Десять лет с «Живой классикой»
Конкурс «Живая классика» – самый масштабный детский литературный проект в нашей стране, в котором приняло участие уже более 10 миллионов школьников со всех регионов России. Новый сезон для «Живой классики» — юбилейный, конкурсу исполняется 10 лет. О том, что ждёт его участников, как будет проходить конкурс и как правильно подготовиться к учебному году, какие интересные проекты приготовили для подростков, их родителей и педагогов, «Классному журналу» рассказала президент фонда «Живая классика» Марина Смирнова.
— В то время, когда организаторы многих конкурсов и фестивалей объявили, что мероприятия не состоятся из-за пандемии, вы проводите с успехом супер-финал конкурса чтецов на Красной площади. Что ждёт в новом сезоне юных любителей литературы?
— В этом году мы опробовали онлайн-формат, и конкурсу это не повредило, даже наоборот. Думаем над тем, чтобы навсегда сохранить такую форму для отдельных этапов. В 2021 году конкурсу 10 лет. Наш первый серьёзный юбилей. Мы готовим проект с участием зарубежных блогеров — пока не могу раскрывать детали, планируем запустить собственное подростковое СМИ. Ситуация с пандемией, конечно, будет влиять на наши планы. Например, в этом году отменилась поездка в «Артек». Но в то же время мы сейчас работаем над тем, чтобы воссоздать все наши офлайн активности в формате онлайн, при этом максимально приблизив их с помощью геймификации к офлайну. Традиционно каждый сезон конкурса мы начинаем с педагогического форума. Этот форум пятый. И он впервые пройдёт в онлайне. За полгода мы насмотрелись на самые разные онлайн-форматы. Но то, что попытаемся сделать мы, вы точно нигде больше не увидите. Наш форум будет проходить в пространстве онлайн-игры, но это не «Майнкрафт», как многие могут подумать. Наши участники будут узнавать аватары друг друга по лицам и общаться точно так же, как в реальности. И например, все участники Форума будут видеть, если кто-то из участников опоздает онлайн, потому что его виртуальный стул будет пустовать. У нас даже онлайн кофе-брейки и экскурсии предусмотрены.
— Как можно сейчас помочь детям приспособиться к новым условиям и не потерять свои увлечения?
— Ну все-таки мы не сидим в одиночных камерах и большинство увлечений для нас доступны. Например, доступен спорт. И даже в условиях коммунальной квартиры можно найти возможность приседать, отжиматься и делать планку. Чтение, вязание, шитьё, рисование — все это так и осталось. Более того, на такие увлечения появилось даже больше времени. Я убеждена, что ограничения — необходимое условие духовного развития. Оказавшись в этой ситуации, мы стали по-другому ценить многие вещи, в том числе увлечения, которые в самые тяжелые периоды были недоступны. Как помочь детям? Любить их, поддерживать, хвалить, интересоваться ими. Пандемия дала нам всем возможность провести больше времени со своими близкими, лучше их узнать. И быть может, за время пандемии кто-то из родителей с удивлением понял, что своих детей ему нужно поддерживать в чем-то совсем другом.
— В условиях пандемии школы вынуждены сдвигать время уроков для разных классов, в том числе организовывать 2 и 3 смену. Как будут работать кружки и секции в такой ситуации? Насколько серьезно пандемия ударила по системе дополнительного образования в стране?
— Пандемия сделала всех нас гибкими и научила действовать в состоянии полной неопределенности. Конечно, в ситуации «лишь бы выжить» самое главное сосредоточиться на базовых вещах — освоении школьной программы. В то же время, многим проектам системы дополнительного образования оказалось легче адаптироваться к текущей ситуации, потому что они, будучи изначально дополнительными, отличались большей гибкостью, подстраивались под основную программу. Какие-то из них перешли в онлайн. И, пожалуй, в текущей ситуации онлайн формат — самый адекватный для большинства из них. Конечно, есть и те, кому очень трудно переформатироваться. Например, секции танцев или музыкальные школы. Им пришлось тяжелее всех, и они не скоро оправятся от пандемии. Конечно, можно заниматься дистанционно, но как при этом поставить руку ребенку или увидеть, насколько правильно он выполняет то или иное физическое упражнение. Пострадала ли система дополнительного образования от пандемии? Безусловно. Большинство экспертов ответят утвердительно. Но также пандемия заставила искать новые пути реализации образовательных программ, так что в результате некоторые освоят новые формы обучения.
— С какими главными проблемами сейчас сталкиваются педагоги дополнительного образования?
— Главная проблема – это невозможность собрать учащихся в одном месте. Для дистанционного обучения нужен высокий уровень мотивации и самоорганизации, а это свойственно не всем детям. Невозможно адекватно оценить, как выполняются задания, невозможно работать с аудиторией как с единым организмом, потому что у каждого ребёнка множество отвлекающих факторов. В то же время, например, мы летом заметили, как дети потянулись к любой совместной деятельности, в частности к программам по социальному проектированию. Так уж мы устроены, что постоянное нахождение в обществе делает нас социофобами, а изоляция вызывает потребность в общении. И все-таки отвечая на вопрос, главная проблема — это новая реальность с кучей неизвестных, в которой нам приходится быть необыкновенно гибкими и креативными.
Мы постараемся сделать юбилейный год ярким и запоминающимся, поэтому команда «Живой классики» приглашает участвовать в проектах не только подростков, но и их родителей и педагогов. Так школьники смогут написать свою книгу класса, участвуя во «Всероссийской школьной летописи» («Классный журнал» уже давно следит за этим проектом, одна из публикаций по ссылке). Изданию будет присвоен в Российской книжной палате государственный регистрационный номер. Один экземпляр будет храниться в школьной библиотеке, где учатся дети. Электронные версии — поступят в Российскую государственную детскую библиотеку и Российскую книжную палату. Мы открыли «Школу социального проектирования» — здесь ребята будут учиться у экспертов, пробовать новое, а так же пройдут путь от идеи проекта дл его реализации. Совместно с Фондом развития конфликтологии и Министерством просвещения РФ мы запустили молодёжный проект «Большие разборки». Профессиональные конфликтологи вместе со школьниками будут разбирать самые острые моменты из произведений классической и современной литературы, покажут подросткам оптимальные варианты развития ситуации, какой бы сложной и безвыходной она ни казалась герою и читателю. «Поговори мне тут» — проект уникальный, ведь в нём участвовать будут не дети, а родители. Опытные педагоги и психологи помогут разобраться в тонкостях воспитания подростков, подскажут как вести себя в той или иной ситуации, дадут дельный совет, как действовать, чтобы остаться ребёнку другом и не рассориться со всем миром.
Фонд «Живая классика» реализует свои проекты на средства гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, при поддержке Министерства просвещения, компании «Норникель» и ГК «Просвещение».