На открытом «Уроке цифры» школьники сформулировали семь ключевых правил безопасности в Интернете
Московские школьники сформулировали семь ключевых правил безопасности в Интернете на открытом «Уроке цифры», который прошел 20 мая в школе №1409 с участием представителей федеральной власти и ИТ-компаний.
«Урок цифры» – серия ежемесячных необычных уроков информатики, которые проводятся в течение учебного года во всех регионах России. Дети-участники майского открытого урока, в первую очередь, прошли задания на онлайн-тренажере, который специально для проекта разработала «Лаборатория Касперского». С его помощью дети в игровой форме приобрели знания и отработали навыки, предотвращающие опасные ситуации во время пребывания онлайн.
После прохождения тренажёра школьники сформулировали семь ключевых правил поведения в сети. Эти правила созданы, чтобы помочь им самим, а также другим детям, избежать рисков и негативных последствий от каких-либо действий в Интернете.
Сформулированные правила их юные авторы представили в официальной части открытого урока представителям Министерства просвещения и Министерства связи и массовых коммуникаций, а также экспертами компаний-партнёров акции «Урок цифры». В списке получилось семь пунктов:
1. Обсуждать с родителями всё, что происходит с тобой в интернете, и спрашивать их совета, когда ситуация кажется сложной;
2. Не переходить по подозрительным ссылкам (даже от друзей), не скачивать музыку и фильмы на сомнительных сайтах;
3. Не вступать в интернет-переписку с подозрительными незнакомцами, а если появилось желание встретиться с кем-то, с кем познакомился в сети, лучше поставить в известность друзей и родителей и предварительно попробовать пообщаться по видеозвонку;
4. Устанавливать для разных аккаунтов разные сложные пароли и регулярно (раз в три месяца) менять их;
5. Не делиться лишней информацией в интернете: нет необходимости оставлять в соцсетях свой домашний адрес, расставлять точные геотеги, хвалиться дорогими вещами родителей и т.п.;
6. Стараться самостоятельно ограничивать время, проводимое в Интернете;
7. Научиться ограждать себя от кибербуллинга: не реагировать на травлю, блокировать агрессивных пользователей и сообщать о них администраторам чатов и соцсетей, обсуждать проблему с родителями и другими взрослыми, которым доверяешь.
Гости мероприятия поддержали правила безопасности, а также обсудили вопросы важности обучения современных школьников цифровым навыкам и рассказали о том, какие еще дополнительные проекты сегодня реализуются в этой области.
«Нам часто задают вопрос о перспективах использования технологий в школах. Отвечу так: ни один смартфон никогда не заменит живого общения с учителем. Это позиция ведомства. Искусственный интеллект станет помощником, но никогда не заменит учителя», - рассказал ученикам Юрий Изосимов, заместитель генерального директора ФГАУ Фонд новых форм развития образования.
«Сегодня основы кибербезопасности важно изучать прежде, чем начинать пользоваться компьютером. И для цифрового поколения, которое даже конструкторы собирает онлайн, важно понимать возможную опасность онлайн-сообщений от незнакомцев или яркой рекламы, открывающей ворота киберпреступникам. Информационная безопасность страны начинается с образования детей в этом направлении. Звучит немного пафосно, но это так», - прокомментировал Василий Слышкин, директор департамента развития архитектуры и координации информатизации министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ.
«Совсем скоро долгожданные каникулы, а значит, школьники скорее всего будут больше времени проводить в Интернете. Поэтому урок по безопасности, где ребята сами определили понятные правила, подходящие, пожалуй, для всех школьников, проходит очень вовремя. Такая азбука безопасного поведения в интернете позволит чувствовать себя увереннее в виртуальном мире, избежать опасных ситуаций, которые, к сожалению, встречаются там так же, как и в реальности», - рассказал генеральный директор организации «Цифровая экономика» Евгений Ковнир.
«Тот факт, что школьники сами для себя сформулировали базовые правила безопасности в интернете, говорит о том, что они не просто механически выполнили предложенные нами задания, но и поняли ту главную идею, которую мы пытались донести. Сегодня крайне важно научиться жить и работать в цифровой среде так, чтобы пользоваться её преимуществами и при этом уметь избегать возможных рисков, – поясняет Денис Баринов, руководитель направления образовательных программ «Лаборатории Касперского». – Как показывают результаты нашего опроса, дети сегодня не могут обойтись без гаджетов и интернет-сервисов: например, больше 70% школьников не могут жить без своего смартфона, а у 95% старшеклассников уже есть аккаунт в соцсетях. Так что мы очень рады, что благодаря акции «Урок цифры» у нас появилась возможность в доступном и удобном формате рассказать российским школьникам о тех опасностях, с которыми они могут столкнуться в сети, а главное – научить грамотно обходить их».
Руководитель отдела образовательных программ фирмы «1С» Игорь Кузора рассказал о совместно разработанной с «Лабораторией Касперского» игре – «Трансформеры. Бамблби. Защитник», в которой тематика информационной безопасности органично включена в другие жизненно важные темы современного подростка. Игра выполнена в жанре визуальной новеллы и доступна на мобильных платформах Андроид и iOS.
«По нашему опыту, говорить с детьми об информационной безопасности нужно так же, как со взрослыми, озвучивая реальные и понятные им риски. Им не страшно оставить на улице кошелек, гораздо страшнее, если злоумышленники получат доступ к почте, к которой привязаны облако с фотографиями, соцсеть с переписками, блоги с тысячами подписчиков и игровые аккаунты с прокачанными персонажами. Дети очень дорожат своими личными данными, своим достижениями в Интернете и репутацией среди сверстников, и в этом разрезе им понятно, что нужно озаботиться информационной безопасностью, – отметил Сергей Белов, руководитель отдела продуктовой безопасности Mail.Ru Group.
«Урок по кибербезопасности важен уже потому, что дети задумаются о рисках, которое потенциально таит в себе Интернет. Не каждый файл можно загружать, не каждому онлайн-пользователю отвечать. Особенно ценно, что в образовательном проекте при поддержке государства объединились сразу несколько крупнейших ИТ-компаний, все вместе мы делаем одно очень важное дело, - рассказал Алексей Шаграев, руководитель службы разработки Яндекс.Поиск.
«К обучению детей цифровой грамотности, в том числе кибербезопасности, нужно подходить комплексно и активно включать в работу педагогическое сообщество. Для этого мы проводим образовательные сессии для учителей и организуем курсы повышения квалификации», - продолжил тему Антон Руденко, GR-директор «Кодвардс».
Всероссийский урок по безопасности в Интернете, подготовленный по материалам «Лаборатории Касперского», стал этапом акции «Урок цифры», которая стартовала в декабре 2018 года по инициативе Министерства просвещения РФ, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ и АНО «Цифровая экономика». Проект поддерживают крупнейшие технологические компании России: фирма «1С», «Лаборатория Касперского», «Яндекс», Mail.Ru Group, Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее», образовательная платформа «Кодвардс», «Университет 20.35». С момента запуска на сайте проекта пройдено более 13 млн игровых сессий, в регионах проведено более 200 открытых уроков с участием губернаторов, ИТ-министров и представителей компаний-партнеров.
См. также программу «Классное детство» на радио «МедиаМетрикс», гостем которой был эксперт «Лаборатории Касперского» по детской безопасности в Сети Мария Наместникова.