Как научиться не бояться плохих оценок и научить этому ребенка
Кажется, что каждый взрослый человек, который дожил до того, чтобы стать родителем, должен осознать, что нет никакой связи между плохими оценками в школе и успешностью и счастьем ребенка в будущем. Однако, по информации школьных психологов 9 из 10 школьников признаются, что дома их ругают за плохие оценки. Почему родители как огня боятся двоек и пугают ими детей? Разобраться с этим вопросом нам помогает детский психолог Карина Рихтере, которая расскажет, как научиться спокойно реагировать на отметки в дневнике.
Почему все боятся двоек?
Давно замечено, что родители в большинстве случаев реагируют на плохие оценки более болезненно, чем сами ученики. Страх двойки, который живет в каждом взрослом, родом естественно из детства, и искоренить его полностью практически невозможно. Такая острая реакция взрослых на оценки ребенка объясняется тем, что они проецируют их на себя и свои родительские компетенции. Видя условную двойку в дневнике, они испытывают:
• Боязнь публичного осуждения. Многие родители испытывают стыд, когда получают оценки, считают это своим упущением и промахом.
• Волнение. Видя в дневнике низкие оценки, родитель начинает паниковать и волноваться за будущее ребенка.
• Чувство вины. Плохие оценки заставляют родителей чувствовать свою вину за то, что они не смогли или не успели помочь ребенку с учебой, что-то упустили в воспитании.
• Жалость к ребенку и к себе. Иногда родители начинают жалеть ребенка из-за того, что он вопреки всем стараниям никак не может разобраться в предмете. Также родителям бывает жаль собственных средств, времени и сил, потраченных на решение этой проблемы.
• Зависть. Может показаться, что родителям других учеников в классе можно только позавидовать, ведь им не приходится сталкиваться с такими трудностями.
• Злость на ребенка. В момент школьных неудач, родители могут злиться на ребенка, обвинять его в лености, не достаточном старании, отсутствии способностей.
• Злость на преподавателя. Иногда злость канализируется на преподавателя, который не может «нормально объяснить», не хочет возиться, не старается научить.
Все эти эмоции очень сильные и иногда болезненные. И все они базируются на ограничивающих убеждениях самих взрослых. В норме эти эмоции должны со временем трансформироваться в продуктивные мысли о том, как помочь ребенку справится с ситуацией. Однако, иногда, родитель на них зацикливается.
Что чувствует ребенок, когда получает двойку?
Уметь ребенка, который получает только пятерки, очень удобно, но случается такое крайне редко. Большинство детей в какой-то момент школьной жизни все же сталкивается с трудностями и получает не самые высокие отметки. Увидев в своем дневнике первую двойку, ученик может почувствовать:
• Страх. Даже если ребенок получил плохую оценку первый раз, он уже знает, что это может привести к ругани и наказанию. Он может бояться сознаться в своей неудаче и попытаться скрыть неуд.
• Боязнь разочаровать родителей. Большинство детей боятся разочаровать родителей своей неудовлетворительной успеваемостью, не хотят огорчать их.
• Злость и расстройство. Злость, которая возникает у ребенка, может быть направлена и на себя, и на преподавателя, который влепил двойку.
• Неуверенность в своих силах. Любая негативная оценка — болезненный удар по самооценке для любого ребенка. Двойка может пошатнуть уверенность в себе даже у самого амбициозного ученика.
Как не превратить двойку в трагедию?
Важно принимать, то, как отнесется ребенок к плохой отметке, зависит от реакции взрослых. Поэтому, чтобы случайная двойка не стала катастрофой всей жизни ребенка, важно научить его правильно воспринимать конструктивную критику и адекватно оценивать себя. Для этого нужно:
1. Успокоится. Переживите первую бурю негативных эмоций и только тогда начните разговор с ребенком. Возьмите паузу, если вам необходимо остыть.
2. Посочувствовать. Предложите ребенку вашу поддержку и сочувствие, не обесценивает его переживаний. Расскажите, что понимаете, какие чувства он испытывает.
3. Выяснить причины. Причины, по которым в дневнике появился красный «лебедь», может быть много. Узнайте, в чем дело: в непонимании темы, невнимательности, нехватке времени или банальной забывчивости.
4. Обсудите способы выхода из ситуации. Исходя из причин получения неуда, найдите с ребенком способ улучшить оценки. Возможно ему хватит вашей помощи, может придется найти репетитора, зависит от масштаба проблемы.
5. Дайте возможность исправить. Если ребенок уверен, что плохая оценка получена случайно, и он может ее самостоятельно исправить, то обязательно дайте ему такую возможность. Обязательно договоритесь, когда и как он должен это сделать.
6. Отделите академические успехи ребенка от его личности. Поверьте любить ребенка, даже если он получает плохие оценки. Не в оценках, как говорится, счастье.
Что делать, если опять двойка?
Чтобы ребенок не боялся сообщать о своей успеваемости, не прятал дневник и не изобретал более изощренные способы скрыть двойку, важно спокойно и конструктивно реагировать на оценки.
Как превратить негатив в позитив?
Важно понимать, что путь к хорошей успеваемости и успеху основывается не на критике и наказаниях, а на общении, внимание и похвалу. Двойка — это всего лишь красный флажок, сигнализирующий преподавателю, ученику и его родителям, где в его знаниях есть пробелы. Если все участники учебного процесса будут воспринимать отметку именно так, то она уже не будет вызывать страха и негативных эмоций. Чтобы ребенок адекватно относился к двойкам в дневнике, попробуйте:
• Научить ребенка не бояться ошибок. Не ругайте и не критикуйте за оценки, а помогите найти способ их исправить.
• Объяснить, что знания важнее оценок. Донесите до ребенка, что плохая отметка — это не показатель его способностей, ведь конечная цель образования не красивый аттестат, а получение знание, которые помогут ему выбрать сферу своей будущей деятельности.
• Правильно хвалить. Поощрять школьника за его достижения в учебе обязательно нужно, только важно делать это правильно. Когда хвалите, делайте акцент прежде всего на усилиях, которые ребенок приложил, для того, чтобы достичь этого, а не на результате.
• Расскажите, что нельзя преуспеть во всем. Невозможно одинаково преуспевать во всех предметах. Все дети разные, с разным складом ума и интересами. Иногда даже полезно сконцентрироваться только на том, что у тебя получается и том, что нужно для достижения твоих целей.
Обучение в школе — это не спринт, это настоящий марафонский забег, который длится 11 лет. И в масштабах это школьного марафона двойка — всего лишь небольшое препятствие, никак не повлияет на итоговый результат. Относитесь к оценкам правильно, и они перестанут пугать вас и ваших детей.
Об авторе
Карина Рихтере — психолог, специалист по детско-родительским отношениям, амбассадор Теории привязанности, популяризатор осознанного родительства, создатель онлайн-школы «Мамазонка», мама 5-ти детей-погодок.
https://www.instagram.com/mamazonka.ru/
web mamazonka.ru