«Нечувствительный мальчик», «Бабушка-сухарик» и другие работы на конкурс семейных рассказов
Cезон 22 года конкурса «Мы и наши маленькие волшебники!», который проводят «Классный журнал», «Литературное агентство Софии Агачер» и Фонд «Живая книга», продолжает библиотекарь, писатель и поэт Ирина Алымова из Зеленограда, которая прислала нам четыре рассказа. Напоминаем, что ждём произведения и от детей, и от взрослых. Главное требование, чтобы рассказы были так или иначе связаны с семьёй или детством. Положение о конкурсе и порядок участия смотрите по ссылке.
Нечувствительный мальчик
Тётя Оля жила в Москве, Саня с мамой приезжал к ней в гости каждое лето.
Схема московского метро казалась Сане сухим южным деревом. Мальчик видел такие деревья в крепости на море. Деревце плоское, растёт во все стороны, цепляется за выступы каменной стены. У московского деревца ветки были разные, разноцветные.
Ольга Максимовна жила в двухкомнатной квартире на жёлтой ветке метро. Саня называл ветку «мимозовой» – она напоминала цветы, которые везде продавали на восьмое марта.
Дети тёти Оли давно выросли и, как весенние птицы, вылетели на свободу. Коля работал и снимал квартиру, Лена выбрала институт в другом городе и жила в общежитии. А вот игрушки в «мимозовой» квартире остались.
Саня очень любил, когда ему разрешали доставать ящик с игрушками когда-то маленького Коли. Он всегда выбирал машинки – тракторы, экскаваторы, гоночные автомобили. Зайчиков и мишек почти не трогал. Играя с машинками, гудел, тарахтел, рычал.
– Ах, какой громкий, нечувствительный мальчик! – Сокрушалась Ольга Максимовна.
Мама что-то робко возражала, оправдывалась, но обижать тётю Олю не хотела.
Как-то летом мама купила три билета в цирк на Цветном бульваре. Саня попросил маму показать ему станцию на схеме метро. Она была на серой ветке. Мальчик расстроился: предвкушение встречи с цирком совсем не было похоже на «мышиный» цвет. Пытаясь разобраться с такой нестыковкой, Саня притих и молча ехал в вагоне, держа маму за руку.
– Ах, какой нечувствительный мальчик! – Удивлялась тётя Оля. – Встреча с цирком – такой праздник, а он словно и не рад.
Арена цирка напомнила Сане музыкальную шкатулку. Красивая, круглая, замершая в ожидании, когда заведут ключик и фигурки начнут вращаться по кругу. Цирк совсем не был серым, как ветка метро. Зал был красным и золотым. Красивым!
Представление очень понравилось Сане. Фокусы, собаки, жонглёры. Мальчик словно попал в фильм, который видел по телевизору.
Но когда на арену вышел клоун, Саня замер. Клоун пытался всех рассмешить, но Саше казалось, что за красным носом и белым гримом клоун прячет грусть. Когда из глаз артиста ручьями полились слёзы, мальчик совсем расстроился.
– Катюша, ну какой у тебя нечувствительный мальчик! – Шепнула маме тётя Оля. – Посмотри, все смеются, а он непробиваем.
Под конец шоу выступала воздушная гимнастка. Она летала под куполом с белым пером на голове, как птица. Кружилась, ухватившись за кольцо то одной рукой, то одной ногой. Зал взрывался аплодисментами. А Федя ни разу не хлопнул в ладоши.
– Да, мальчик у тебя совсем нечувствительный! – Подвела итог Ольга Максимовна, кивнув сама себе.
– Сашенька, ты почему не хлопаешь, тебе не нравится? – Шёпотом спросила мама Саню.
И Саня рассказал, как переживает за гимнастку, боится напугать её хлопками и даже задерживает дыхание, чтобы его хватило артистке-птице, когда она зависала на одной руке или ноге. А так мне очень, очень нравится, мама! – Схватил он маму за руку. И про клоуна тоже рассказал.
После представления, пока Саша пил молочный коктейль, мама рассказала Ольге Максимовне про Саню. Про гимнастку, клоуна и даже про «мимозовую» и «мышиную» линии метро.
Тётя Оля вздохнула: – Ах, какая же я нечувствительная тётя!
Подошла к Сане и обняла его.
– Саша, давай в следующий раз сходим в Большой московский цирк! Он находится на красной линии метро, «клубнично-леденцовой», тебе точно понравится!
Саша улыбнулся. Сегодня тётя стала его другом. Взрослым и чувствительным.
Бабушка-сухарик
Когда ты маленький, всё как-то проще. Плохое и хорошее, сладкое и горькое, нравится и не нравится – понятные полюса, чёткие отрезки от сгиба школьной тетради до вертикальных «красных» полей страницы. Но вот ты взрослеешь, и отражение в зеркале становится глубже. За каждой морщинкой ты начинаешь видеть историю.
Синие круги под глазами словно рассказывают тебе о камне, брошенном в воду жизни – камне, который вызвал расходящиеся круги на поверхности судьбы-реки. С возрастом становится сложнее и… понятнее. Вырастая, ты оглядываешься на прошлое, и оно открывается тебе, словно цветная роспись на стенах Академии искусств, замазанная после революции белой краской, которую сегодня чутко и бережно реставрируют, сантиметр за сантиметром.
У Ариши было две бабушки. Любимая и нелюбимая. Ариша знала, говорить о таком нельзя, даже маме. Но для себя она давно нарисовала этот плюс и этот минус.
Бабушка Зина – хорошая, любимая. Изредка приезжая в гости, она всегда привозила куклу или музыкальную игрушку. Словно фея, с хрустальным хрустом разматывала серебряную фольгу и доставала шоколадную колбасу – самое вкусное угощение на свете! Печенье, сгущёнка, орешки. Нарезала на ломтики.
Мама ставила чай, благодарила: – Зинаида Артёмовна, большое Вам спасибо, ну сто?ило ли тратиться?
Баба Зина снисходительно кивала головой, садилась в лучшее кресло в доме, подтягивала себе чашку на блюдечке из парадного сервиза. Не просто фея, Королева фей! Ариша обожала бабЗину. Жаль, что бабушка приезжала очень редко и ненадолго.
С бабушкой Таней было сложнее. Никаких то?ртов, пирожных, кукол в туфельках и с фатой. Аришку привозили в деревню к бабушке Тане на всё лето. Бабушка была скупа на ласку и сладости, она сама была похожа на ванильный сухарик с изюмом – единственное сладкое к чаю в доме бабТани. Бабушка пропадала на огороде и в курятнике почти всё свободное время, иногда убегала в школу, куда её звали дать совет или подхватить уроки даже на пенсии.
У бабТани Аришка научилась вытирать пыль, поливать и полоть огурцы, собирать колорадских жуков с молодых побегов картошки, ходить на пруд и выполаскивать в зеленоватой воде выстиранные бабушкой полотенца.
Жизнь в деревне совсем не была похожа на волшебство гостевых визитов бабЗины в городскую квартиру Ариши. Девочка любила бабушку-фею больше бабушки-сухарика. Сравнивая двух ба, Аришка даже обижалась на бабушку Таню за сдержанность в эмоциях и угощениях.
Только потом девочка выросла.
Уже через много лет, навестив маму и засидевшись с ней на кухне, Ариша открыла маме секрет «любимости» бабушек. Мама выслушала, вздохнула и рассказала.
После переезда по работе отца молодой семье Родионовых отказали в общежитии. Папина мама, Зина, сказала, что принять в своей квартире сына с женой и дочкой ей будет обременительно, и родителям Аринки пришлось срочно искать съемное жильё.
Маленькая квартира нашлась, но её оплата оказалась слишком высокой для бюджета молодых специалистов. Семью выручила бабушка-сухарик. Экономя на всём, от еды до одежды и электричества, она регулярно, почтовым переводом, присылала маме Ариши деньги. Они выручали семью, пока родители вставали на ноги.
– Я запомнила, Аришка, как бабушка постоянно штопала свои чулки и носки, шов на шве, но не покупала себе новые, экономила для нас, – вздохнула мама. – А когда ты гостила у бабушки всё лето, она никогда не брала от нас деньги, покупала всё сама. И даже сладкие сухарики с изюмом для тебя покупала. Хотя они сами с дедом сушили себе простой белый хлеб для чаепития с осени по весну.
Аришка молчала. Обняла маму, и думала, думала всю ночь. Обнять бабушку она уже не могла.
Девушка была благодарна за детство обеим бабушкам. Но после разговора с мамой часто беседовала с бабТаней в своих мыслях и снах.
К чаю Аринка стала покупать сухарики с изюмом, а шоколадную колбасу почему-то совсем разлюбила.
Птичьи глаза
Однажды Карина была в гостях, и хозяева дома сделали ей комплимент:
— Каринка, какие у тебя красивые глаза, длинный долгий разрез, птичий! В кого такие?
Девочке было приятно. В тринадцать лет очень важно получать признания от внешнего мира, убеждаясь в своей привлекательности в противовес монстрам комплексов.
Карина знала, она похожа на маму. Но в свой тинейджерский возраст ей так хотелось особенности, исключительности, только ей принадлежащего качества.
Девочка оглянулась на маму. Мама улыбалась, ожидала ответа Карины. Родственники часто говорили, что у дочки — «мамины» глаза.
Карина мгновение подумала и выпалила: — Спасибо, даже не знаю, в кого такие глаза! Только мои, наверное.
Девочка не посмотрела на маму. А мама промолчала.
Хозяева и гости вечера сделали глазам Карины ещё серию комплиментов, а затем переключились на другую тему.
Карине было и приятно, и горько. Только она старалась не замечать эту горечь.
Дома мама ничего не сказала дочке, только пожелала доброй ночи.
Со временем Каринка забыла о том случае, горечь вымыло потоком новых дней и впечатлений.
Как-то раз лучшая подружка Оля попросила девочку показать её семейные альбомы. Карина разложила перед подругой, которая готовилась поступать в художественный институт, старые альбомы с плотным, чуть сморщенным от времени, переплётом и пергаментом, защищающим старые снимки от давления.
Оля внимательно смотрела на фотографии, бережно перелистывая страницы, и тихо, улыбаясь, сказала:
— Каринка, а глаза у тебя в точности, как у мамы.
Карина всмотрелась в глаза молодой мамы. И будто заново увидела в них задорных и прекрасных птиц, которые словно собирались слететь с лица мамы в новое чудесное будущее, которое девушка только выбирала для себя.
Карина вспомнила тот вечер с комплиментом. Горечь вернулась.
Вскоре семью пригласили на семейный праздник к тем же друзьям. За большим столом собралось много гостей. Каринка с грустью отметила, как постарели дорогие ей люди.
Кто-то сказал: — Карина, ну какая же ты красавица выросла, загляденье!
Девочка улыбнулась и поблагодарила: — Спасибо, это у меня от мамы, её глаза.
И сжала мамину руку под столом.
Мама улыбнулась и нежно погладила руку дочки.
Дедушко
— Де?душко, дай ладошку!
— Вот, Витенька.
— Дедушко, а ты переверни мягким вверх!
Дед перевернул. Витя гладит.
— Дедушко, твоя ладошка похожа на бабушкино корытце.
Дед смеётся: Почему, внучок?
— Тоже шершавая, тоже в морщинках и трещинках.
Дед затих, вздохнул.
— Дедушко, а расскажи сказку про корытце!
— Ну, садись рядышком, расскажу.
Недалеко от нашего дома, в лесочке, родилась маленькая Липка. Сначала она была тоненькая, как иголочка. Только не колючая. Вместо ручонок – тоненькие веточки. На головушке – листочки. Весёлая, любопытная была. С мышками шепталась, с воробушками хохотала.
— Дедушко, а с синичками шепталась?
— Шепталась, конечно. Синички те ещё болтушки.
Вот прошло много лет. Липка выросла, зацвела. Белым-белым облаком. Как прекрасная невеста.
— Дедушко, прекрасная, как моя мама?
— Конечно. Так. И как твоя бабушка тоже. Ну, не перебивай, Витенька.
На свадьбу нашей Липки прилетели пчёлки, кушали, праздновали. А потом сделали белый густой липовый мёд.
Витенька заёрзал у деда под боком.
— Ну, спрашивай, — улыбнулся дед.
— Дедушко, а я пробовал липовый мёд?
— Конечно, внучок, пробовал.
— Ну, дальше рассказывай!
Дед погладил Витю по светлой макушке.
Появились у нашей Липки маленькие детки, Липки. Тоже с птичками и мышками болтали, росли к солнышку. А через много, очень много лет, Липка состарилась. Стала уставать, мало воды пить. Стала сохнуть.
Заметили это люди и спросили Липку: Какое твоё желание будет, доброе деревце?
А Липка и ответь: Старенькая я уже стала, хочется мне в лесу место молодым Липкам уступить. А вы сделайте из меня что-то, что вам служить дома будет. Радовать и помогать.
Поклонились люди Липке. Спилили и сделали из неё кто ковшик, кто ложку, кто корытце.
Вот такое корытце и у нас дома стои?т.
Витенька сидит тихо-тихо.
— Чего притих, внучок?
— Дедушко, ты говоришь, Липка пить мало стала и высохла?
— Выходит, что так.
— Ты посиди, дедушко, не уходи никуда, я быстро!
Дед задумался, проводил бойкого внучка долгим взглядом.
Вот светлая макушка снова появилась в дверном проёме.
Торопится.
— Вот, дедушко, пей! Я воды тебе принёс. И ещё потом принесу. И завтра!
Дедушка взял стакан.
Видимо, тяжёлый был, постарался Витенька. Потому что чуть стукнулся дедушка зубами, когда пил. Пил долго, словно глаза прятал.
А как напился, вновь повеселел. Подхватил внучка, обнял и подкинул вверх.
А тот знай себе хохочет.
Об авторе
Ирина Алымова живёт Зеленограде, это когда-то засекреченный город нано- и микроэлектроники недалеко от Москвы. Здесь зимой 1941 года остановили немцев, наступающих на столицу. Закончила зеленоградаский Институт электронной техники. Сейчас работает в городской Центральной библиотке №249. Пишет стихи, рассказы и сказки для себя, дочек и всего мира. В 2018 году отправила стихи на Корнейчуковский конкурс в Одессе и получила первое место в номинации «Поэзия для детей». В 2021 году получила несколько наград за участие в конкурсе поэзии и прозы имени Агнии Барто (Австралия). Пишет стихи для арт-проекта «Ангелы мира» и не только. Считает, что энергия творчества латает дыры в энергетическом поле нашей планеты Земля.
О конкурсе и организаторах
Положение о конкурсе «Мы и наши маленькие волшебники!», в котором могут принимать участие и взрослые и дети, а также порядок отправки работ на конкурс, смотрите по ссылке, рассказы финалистов сезонов 2018-2019 гг можно прочитать по ссылке и в отдельном сборнике рассказов «Дети и взрослые детям и взрослым» на Ridero. Рассказы финалистов 2020 года смотрите по этой ссылке, с работами финалистов 2022 можно ознакомиться тут. Новые работы пятого сезона смотрите на сайте «Классного журнала» в разделе «Читать как дышать».
«Классный журнал» (http://classmag.ru) – современный журнал полезных развлечений для детей 7-13 лет, который издательство «Открытые системы» выпускает с 1999 года. Каждый номер «Классного журнала» содержит самую актуальную информацию для детей, которые любят его за разнообразие жанров, тем и рубрик. Комиксы, квесты, анекдоты, страшилки, детективы, сканворды, тесты, эксперименты и даже новости для детей — все это есть в «Классном журнале»! Издание рассказывает об окружающем мире, взаимоотношениях, науке, путешествиях, о животных, природе, загадках нашего мира, публикует интересные истории и обзоры детской литературы, а также настольные игры, в которые можно играть всей семьей!
В 2019 на V Всероссийском конкурсе детских СМИ «Волшебное слово» «Классный журнал» был признан «Лучшим журнал для среднего школьного возраста», в 2020 на 10-м Деловом форуме российских СМИ «Классный журнал» стал победителем конкурса «Маленький принц». А в 2021 году «Классный журнал» завоевал высшую награду — Гран-при — конкурса детских СМИ «Волшебное слово», то есть официально был признан лучшим детским журналом России. «Классный журнал» — дважды лауреат знака «Золотой фонд прессы» 1-й степени и дважды призёр международного конкурса «Золотое перо Руси».
Скачать для ознакомления 20 номеров «Классного журнала» и журнала для дошкольников «ПониМашка» можно по ссылке.
София Агачер (agacher.com), писатель, автор книги для семейного чтения «Рассказы о Ромке и его бабушке», создатель «Литературного агентства Софии Агачер». Врач, живёт и работает в Москве и в Чикаго. Считает, что книга – это живое существо, а игра – один из основных способов общения взрослых и детей. По её мнению, конкурс коротких рассказов «Мы и наши маленькие волшебники» тоже может стать увлекательной игрой для всей семьи, поскольку вместе можно не только читать, но и сочинять, рисовать и фотографировать.
Фонд поддержки литературной деятельности и сценического искусства «Живая книга» был создан в Москве в декабре 2019 года по инициативе группы волонтеров, объединившихся вокруг проекта Международного конкурса короткого семейного рассказа «Мы и наши маленькие волшебники» и Фестиваля детских и юношеских театральных коллективов «Живая книга», с целью их развития, финансовой поддержки и издания литературы для семейного чтения. С деятельностью Фонда «Живая книга» можно ознакомиться в социальных сетях: «Инстаграм» и «Фейсбук» Фонда по ссылкам.
См. также программу «Классное детство» на радио «МедиаМетрикс» , в которой София Агачер и член жюри конкурса «Мы и наши маленькие волшебники!», поэт, писатель, критик, драматург Лев Яковлев рассказали о том, для чего был придуман конкурс.