Я и Интернет: «Код твоей безопасности 2.0» научит детей избегать ловушек кибермира
Как погрузиться в цифровой океан и «выплыть» из него без проблем? Что нужно сделать, чтобы защитить свои персональные данные? Как отличить необходимую тебе информацию от ненужной и навязчивой? Всему этому ребята смогут научиться на занятиях «Код твоей безопасности», проходящих этим летом в рамках программы «Московская смена».
Получать новые знания совсем не скучно, если вместо уроков можно отправиться в увлекательное путешествие в мир, полный интересных открытий, свершений и событий. Курс обучения по программе «Код твоей безопасности» проходит в формате игры и разделён на четыре блока: «Управление собой», «Я и Мир», «Я и Другие», «Я и Интернет».
Тема «Я и Интернет» особенно важна в современной жизни, потому что всемирная сеть оплела буквально всю планету, и нужно обладать определёнными знаниями, чтобы не запутаться в ней.
Тысячелетиями реальный мир «тренировал» человечество и готовил его к встрече с различными угрозами и чрезвычайными ситуациями – огнём, холодом, грозой, наводнением и так далее. В результате у людей вырабатывались условные защитные реакции, которые со временем сгруппировались в комплекс, известный как инстинкт самосохранения. Но в цифровой среде такой инстинкт ещё не успел сформироваться. Вместе с тем проблема набирает силу, все новые и новые киберугрозы становятся реальностью. И точно так же, как когда-то человек, обжигаясь, научился рефлекторно отдергивать руку от огня, со временем он обретёт и способность реагировать на спам и фишинг. Задача курса – «проиграть» с подростками эти угрозы, показать им, как реагировать правильно и тем самым ускорить формирование защиты.
По мнению специалистов, человеку крайне важно с раннего возраста знать о поведении в интернет-среде, компьютерной этике, возможных проблемах и способах их решения. Например, если в социальных сетях происходит групповой троллинг, то подросток должен уметь правильно отреагировать на ситуацию, идентифицировать её, сообщить о возникшей проблеме близким. Поэтому необходимо объяснить подросткам, что контент, размещенный в киберпространстве, может представлять опасность. И очень важно научить ребят защищать себя от воздействий, способных против воли и желания человека изменять его психические состояния и психологические характеристики, диктовать модели поведения и ограничивать свободу выбора.
На каждом занятии информация подаётся в самых разных формах: упражнениях, тренировках, играх, испытаниях. Полученные таким образом знания лучше усваиваются, а навыки с течением времени становятся автоматическими. Кроме того, специально разработанные интерактивные методики позволяют проводить занятия в формате остросюжетной игры, которая развивается как сериал в течение всего курса. Это вызывает у ребят большой интерес к изучаемой теме.
Так, в рамках модуля «Я и Интернет» подростки выступают в роли Агентов БАП (Бюро Альтернативных Путешествий) и отправляются в альтернативное измерение «Киберкосмос», где действуют свои правила, в том числе и правила собственной безопасности. Здесь ребята в игровой форме знакомятся с основными угрозами в интернете (кибербуллинг, мошенничество, фишинг, вирусы, игровая зависимость, секты) и способами защиты от них.
Например, благодаря игре «Чат» агенты поняли, что в Киберкосмосе совершенно другая система доверия, поэтому нужно всегда помнить: в интернете сложно определить истинные намерения человека, с которым мы общаемся. А настольные игры «Кибердайвер» и «Мафия интернета» позволили подросткам сформировать понимание ценности персональной информации, представление о «цифровой среде» человека и разнице между виртуальным миром и реальностью.
«Держа в руках «Колесо времени в Интернете», я смогла увидеть, как много времени трачу на неэффективное просиживание в социальных сетях и на сайтах, - поделилась Кристина А. из ЦПСиД «Печатники». – Я сделала вывод: моими увлечениями могут быть творчество, встречи с людьми, живое и настоящее общение. Интернет и компьютер вообще никак не связаны с моим досугом - скорее с моим бездельем. Раньше никогда об этом не задумывалась».
Кроме того, ребята научились контролировать контент и оценивать его риски, определять признаки опасного контента и «кибер-метки» опасных сайтов, защищать информацию о себе надёжным паролем.
«Мне очень понравились десанты «Кибермир. Другие правила» и «Мифы и ловушки кибермира», - рассказала Альбина А., отдыхающая в ТЦСО «Сокольники». - Мы побывали в альтернативном измерении «Киберкосмос», где столкнулись с Аватарами-масками. Это картинки, за которыми скрываются незнакомые люди. Мы о них ничего не знаем и не сможем узнать сразу. А значит, мы должны быть осторожны! Общение с незнакомцами может закончиться плохо. Мы узнали ещё, что даже безобидное фото, на первый взгляд, может оставлять цифровой след в нашей жизни, так как нашими фотографиями мошенники могут манипулировать. И ещё теперь я знаю, что таргет-аналитики не спят, и вся информация о нас, наших увлечениях и интересах анализируется. А потом нас провоцируют на покупку ненужного товара. Теперь я это знаю!»