Объект насмешек: как распознать школьную травлю и что делать родителям
С травлей в том или ином виде сталкивался каждый третий школьник. Жертвой агрессивных нападок одноклассников может стать абсолютно любой ребенок как в обычной, так и элитной школе. Как понять, что ребенок подвергся насилию, и что делать родителям в такой ситуации, рассказывает профессиональный психолог и мама пятерых детей-погодок Карина Рихтере.
«Чучело»
Поводом для травли может стать что угодно: отличный внешний вид, другие интересы, успехи или неудачи в учебе. Причина всегда глубже и лежит в психологических особенностях агрессора. Инициировать травлю нападки могут совершенно противоположные типы детей:
• Короли и королевы. Такие дети хотят подтвердить свою власть и установить свои правила игры. Они хотят, чтобы весь коллектив подчинялся им, и показывают, что может стать с неугодными им.
• Асоциальные ученики. Если ребенок оказался за бортом коллектива, он может начать привлекать к себе внимание или завоевывать авторитет у одноклассников при помощи агрессии. Часто такие дети сами подвергаются насилию дома, и у них нет других моделей выстраивания иерархии.
Важно помнить, что жертва никогда не виновата в насилии. Это всегда проблема агрессора и его способа выстраивать отношения.
Я сильный. Я справлюсь
Дети часто не посвящают родителей в школьные проблемы. Они могут считать, что уже достаточно взрослые, чтобы решить их самостоятельно, или опасаются, что родители отмахнуться от их проблемы. Даже если ребенок уходит от ответа и не рассказывает вам о травле, вы можете определить ее по прямым и косвенным признакам.
1. Физические проявления. Вы замечаете на теле ребенка синяки и ссадины. Его вещи часто испорчены, порваны или сломаны. Что-то постоянно пропадает или теряется. У ребенка меняются отношения с едой. Он начинает переедать или наоборот отказывается от любимой пищи. Могут наблюдаться проблемы со сном, необъяснимо болеть голова или живот. Ребенок может начать симулировать болезни, чтобы не ходить в школу.
2. Изменения поведения. Ребенок, который до этого с радостью ходил в школу, вдруг теряет интерес к занятиям. Его успеваемость падает без видимых причин. Он разрывает отношения с друзьями, избегает их. В его поведении появились признаки деструктивности: он причиняет себе вред, убегает из дома, говорит о суициде.
3. Эмоциональная сфера. Ребенок замыкается в себе, чувствует себя подавленным и беспомощным. Его самооценка снижается. Он старается уйти от реальности с помощью компьютерных игр, социальных сетей, алкоголя или наркотиков.
Появление одного из признаков не говорит о том, что ребенка обязательно травят в школе. Это скорее повод задуматься и более детально изучить ситуацию.
Алгоритм для родителей
Если вы поняли, что ребенка обижают в школе, или он сам рассказал вам об этом, обязательно вмешивайтесь в ситуацию. Многим кажется, что помощь родителей только все испортит, но ни жертва, ни агрессор не смогут остановить насилие без вмешательства взрослых.
Обязательные для родителя шаги:
1. Обязательно поговорите с ребенком. Объясните ему, что он не виноват в том, что с ним произошло, и что жертвой агрессора мог стать любой. Не обвиняйте его, не говорите, что он мог бы что-то изменить, если бы лучше учился или был более сговорчивым. Ребенок должен ощущать вашу полную и безграничную поддержку. Он должен знать, что в самой сложной ситуации он может рассчитывать на вашу помощь.
2. Разработайте алгоритм действий. Постарайтесь придумать стратегии поведения для каждой возможной ситуации. Помните, что игнорирование не решает, а только усугубляет проблему. Вместе с ребенком придумайте спокойные ответы на оскорбления. Расскажите, что не стыдно обращаться к учителю, если у него забрали какую-то вещь, что-то сломали или приклеили жвачку на стул. Научите его привлекать внимание и просить помощи у взрослых, если агрессоры хотят причинить ему физический вред.
3. Обратитесь к учителю. Поговорите с классным руководителем ребенка о травле. Предложите совместные внеклассные активности для учеников класса, с помощью которых дети могли бы наладить отношения и стать настоящей командой. Будьте готовы к тому, что это потребует вашей включенности в жизнь класса и школы.
Если учитель не реагирует на ваши обращения, обратитесь к администрации школы. Направьте на адрес директора письменный запрос с описанием ситуации и попросите его повлиять на проблему. Если и это не помогает, обратитесь в контролирующие органы — Управление образования вашего города, территориальный орган Роспотребнадзора, Уполномоченному по правам ребенка.
4. Пишите заявление в полицию. Снимайте побои, пишите заявления о краже и порче имущества в отделении полиции. До 16 лет ответственность за действия ребенка несут его родители. После 16 привлечь можно самого агрессора. К сожалению, это не работает в случаях эмоционального насилия, потому что доказать случаи таких издевательств очень сложно.
5. Обратитесь к психологу. Профильный специалист поможет ребенку проработать травму, развить нужные качества, которые могут противостоять травле, поднять самооценку и поддержать в трудной ситуации.
6. Смените класс или школу. Если ничего не помогает, и травля продолжается, переведите ребенка в другой класс вашей школы или подыщите ему новую школу. Если ребенок не хочет ходить в школу, обсудите с ним возможности семейного образования. Ищите такое решение, которое не скажется на качестве образования, но не будет травмировать ребенка.
Помните: травлю начинают дети, а останавливают ее взрослые. Без вашего вмешательства ситуация не изменится. Наша главная задача — защитить интересы ребенка и помочь ему преодолевать сложные испытания.