В России пройдет форум для старшеклассниц и студенток, планирующих карьеру в STEM индустрии
В Общественной палате Российской Федерации прошло заседание организационного комитета II международного форума «STEM+E for girls», который пройдет в октябре 2021 года.
Форум собирает девушек, обучающихся и работающих STEM- индустрии (Science, Technology, Engineering, Mathematics). Организаторы российского форума добавили к аббревиатуре букву Е, обозначающую предпринимательство в технологической сфере.
Глобальная цель форума создание в России экосистемы: STEM-образование – STEM-карьера – STEM-предпринимательство. Среди задач – помочь старшеклассницам и студенткам, ориентированным на технологический наукоемкий сектор, поддержать их уверенность в правильности выбора, продемонстрировать примеры успешной женской карьеры в традиционно мужских областях, сформировать общественное мнение, которое перестанет позиционировать инженерно-техническое направление как исключительно мужскую сферу деятельности.
Как отметила модератор заседания, член Общественной палаты Российской Федерации, председатель Координационного совета по развитию сообществ молодых специалистов при ОП РФ Ольга Голышенкова: «Необходимо дать девушкам и женщинам новые векторы и подходы для успешной самореализации в традиционно мужских областях. Существующие бытовые стереотипы тормозят приход и развитие женщин в STEM. Это приводит к тому, что наукоемкие области демонстрируют гендерный дисбаланс и на уровне инженерно-технических работников, и тем более на уровне руководства. В итоге высокотехнологичные компании лишаются части талантливых специалистов, снижается уровень конкуренции, что не может не отражаться и на результатах».
Форум призван продемонстрировать примеры женщин, которые добились больших успехов в STEM-отрасли, смогли сделать карьеру. Спикеры форума расскажут, с каким сложностями им пришлось столкнуться, к чему быть готовым при планировании карьеры и что необходимо знать, чтобы добиться успеха в этих традиционно «мужских» сферах.
Член Общественной палаты РФ, директор по стратегическому развитию кружкового движения НТИ Наталья Кравченко считает, что работу по поддержке девочек в технических специальностях надо начинать с раннего возраста. Гендерные стереотипы начинают закладываться в раннем возрасте при выборе кружка для занятий. Девочку традиционно отправляют на танцы, музыку, художественную гимнастику. В любом техническом кружке девочек практически единицы.
Победитель конкурса «Лидеры России», директор по работе с персоналом АНО «Платформа НТИ» и АНО «Университет 2035» Алена Гейдт рассказала, что женщины недооценивают свои карьерные возможности. Среди победителей первого конкурса «Лидеры России» было всего 13% женщин. Женщинам свойственно обесценивать свои достижения, они отказываются говорить о них, считая незначительными и несерьезными. Понадобилась определенная работа, в том числе движение победительниц #оналидер, чтобы большее число женщин стало участвовать и побеждать в конкурсе. К третьему сезону доля победительниц выросла в 2 раза.
Наталья Савченкова, начальник отдела иностранной аспирантуры и стажировок Управления внешних связей НИУ МЭИ рассказала, что девочек на технических специальностях очень мало, примерно 25-30 процентов в каждой группе, в аспирантуре соотношение резко меняется, 2 девочки на 80 аспирантов. Кроме того, Наталья Савченкова рассказала, что женская карьера в технических отраслях зачастую складывается не всегда удачно. Женская карьерная траектория просто отторгается отраслью и выдвигает вперед исключительно мужчин.
II международный форум «STEM+E for girls» пройдет в Москве. К участию в нем приглашены девушки — учащиеся физико-математических и инженерных классов, студентки инженерных и научных специальностей ВУЗов, молодые ученые, девушки, работающие на инженерных позициях в технологических и производственных компаниях. Форум пройдет 12 октября 2021 года в гибридном формате: 600 участниц офлайн и 1000 онлайн.
Первый форум «STEM+E for girls», прошедший в 2020 году, собрал 200 участниц и 25 ярких женщин-спикеров, представителей науки и бизнеса, среди них женщины, занимающиеся цифровизацией крупных компаний, проблемами бурения и ремонта нефтяных скважин, ведущие ядерные исследования – все они своим примером продемонстрировали возможности самореализации женщин в наукоемких областях.
СПРАВОЧНО: В области естественных наук, технологий, инженерии и математики (STEM – Science, Technology, Еngineering, Мathematics) мужчин в 3-4 раза больше, чем женщин. Масштабы этой диспропорции примерно одинаковы для России, Европы и США. При этом гендерное неравенство в точных и естественных науках оказывается сквозным. Оно начинается в средней школе, укрепляется в старших классах, нарастает в вузе и заканчивается рынком труда. В результате сфера точных наук, технологий и инженерии остается по преимуществу мужской.
Данные Росстата по студентам вузов за последние годы. По физико-математическому профилю обучаются почти вдвое меньше женщин, чем мужчин (34% против 66%). На направлении «информационная безопасность» эти цифры различаются уже почти в 3,8 раза: 21% девушек против 79% юношей. В металлургии и машиностроении гендерное соотношение — один к пяти в пользу мужчин. В энергетике и электротехнике, а также в ракетно-космической технике и авиации — пропорция один к шести.