«Мы и наши маленькие волшебники!»: рассказы победителя этапа конкурса для слепоглухих авторов
Второй год подряд в Международном конкурсе короткого семейного рассказа «Мы и наши маленькие волшебники!» принимают участие слепоглухие авторы. Организаторами этой части конкурса являются не только «Классный журнал», литературное агентство Софии Агачер и фонд «Живая книга», но и фонд поддержки слепоглухих «Со-единение». «Классный журнал» начинает публикации творчества слепоглухих лауреатов с двух рассказов прозаика Любови Молодых из станицы Озерки в Алтайском крае, которая завоевала в этом году первое место.
Дозор
Жила у нас собака — рыжий Дозор с хвостом колечком, влюблённый в каждого, кого только видел. Обычно он носился по улицам с моим сыном, а ночь и ещё пару часов проводил на цепи у калитки, чтобы редкие прохожие знали: двор находится под неусыпной охраной.
Но случалось, Валерка увлекался каким-то делом и по полдня не выходил из дома. Тогда Дозору становилось скучно. Он натягивал цепь, привставал на задние лапы и заглядывал в окна дома, пытаясь разглядеть, где и чем занят Валерка. Потом, ничего не высмотрев, со вздохом ложился возле своей будки и клал голову на лапы. Пушистый рыжий хвост вытягивался на земле, уши, то бодро встававшие торчком, то переламывавшиеся посередине, уныло опускались, и весь вид Дозора в такие минуты выражал немую скорбь всеми покинутого существа.
Но скорби надолго не хватало. Уши поднимались, лохматый хвост снова загибался колечком и ложился на спину, пасть распахивалась в широкой улыбке. Дозор вскакивал и принимался бегать по двору, насколько позволяла длина цепи. Радиус движения был хоть и большим, но ограниченным, и тогда, от избытка сил, неуёмной жизненной энергии и любопытства, Дозор принимался с разбега вспрыгивать всеми четырьмя лапами на вертикальную дощатую стенку летника, где ходили куры и козы.
Очутившись на апогее своего прыжка, он успевал бросить короткий взгляд через сетку-рабицу на обитателей летника и тут же снова оказывался на земле.
Сие цирковое действо сопровождалось счастливым повизгиванием Дозора, стуком лап о доски, грохотом цепи. К этому добавлялись всполошённое кудахтанье кур, возмущённые крики петуха, блеяние потревоженных коз. И над всем этим гвалтом разносились, перекрывая его, душераздирающие вопли козла, раздражённого шумом, а возможно, и тем, что на его гарем бросает нахальные взгляды привратный янычар.
Всерьёз опасаясь, что эти регулярные какофонии скоро истощат терпение наших соседей, мы решили переселить Дозора: ближе к дому и калитке, подальше от летника. Выбрали и подготовили новое место, перетащили будку. Осталось перевести самого Дозора.
Я отстегнула цепь от столба и торжественно повела за собой недоумевающего новосёла. Дозор сделал несколько шагов, потом остановился, оглянулся в растерянности и потянул цепь назад.
И вдруг заплакал!
Страдальчески приподнимая бровки и жалобно взвизгивая, он рванулся туда, где ещё недавно стояла его будка.
Не понимая в чём дело, я ослабила цепь и пошла за ним.
Опасливо оглянувшись на меня, Дозор принялся рыть. Суетливо, поспешно, как видно, боясь, что ему помешают. Сунул в ямку нос, снова порыл — и зубами высвободил из земли перепачканную старую кость. Подержал её, уронил, отбежал и снова принялся рыть.
Костей набралось с полдюжины. Когда-то надёжно припрятанные на чёрный день, теперь они лежали на взрытой земле, и унести их с собой у Дозора не было никакой возможности!
Он собирал их, спихивал носом в кучку, пытался ухватить зубами… Но в его пасть никак не входило больше одной кости сразу! Он в отчаянии взвизгивал и возобновлял попытки.
Исполненный сострадания, Валерка бросился Дозору на помощь:
— Давай мне!
Видимо, Валерка был другом испытанным и пользовался у Дозора безграничным доверием, потому что Дозор принялся сталкивать свои сокровища ему в руки. Только убедившись, что большая их часть взята, и сам с костью в зубах, он наконец согласился идти к своей будке на новое место.
Пока я прикрепляла цепь, Валерка высыпал косточки Дозору в будку и принёс оставшиеся. Отряхнул ладони и потрепал Дозора за ушами.
— Может быть, пойдёте гулять? — предложила я. — Кажется, кому-то надо снять стресс.
– Нет, – протянул Валерка задумчиво. – У Дозора сейчас дела поважнее. Посмотри, сколько ему закапывать!
Ящерка
Однажды, когда Валерка был совсем маленьким, нам предложили путёвку в санаторий.
Мы проходили лечение, гуляли. А после тихого часа шли в игровую комнату. В это время там собирались ребятишки всех возрастов, кроме, может быть, самых старших. Пока все играли, воспитательница собирала вокруг себя детей примерно одного возраста и читала им книжки.
В этой игровой Валерка увидел у одного мальчика игрушку — автобус, у которого открывались все двери — передняя, задняя и даже для водителя! Этот автобус был так прекрасен, что вызывал у Валерки слёзы отчаяния. Пару раз мальчик давал свой автобус Валерке поиграть, но эта игрушка была любимой и у него, поэтому я стала приводить Валерку в игровую, только предварительно заглянув в неё и убедившись, что мальчика с автобусом там нет. Даже в коридорах мне приходилось сохранять бдительность, нет ли поблизости этого несчастного автобуса, лишающего моего сына всякого покоя. И засыпая, и просыпаясь, и по сто раз на дню Валерка произносил заветное:
– Асинька, атобус!..
Ох уж эта «машинка-автобус»!
Я расспросила мать мальчика, где они купили такое чудо, попросила сестру съездить туда, но автобуса там не было. Я рассказала по телефону о чудесном автобусе всем знакомым в надежде на их помощь. В свободное от процедур время мы с Валеркой обошли окрестные магазины. Всё безрезультатно.
Как-то днём мне позвонила мама.
— Я к вам сегодня приеду, — сказала она. — Вам нужно что-нибудь из дома?
Я перечислила некоторые мелочи, и мы распрощались.
В этот день воспитательница читала детям постарше «Хозяйку медной горы». В сказе говорилось о волшебной ящерке, и один из малышей, игравших рядом с Валеркой и краем уха слушавший книжку, сказал:
— А у нас на даче тоже есть ящерки. Они такие красивые, зелёные и серые.
— Они и здесь есть, — ответил ему другой мальчик, строивший гараж для своей пожарной машины. — Я уже сто раз видел.
— А ящерицы все волшебные, — между прочим заметила девочка, тоже, как видно, прислушивавшаяся к чтению. — Они исполняют желания. Надо её поймать, сказать, чего хочешь, и выпустить.
— Как её поймаешь, они шустрые.
Незадолго до ужина я нарядила Валерку в шапочку и тёплый комбинезон, и мы пошли погулять и встретить бабушку. Была весна, но дни стояли прохладные. На ещё не зазеленевших газонах и пустых цветниках отогревалась земля. Валерка бежал по дорожке, иногда наклонялся подобрать еловую шишку или рассмотреть первого жука. Зайдя за лавочку, он вдруг крикнул:
– Ясека!
Не поняв его, я перегнулась через лавочку:
— Что там, Валер?
И увидела на солнышке у бордюра маленькую ящерку, тёмно-зелёную, с переливающимся узором на спинке. Валерка присел и протянул к ней руки:
— Ясека, асинька, атобус!
Ящерка побежала прочь по газону. Валерка с криком бросился за ней.
Наверное, от холода ящерка была заторможена и бежала не слишком быстро. Валерка споткнулся и упал. По чистой случайности его ладошка хлопнула по ящерке. Валерка попытался зажать её в кулаке, но она проскользнула у него между пальцами и юркнула в щель под декоративными камнями цветника.
Валерка заплакал.
— Ясека, атобус! — горестно вскрикивал он.
Я подбежала, подняла его, стала успокаивать. Никак не ожидала, что он запомнил детский разговор в игровой комнате.
— Сынок, ну что ты? Ты же её поймал! И отпустил. Она же была у тебя в руке, правда?
От сострадания я готова была сейчас сказать ему что угодно.
Но Валерка плакал и был безутешен.
— А что у вас случилось? — услышали мы.
Валерка поднял голову и при виде бабушки заплакал ещё горше.
— Ящерка у нас убежала, — пришлось объяснить мне.
Бабушка села на лавочку и посадила внука себе на колени. Валерка заговорил, жалуясь и изливая ей своё горе.
— Ах она, эта ящерка! — посочувствовала бабушка. — А я тебе что-то привезла. Вот смотри.
— Бабушка открыла свою сумку и достала… тот самый автобус!
Валерка взвизгнул, не веря, и прижал игрушку к себе.
— Где ты взяла? — спросила я, потрясённая не меньше Валерки.
— Да у нас, в «Радуге». Как увидела, сразу собралась и поехала к внуку.
Валерка, забыв обо всём и не дыша, открывал дверцы, рассматривал, любовался.
— Ясека, атобус! — со счастливым всхлипом повторял он.
Вечером в игровой он самозабвенно рассказывал всем, способным его понять, о волшебной ящерке и своём долгожданном автобусе.
Об авторе
Любовь Молодых — прозаик. 46 лет, живёт в Алтайском крае. Пишет с детства. Немного играет на гитаре и аккордеоне, немного поёт. Пока видела, писала, вышивала, занималась бисероплетением. Теперь прежние виды рукоделия заменило макраме, но пишет по-прежнему, ради чего целенаправленно изучает компьютер. Вырастила сына. В 2011 году начала терять зрение, а в 2014-м — слух. Сейчас практически слепая, работает со звуковой программой. Из законченных произведений – роман, несколько повестей, рассказы. Пробует себя в журналистике. Дважды заняла второе место на конкурсе для слепоглухих «Со-творчество» (2020, 2021)
О конкурсе и организаторах
Положение о конкурсе «Мы и наши маленькие волшебники!», в котором могут принимать участие и взрослые и дети, а также порядок отправки работ на конкурс, смотрите по ссылке, рассказы финалистов сезонов 2018-2019 гг можно прочитать по ссылке и в отдельном сборнике рассказов «Дети и взрослые детям и взрослым» на Ridero. Рассказы финалистов 2020 года смотрите по этой ссылке, с работами финалистов 2022 можно ознакомиться тут. Новые работы пятого сезона смотрите на сайте «Классного журнала» в разделе «Читать как дышать».
«Классный журнал» (http://classmag.ru) – современный журнал полезных развлечений для детей 7-13 лет, который издательство «Открытые системы» выпускает с 1999 года. Каждый номер «Классного журнала» содержит самую актуальную информацию для детей, которые любят его за разнообразие жанров, тем и рубрик. Комиксы, квесты, анекдоты, страшилки, детективы, сканворды, тесты, эксперименты и даже новости для детей — все это есть в «Классном журнале»! Издание рассказывает об окружающем мире, взаимоотношениях, науке, путешествиях, о животных, природе, загадках нашего мира, публикует интересные истории и обзоры детской литературы, а также настольные игры, в которые можно играть всей семьей!
В 2019 на V Всероссийском конкурсе детских СМИ «Волшебное слово» «Классный журнал» был признан «Лучшим журнал для среднего школьного возраста», в 2020 на 10-м Деловом форуме российских СМИ «Классный журнал» стал победителем конкурса «Маленький принц». А в 2021 году «Классный журнал» завоевал высшую награду — Гран-при — конкурса детских СМИ «Волшебное слово», то есть официально был признан лучшим детским журналом России. «Классный журнал» — дважды лауреат знака «Золотой фонд прессы» 1-й степени и дважды призёр международного конкурса «Золотое перо Руси».
Скачать для ознакомления 20 номеров «Классного журнала» и журнала для дошкольников «ПониМашка» можно по ссылке.
София Агачер (agacher.com), писатель, автор книги для семейного чтения «Рассказы о Ромке и его бабушке», создатель «Литературного агентства Софии Агачер». Врач, живёт и работает в Москве и в Чикаго. Считает, что книга – это живое существо, а игра – один из основных способов общения взрослых и детей. По её мнению, конкурс коротких рассказов «Мы и наши маленькие волшебники» тоже может стать увлекательной игрой для всей семьи, поскольку вместе можно не только читать, но и сочинять, рисовать и фотографировать.
Фонд поддержки литературной деятельности и сценического искусства «Живая книга» был создан в Москве в декабре 2019 года по инициативе группы волонтеров, объединившихся вокруг проекта Международного конкурса короткого семейного рассказа «Мы и наши маленькие волшебники» и Фестиваля детских и юношеских театральных коллективов «Живая книга», с целью их развития, финансовой поддержки и издания литературы для семейного чтения. С деятельностью Фонда «Живая книга» можно ознакомиться в социальных сетях: «Инстаграм» и «Фейсбук» Фонда по ссылкам.
Фонд поддержки слепоглухих «Со-единение» (https://so-edinenie.org) учрежден 8 апреля 2014 года на заседании Наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив. Цель организации – системные изменения в области поддержки и социальной интеграции людей с одновременным нарушением слуха и зрения. Ежегодно Фонд реализует множество программ и поддерживает проекты, повышающие качество жизни слепоглухих людей.
См. также программу «Классное детство» на радио «МедиаМетрикс» , в которой София Агачер и член жюри конкурса «Мы и наши маленькие волшебники!», поэт, писатель, критик, драматург Лев Яковлев рассказали о том, для чего был придуман конкурс.