Педагоги поговорили о том, как чтение развивает эмоциональный интеллект и о социализации в школе
Образовательная платформа «Учи.ру» уже второй год объединяет учителей, методистов и работников образования для того, чтобы обменяться опытом и послушать экспертов из России, Индии, Китая Индонезии и Вьетнама. Более 30 000 педагогов на II Международной конференции для педагогов «"Учи.ру" и лучшие образовательные практики в России и за рубежом» в режиме онлайн не только обсудили главные проблемы современного школьного образования, но и обозначили способы их решения. Запись по итогам конференции доступна на сайте и youtube-канале «Учи.ру».
Повестка включала в себя два объемных трека: «Как умение читать развивает предметные навыки и эмоциональный интеллект» и «Как школе учитывать индивидуальные особенности детей в вопросах социализации и воспитания». В рамках каждого были проведены лекции и круглые столы, где гости могли задать вопрос спикерам и обменяться мнениями о новых практиках. Учителя в режиме реального времени обсудили проблемы с приобретением читательского навыка среди детей, инклюзию в школах, способы взаимодействия с трудным поведением и пути решения проблемы доступной среды.
Одной из первых тем, представленных к обсуждению, стала дискуссия об измерении читательской грамотности по системе PIRLS, в которой за последние 5 лет произошли серьезные изменения: так, например, в PIRLS 2021 будет интегрирован цифровой формат книг при сохранении возможности использовать бумажный вариант, об этом сообщила Кузнецова Марина, представитель Института стратегии развития образования РАО.
Говоря о чтении, участники конференции также обозначили ключевые сложности, которые могут возникнуть у школьников в процессе освоения читательского навыка — среди них отсутствие комплексного подхода и несвоевременная работа с трудностями, способствующая развитию дисграфии, дислексии и дизорфографии. Решать проблему, по мнению педагогов, следует с помощью последовательной работы над отдельными частями слов и предложений, а также синтезом звуков и фонематическим анализом.
Помимо методических проблем в освоении чтения, спикеры также обсудили и проблему мотивации. По мнению самих детей, процесс может заменить собой практически любую досуговую активность и отвлечь от реальности, однако с нарастающей цифровизацией многие учителя опасаются снижения интереса среди школьников. Известный литературовед Александр Архангельский поделился своим взглядом на проблему:
«К традиционному набору методик педагогики творчества прибавляются возможности, которые открывает цифровая культура и в целом — эпоха трансмедиа. Если не противопоставлять визуальную, аудиальную культуру — традиционной словесной, не рассматривать цифровые возможности как дополнение и довесок, а воспринимать их как часть многоязыкового единства культуры, можно начать свободно переходить с языка на язык и вести за собой школьника. А в чем-то дать ему вести нас, взрослых — за собой,» — отметил Александр.
Инклюзия и безбарьерная среда также стали центральными темами для обсуждения 8 апреля. Были названы обязательные критерии, которым должна соответствовать современная школа, если она открывает двери для ребенка с ОВЗ: среди них доступное пространство, наличие компетентных специалистов, сопровождение семьи, наличие четкой коммуникационной стратегии с учеником и компетентная работа с мотивацией самого школьника. Были отмечены позитивные тренды в отношении интеграции детей с особенностями в повседневное обучение: уровень осознанности повысился, что снижает страх быть «непринятым», активно укрепляются этические принципы и растет общая толерантность поколения. Это позволяет сделать положительный прогноз относительно работы с безбарьерной средой в будущем. Более того, развитие цифрового пространство значительно облегчило работу учителей. Ирина Леонова, преподаватель московской школы «Ковчег», рассказала о сочетании онлайн- и офлайн-формата при инклюзивном обучении.
«Примерно полтора года назад я узнала о платформе «Учи.ру». Пока мы занимались в очном режиме, и у ребят была возможность готовиться к уроку заранее, то есть учитель давал домашние задания именно по тем материалам, которые были предложены платформой. Потренировавшись дома, на общее занятие они приходили уже во всеоружие, по знакомому материалу у них была возможность намного быстрее ориентироваться, работать и быть наравне со всеми.» — отметила Ирина.
В рамках дискуссии об инклюзии педагоги также поговорили о трудном поведении, не связанном с ограниченными возможностями здоровья. По мнению спикеров от благотворительного фонда «Шалаш», Алины Тимериной и Валерия Майорова, поведение можно считать трудным, если оно мешает обучению и отношениям ребенка с другими людьми, причиняет вред окружающему пространству, вещам и самое главное — создает риски для самого ребенка, его сверстников, взрослых и других живых существ. Валерий, руководитель программы «Учителя», объяснил, что отношение к таким школьникам часто закладывается в самом определении, которое искажает смыслы: «Мы говорим, что это не трудные дети, а дети, которым трудно. Тогда фокус сильно меняется».
По итогам конференции были также обозначены нововведения, которые ждут современное образование. Новая должность, введенная в школах — советник по воспитательной работе — отвечает на запрос о новом подходе к социализации в рамках школы. Человек, претендующий на эту позицию, должен обладать отточенными навыками коммуникации с детьми и подростками, так как ему предстоит решать массу задач по интеграции школьников в учебную и внешкольную активность.
«Этот человек должен стать навигатором для обучающихся в мире потенциальных возможностей развития талантов и компетенций, участия в волонтерстве. Человеку, занявшему должность советника, предстоит вовлечь ребят в интересную деятельность в масштабах школы, региона и нашей страны,» — пояснил Генеральный директор РДШ Геннадий Киреченков.
Партнерами конференции наряду с детским издание «Классный журнал» также выступили: Mail.ru Group, «ВКонтакте», Российское движение школьников, Агентство стратегический инициатив, «Живая классика», «Шалаш», Мел, «Такие Дела», Chips Journal, «Сноб», «Вечерняя Москва», Letidor, «Вестник образования России», «Новости образования», «Проф-обр.рф», «Тренды образования», «Образование и инновации», «Учитель для России».
«Учи.ру» — крупнейшая отечественная образовательная онлаи?н-платформа, где 5 миллионов учеников из всех регионов России изучают школьные предметы в интерактивной? форме по индивидуальной траектории, учатся программированию и целеполаганию, развивают «гибкие компетенции», готовятся к ВПР и ОГЭ, а также участвуют в российских и международных олимпиадах. «Учи.ру» используется в образовательном процессе в школах, а также для самостоятельного обучения дома. По технологии «Учи.ру» дети изучают математику в США, Канаде, Китае, Индии, ЮАР, Бразилии, Вьетнаме и Индонезии.