Что делать, если у ребенка нет друзей. Совет психолога
Каждый родитель хочет видеть своего ребенка общительным и жизнерадостным. Замкнутость любимого чада зачастую приводит к растерянности. Взрослые переживают, что дети порой много времени проводят за компьютером, сложно сходятся со сверстниками. Психолог Светлана Назоева считает, что не стоит оставлять такое поведение без внимания. Очень важно выявить причину и помочь ребенку адаптироваться.
Замкнутость ребёнка — явление, которое сначала кажется безобидным, а потом пугает. Почему так происходит? Надо ли помогать детям с ней справиться? И что нужно делать?
«Замкнутость — не врожденная черта характера. С этим качеством можно работать, наполняя жизнь общением, новыми эмоциями. Причин замкнутости может быть несколько», — считает психолог Светлана Назоева, специализирующаяся на работе с подростками.
По ее мнению, родители не всегда могут самостоятельно разобраться в этом вопросе и прибегают к помощи специалиста.
Одной из причин замкнутости является неумение заводить друзей. У кого-то это получается естественным образом, а кого-то нужно подтолкнуть к этому процессу. Страх общения со сверстниками кроется в неуверенности в себе. Ребенок боится, что недостаточно хорош в общении, что его могут не оценить по достоинству, поэтому ему проще оставаться наедине с собой, играть в гаджеты, реализуясь в виртуальном мире.
«Обычно, в семье такого ребенка процветает авторитарная среда воспитания или неосознанная мотивация родителей иметь «удобных» детей. В первом случае ребенок боится сделать ошибку чтобы не испытывать стыд, во втором, стремится соответствовать ожиданиям, чтобы не испытывать вину. В обоих случаях ребенку трудно быть собой и поэтому формируется неуверенность в себе. Сам он не справится, нужна помощь родителя или специалиста», — объясняет Светлана Назоева.
Кроме того, взрослые должны понимать, что неуверенность детей связана также с отсутствием доверия в семье. Желая, чтобы ребенок не стал изгоем, мама и папа должны помочь ему социализироваться и на собственном примере показать, что такое открытые доверительные отношения, как их правильно выстраивать. Возможно, родителям для начала потребуется самим посетить психолога, чтобы разобраться в межличностных проблемах, которые так или иначе отражаются на их ребенке.
Второй причиной замкнутости является психологический тип ребенка. Дети экстраверты шумные, любознательные, они оптимистично настроены к окружающим и очень легко сходятся со сверстниками. Интроверты, наоборот, часто бывают застенчивы, неуютно чувствуют себя в больших компаниях и сложно находят друзей. Светлана Назоева считает, что не стоит игнорировать психотип ребенка, который заложен у него на генетическом уровне.
Не стоит обвинять его в замкнутости, а уж тем более ставить в пример более общительных детей. Ребенку важно в первую очередь, чтобы близкие его понимали и поддерживали, тогда даже интровертивный характер поможет ребенку раскрыть его лучшие качества и настроиться на позитивное мышление.
«У ребенка-интроверта может быть один друг, с которым он иногда встречается и ему так комфортно, — это такой формат дружбы. Иногда и вовсе может не быть друзей, потому что у него есть он сам и ему с собой хорошо. Такие дети отличаются глубиной, обычно им интересно общаться с более взрослыми людьми, они могут быть творчески одаренными и более развитыми. Таким детям нужно помочь развить их навыки и таланты. Задача родителя направить внимание ребенка в правильное русло. Кстати, программирование, это тоже одно из направлений, в котором молодые люди часто находят себя», — комментирует психолог.
В воспитании гармоничной личности очень многое зависит от родителей: от их участия, поддержки, умения понять ребенка. В процессе формирования характера, особенно во время подросткового возраста взрослые должны находиться с ребенком в доверительных отношениях, быть союзниками и показывать, что они никогда не отвернутся и смогут протянуть ему руку помощи. Ощущая поддержку близких, ребенок сможет социализироваться и научиться поддерживать комфортные для него отношения с окружающими.
О психологе
Светлана Назоева — успешный психолог, психотерапевт, наставник по самореализации, автор собственной методики формирования целостности личности. Благодаря постоянному совершенствованию своих знаний, подкрепляемых непрерывной практикой, она собрала инструменты и создала собственную методологию формирования целостности личности. Основная задача метода – научить людей жить по собственному сценарию, сохраняя личную свободу и самодостаточность, направить вектор сознания на поиск и обретение себя, на максимальную реализацию своего жизненного потенциала, на нахождение выходов из сложных жизненных ситуаций, на минимизацию последствий от стресса и различного рода триггеров. Основополагающим принципом методики, которую практикует Светлана, является формирование гармоничной, духовно развитой личности, стремящейся к самореализации и имеющей стойкий иммунитет к проявлениям турбулентной реальности.