативные и креативно мыслят. Да, они им ставят тройки-двойки, но прекрасно понимают, что эти дети очень талантливые. То есть, важно проявлять себя и всегда оставаться собой. Неважно, что ты соображаешь не так быстро, как все, зато ты пишешь стихи, и твоя сильная сторона в том, что ты умеешь сконцентрироваться на текущем моменте и сформулировать свои мысли.
- Если ты медленно соображаешь, это не значит, что ты никем не станешь.
- Это вообще ничего не значит. Надо увидеть в себе талант, надо самому себе как-то объяснить этот талант. Оценки в школе и общая успеваемость не отражают человека полностью. В ребенке столько потенциальных сил и способностей скрывается, которые могут никак не раскрываться во время уроков. Именно поэтому при подготовке «Книги класса» не должно быть заигрывания, учителю не стоит требовать от детей казаться отличниками, этакими эталонами - «Мы уроки никогда не прогуливаем» и так далее. Потому что тогда книжка получится серой и неинтересной.
Давайте записывать те истории, которые действительно нам запоминаются. Давайте не будем объявлять друг другу фальшивых благодарностей, пусть они будут искренние, и тогда они сформулируются сами. Я не призываю всех писать только про озорство и непослушание, но тем не менее даже в таких текстах может больше быть тепла и любви, чем когда ты пишешь: «Благодарю Анну Михайловну за то, что она столько лет…». Как раз в историях про Анну Михайловну, которые происходили на уроках, этого всего может быть намного больше. Поэтому здесь надо отпустить себя и дать себе возможность быть настоящим.
- «Книга класса» - это же еще и способ подружиться?
- Ко мне подходили ребята и спрашивали, а что делать, если в классе есть дети, с которыми мы не дружим. Что делать с лузерами в этой истории? Я им на это отвечаю:«Смотрите, есть семья, например, в ней братья и сестры, какие отношения у них в детстве? Многие кусаются, дерутся, делят комнаты, игрушки, ругаются. Такое бывает очень часто, только это не значит, что они друг друга не любят. На самом деле потом спустя время оказывается, что это самые близкие люди, которые бесконечно друг другу дороги и друг для друга все сделают. Может быть стоит повнимательнее присмотреться к тем, с кем вы сейчас не общаетесь. Скорее всего, так будет не всегда».
Вот представьте, себе что вы потратили 11 лет своей жизни на людей, с которыми учились, а потом просто выбросили их из своей жизни. Это же так бестолково раскидываться людьми. Лучше оставлять всех вокруг себя, стараться найти в каждом что-то ценное, с высоты своего возраста могу точно сказать, что-то прекрасное и интересное есть во всех. Попробуй относиться хорошо к любому своему однокласснику, быть может он откроется тебе с другой, незнакомой стороны. Есть какой-нибудь Вася Иванов, мы его всем классом не любим, и мы хотим написать в книжке, что Вася Иванов на самом деле гадкий, и ботинки у него дырявые, и веснушки у него не в том месте. Так вот всегда надо задавать себе вопрос, ты захочешь спустя 30 лет прочитать то, что ты написал вот так про Васю Иванова? Или ты захочешь быть великодушным? Надо смотреть на самом деле на свои тексты с позиции времени. Каким ты захочешь себя увидеть? Захочешь ли ты понять, что был злым, мстительным и мелочным? Думаю, тебе будет обидно за себя.
- Дети, получается, ещё в юности понимают такой мудрый принцип «У всех свои причины». Может, этот Вася кажется таким противным, а когда вы его узнаете поближе, вы поймете про него что-то совсем другое.
- Да, такое очень часто бывает. Защитная реакция или какая-то травма, или что-то еще. Но дело в том, что именно травма или именно вот это, за что его не любят, может стать катализатором, дать толчок для творчества, например. Во многих мемуарах, биографиях известных людей, гениев можно встретить описания их несчастливого детства: многие были изгоями, их не понимали сверстники, издевались. А они преодолели это, и стали великими людьми.
«Наша типография обязуется бесплатно издать три экземпляра такой книги»
- Как стать участником этой программы? И что это значит, издательство «РИПОЛ классик» и «Живая классика» проект курируют? Вы даете какие-то рекомендации? Быть может есть какая-то база, программа? Как это все происходит?
- Есть сайт school-letopis.ru, но вы можете просто набрать в Яндексе «Всероссийская школьная летопись» и найти его. Там есть форма подачи заявки. Вы подаете заявку, таким образом мы узнаем, что вы хотите участвовать в нашем проекте. Дальше с вами свяжется человек, который выступает вашим куратором. Он может вам что-то пояснить. Но это не так важно, потому что работать вы можете начать уже самостоятельно. Вам нужно определить тему, придумать обложку, придумать название и собирать текст. Текстов должно быть не менее 120 страниц формата А4, написанного 14-м интервалом с 1,5 разрядкой. Это самый минимальный объем, из которого возможно сделать тоненькую книжку в жестком переплёте. Можно сделать толще, то есть объем может быть в принципе любым.
После этого уже начинается работа с издательством. Издательство делает предпечатную подготовку: редактура, вычитка, подготовка оригинал-макета к печати, собственно то, что в школе сделать пока сложно. Вместе в этим у ребят есть альтернатива: они могут сами выступить в качестве редакторов, воспользовавшись электронной платформой виртуального издательства Bookscriptor. Далее наша типография обязуется бесплатно издать три экземпляра этой книги. Один экземпляр для школьной библиотеки, один экземпляр для Российской Государственной Детской Библиотеки, где эта книга будет храниться вечно, и её сможет прочитать любой желающий, и одну для Книжной палаты. Для себя такую книгу можно будет заказать отдельно.
Цена будет зависеть от того, делаете ли вы редактуру самостоятельно, то есть с помощью нашей программы, тогда книжка будет совсем недорогой, или вы обращайтесь за помощью к редактору. Нужна ли вам вторая корректура? Можем сказать точно - книжка будет стоить не дороже школьного учебника.
«Мы будем обращать внимание на детей, которые хорошо пишут, и уделять им внимание в дальнейшем»
- Что-то будет дальше происходить с этими «Книгами класса», кроме того, что они будут попадать в школьную библиотеку, РГДБ, Книжную палату и в руки авторов?
- Мы попробуем сделать летопись, собрать книги всех школ, а потом выпустить издание – портрет современного школьника. И планируем каждый год такие выпускать. Для этого будем проводить конкурс на лучшие работы. В итоге мы соберём книгу из лучших эссе, рассказов, стихотворений, где будут работы и первоклашек, и шестиклассников, и так далее. Вот эта книжка будет выпускаться большим тиражом, то есть ее можно будет купить в книжных магазинах. Если будут действительно очень талантливые работы, толковые, неординарные, то мне кажется, для их авторов «Всероссийская школьная летопись» станет шансом заявить о себе. Мы будем обращать внимание на детей, которые хорошо пишут, и помогать им развивать литературные таланты.
- То есть это ещё и отбор литературных жемчужин по всей России?
- Да, а ещё это возможность создать огромное количество издательств. Мы же, по сути, покажем, как вообще организовать издательский бизнес. То есть, каждый класс превращается в мини-издательство. К 11-му классу, когда сложится традиция, каждый ребёнок научиться уже и верстать, и редактировать, будет знать, что такое вторая корректура, то есть весь издательский процесс станет прозрачным и понятным. Мы уверены в том, что через некоторое время каждый учащийся, закончив школу, сможет самостоятельно открыть собственное издательство. На самом деле в европейских странах издательств больше, чем у нас. И мы надеемся за счёт этого проекта этот пробел восполнить.
- Издательство уже будут электронными? Или вы рассчитываете продлить жизнь бумажных книг ещё на много лет?
- Здесь масса вариантов. Кто-то захочет создать электронное издательство, понимая, как это делается, кто-то будет записывать аудиокниги, кто-то будет делать подарочные издания, кто-то выпускать бумажные варианты. Кроме этого, есть еще один положительный момент. Люди, которые занимаются издательством книг, всегда много читают. Я думаю, что благодаря «Всероссийской школьной летописи» удастся одновременно создать новое поколение и издателей, и читателей.
- А сколько книг вы уже издали?
- На данный момент 14 книг, 10 из которых для школ Петербурга и Москвы. Это была первая проба, обкатка всех процессов, чтобы увидеть, как наша идея работает в реальности. И еще четыре книги изданы в «Артеке», там сейчас ведется активная работа по книготворчеству. Я сама участвовала в создании такой книги, надеюсь, что она вот-вот выйдет. Скажу вам, что работа над книгой невероятно увлекательные процесс, который тебя буквально засасывает. Сначала ты думаешь, как, как они напишут, а потом ты начинаешь читать. Как только ты начинаешь читать эти работы, ты начинаешь их обсуждать с ребятами.
Вначале никто не хотел писать, сыпались вопросы «Что такое, какая книга?». Тогда мы предложили ребятам заполнить анкету. Но что про себя написать? Я хороший мальчик, учусь на пятёрки? Поэтому предложили написать про соседа, каким ты его видишь, а дальше стали читать вслух, не говоря про кого написано, и все должны были угадывать. Ребята, затаив дыхание, слушали, потому что вдруг это про него. Ты на себя примериваешь, а потом вдруг ты слышишь текст, тебе кажется, что это не про тебя, а все тебя узнают. И тогда возникает внутреннее желание оспорить такое видение тебя, написать про себя по-своему, объяснить себя. А потом тебе уже хочется написать про друга, рассказать забавный случай, поделиться наблюдением…
Работать над книгой нужно всем вместе. Не должно быть так, что ты пишешь дома текст, приносишь учителю, он оценивает, правит и готово. Обязательно надо читать вместе, обязательно надо обсуждать, загадывать загадки. На самом деле это очень весёлая история, когда вы сели в кружочек, друг про друга написали, а потом пришли на день рождения или на праздник, начинаете зачитывать и угадывать, кто про кого написал. Во-первых, кто написал, а во-вторых, про кого написал. Это такая очень интересная тема для обсуждения, потому что потом мы начинаем обсуждать друг друга, какие мы, и как нас видят.
- С какого формата книги вы советовали бы начать?
- Мне кажется, что если ты это делаешь в первый раз, важно погрузиться в себя, попытаться написать про себя, про своих одноклассников, про то, что вас объединяет. Про себя можно по-разному написать – кто ты, о чем ты мечтаешь, кем ты хочешь стать. А можно рассказать с каким литературным героем ты себя ассоциируешь, какие вообще герои есть в твоей жизни, или про друзей написать. Тему задает наставник, но важно найти разные ракурсы себя, посмотреть на свою личность с разных сторон. Столько разных идей можно придумать, которые будут интересны всему классу: напишите письмо себе тридцатилетнему, расскажите историю своей семьи, поделитесь любимым местом в городе или представьте, что вы живете на Марсе.
Есть другой вариант книги. Можно попытаться написать настоящие рассказы. То есть сначала вы вместе придумываете каждый своего героя, потом придумываете сюжет, второстепенных героев - так получаются ваши вымышленные истории. Но мне кажется, что лучше начинать со своего класса, с того, что вас объединяет, и какие вы. Потому что это будет проще, а потом уже постепенно вы выйдите на какие-то другие литературные формы.
- Поддерживает ли ваш проект Министерство образования и науки РФ?
- Министерство образования и науки РФ официально заявили о поддержке «Всероссийской школьной летописи», разместили информацию на сайте о ней.
- Представьте, что вы сейчас обращаетесь к родителям и детям. Резюмируя ваш рассказ, что бы вы ещё хотели подчеркнуть?
- Мне кажется, что важно в какой-то момент остановиться и подумать о том, какой же ты, потому что всю жизнь мы бежим, куда-то торопимся, сдаем какие-то экзамены. Не так много способов сделать паузу с своем жизненном забеге: иногда это разговор с друзьями, иногда с родителями. Но самый лучший способ разобраться в себе и своих мыслях – это записывать свои мысли, описывать то, что с тобой происходит. Потому что в этот момент мы думаем, кто мы такие, что для нас важно, а на самом деле ответ на все эти вопросы, или возможность задать себе этот вопрос, это и есть самое важное, что делает нас в итоге личностями. Поэтому я предлагаю вам принять участие в проекте «Всероссийская школьная летопись» или начать вести дневник. Просто важно научиться сохранять себя, формулировать собственные мысли, размышлять – именно этому и учит создание письменного текста.