Классному журналу 25 лет
«Мы и наши маленькие волшебники»: 3 рассказа от доктора филологических наук из Германии

«Мы и наши маленькие волшебники»: 3 рассказа от доктора филологических наук из Германии

Cезон 23 года конкурса семейных рассказов «Мы и наши маленькие волшебники», который проводят «Классный журнал», «Литературное агентство Софии Агачер» и Фонд «Живая книга», продолжает доктор филологических наук и публицист Елена Мадден из Германии, которая прислала нам три своих рассказа — «В придуманном мире», «Чудо всегда возможно» и «Праздники-радости». Напоминаем, что ждём произведения и от детей, и от взрослых. Главное требование, чтобы рассказы были так или иначе связаны с семьёй или детством. Положение о конкурсе и порядок участия смотрите по ссылке.

«Мы и наши маленькие волшебники»: 3 рассказа от доктора филологических наук из Германии

В придуманном мире

Дочка наша перестала верить во всякие «глупые» выдумки. Догадалась, что вовсе не зубная фея заменяет выпавшие зубики монетками.

А сын всё фантазирует.

Начали наши дети из-за фантазий спорить.

Сын Деду Морозу письмо пишет, а трезвая рассудительная сестра смеётся: нет никакого Деда Мороза! Сын сердится: а вот и есть! своими глазами видел его год назад. Притворился, что спит, и ждал, а когда позвонили в дверь, глаза приоткрыл и подсматривал. И увидел: мама Деда Мороза впустила! На диван сели и разговаривали...

Пришло Рождество. Мы пошли на уличное представление.

Устроитель удивительный человек. По нему сразу видно, что не такой, как все. Вид странный: куртка жёлтая, а штаны красные и с пузырями на коленях, и вообще одежда обтрёпанная какая-то… можно за бомжа принять… Однако сам он себя художником считает. Имя себе взял из книжки: называет себя Пётр Пан.

В нашем районе его все знают. Одни городским сумасшедшим считают, другие уважают – за доброту: очень детей любит, всегда что-то интересное для них придумывает. Летом с огромным ведром в парк приходит, там мыльная вода, набирает её в длинную трубку – и выдувает гигантские мыльные пузыри. Дети подпрыгивают, ловят их! а кое-кто пузыри спасать пытается: дуют, отгоняют подальше, чтоб не задел никто эти зыбкие радужные шары, чтоб не лопнули.

А зимой, на Рождество, бомж-художник приглашает всех на спектакль с огромными куклами: Мария, волхвы… Кукол Пётр сам делает, из папье-маше, и одежды сам шьёт. В пьесе Петра только одна роль не кукольная: роль новорождённого Христа, его всегда ребёнок играет. Маэстро выбирает из толпы какого-нибудь малыша – и кладёт в деревянные ясли на солому: Христос родился, приходите, волхвы!

В тот год, о котором речь, Пётр выбрал на роль младенца-Христа… нашу дочь! Поднял её высоко, показал всем. Небо серое, темнеет уже, дочка в розовой курточке, капюшон с белой пушистой оторочкой, издалека видно. А тут ещё и снег пошёл – очень кстати, падает нежными хлопьями, окутывает нас кружевом снежным, красиво!

Кажется, сын позавидовал, убежал на детскую площадку. И там в тёмном углу рядом с урной обнаружил мёртвую птицу...

Сестру-неверу судьба свела с чудом Рождества, братика же, фантазёра, столкнула лицом к лицу с жизнью без чудес. Со смертью, если своими словами назвать.

Чудо всегда возможно

На каникулы мы собирались поехать к бабушке с дедушкой. Мечтали: будем кататься на лыжах, на ледянках. Валяться в сугробах и глазеть на звёзды. Выходить гулять ночью: морозно, снег скрипит под ногой, блестит острыми искрами в свете луны.

И тут этот звонок. Бабушка умерла…

Мы, папа и мама, долго думали, как поступить. Всем ли ехать. Жалко было малышей: вместо вымечтанных зимних радостей будут похороны, слёзы, горькие переживания и мрачные мысли. Ещё и эта мёртвая птица на Рождество!

Решили: поедет только мама, дети останутся дома. Но о смерти бабушки мы им скажем.

Слушали нас встревоженные, подавленные. Сын спросил растерянно:

– А потом? Когда ничего не будет?

Папа ответил:

– Бабушку в землю спрячут. Вы уже были на кладбище, знаете…

Сын мотнул головой и заявил убеждённо:

– Станет бэби… И я потом буду бэби.

Мы не поняли. Я попыталась поправить: вообще-то становятся старше и старше! Папа добавил: а потом уходят из жизни, тут ничего не поделать.

Но оказалось, сын наш думал о другом. Упрямо повторил:

– Бабушка снова будет бэби. Хорошим бэби.

Кажется, он Рождество вспоминает?! и заодно Пасху, воскресение?

Ребёнок наш продолжил:

– Потом бабушка растает...

А это из сказки о Снегурочке? недавно читали…

Сын подытожил:

– А потом – снова будет бэби!

Тут я наконец догадалась: это он о череде рождений-перевоплощений!

Папа признался: оказывается, читал детям книжку о Тибете. Там и идея о реинкарнации, о рождении в новом теле упоминалась. Мне всегда казалось, наш умный начитанный папа слишком рано знакомит детей со сложным. Но тут подумалось: а может, и не рано?

Может, именно фантазии помогли сыну понять «сложное». Помогли увериться: в мире есть место волшебству, чудо всегда возможно! А смерти – нет.

Праздники-радости

В семье, с которой мы дружим, мама русская, а папа швед; сын Тошка – ровесник наших детей. У семейства есть летний дом в Швеции, sommerhus, и мы уже пару раз были там.

Летом в каникулы в шведской глубинке всегда есть чем заняться. Кроме купания и вечерних настольных игр, мы разъезжаем на скутере, ходим в походы. Встречаем рассвет на горе Омберг – там видно, что земля круглая! Озёра вдали подчёркивают кривизну горизонта…

Но в этот раз нас пригласили на осенние каникулы. И это значит: купания и походы исключены.

Придётся в основном дома сидеть… Ничего, возьмём с собой побольше настолок.

А главное, опять устроим «выставку» или «музей».

Потянулись караваны с сокровищами – в комнату, запертую для взрослых. Лишь иногда удавалось мельком увидеть, что туда доставляется.

. ..Хлопочем на кухне. Дверь распахивается, на пороге Музейные Работники. В руках у них… Ох, только не это! Видимо, ребята наши побывали на шведской свалке. И чего только не выбрасывают эти шведы… Игрушечная клетка с механической птицей. Красная бесхвостая шведская лошадка, главный сувенир туриста. Старая пишущая машинка Mercedes (каретка, похоже, сломана.) И – вот это непонятное, страшноватое… поломанный, заржавленный, запылённый аппарат неизвестного назначения!

Энтузиасты музейного дела забыли о том, как смотрит на грязь и старьё хозяйка дома!

Мара добрая, хлебосольная, но… у неё пунктик насчёт чистоты и порядка. В её шведском доме не бывает пыли, никогда! По-моему, пыль даже и не заводится, наверное, боится Мариного острого глаза…

Превыше всего наша хозяйка ценит здоровье и комфорт; если её сыну взбредёт в голову безумная идея переночевать в пиратском домике на дереве, начинаются долгие (на несколько часов) споры и уговоры. Наконец достигается компромисс: Мара тащит на дерево... матрас, одеяло с подушкой и постельное бельё!

И как только наши ребята решились притащить в дом хлам?!

Контрабандисты с рухлядью накрыты на месте преступления. У Мары глаза сверкают молниями. Гроза начинается… но я опережаю гром на полсекунды: «Нет-нет, ребята, всё грязное несём назад!» Мара кивает. Ребята отступают, и Мара поворачивается к плите. Не знает она, как сладок бывает запретный плод…

На следующий день, проходя мимо комнаты, куда взрослым хода нет, мельком успеваю заметить нечто громоздкое, наспех прикрытое полотенцем.

И вот приходит долгожданный день. Нас приглашают в запретную комнату. При входе шкафчик: одна створка открыта, внутри столик и стульчик – это касса, роль кассового аппарата играет пишущая машинка Mercedes. Билетики традиционно выполнены вручную. Мне дают скидку: я «пресса», моя задача фотографировать – и сообщить о событии широкой публике, завтрашним гостям.

На сей раз внутри не музей – для нас приготовлено шоу!

Ведёт его Тошка. Он выглядит демонически: перемазан чем-то чёрным, в дублёной жилетке, отороченной барашком, в шапочке, пронзённой кинжалом.

Столько сил брошено на спецэффекты! Наши синяя и красная лампы пошли в дело, стеклянные шахматы светятся в подсветке. Демон-ведущий объясняет идею: «Красное против синего», это слоган «выставки», красное – лето, а синее – зима, они встречаются осенью, вот сейчас. Ах, ну да, ещё и хэллоуин скоро – на столике свечка оплывает кровавым наростом, в прошлом году о ней забыли, а теперь вспомнили и вставили в шоу!

Ведущий срывает покрывало с громоздкого предмета у стены…

Аня шепчет Маре: «Мы это помыли! и отремонтировали!» Мара сводит брови, но потом величественно кивает… это означает прощение и позволение…

Тошка нажимает кнопку, машина гудит, из неё вырывается – пар? «Машина для производства тумана!» – торжественно провозглашает ведущий.

Включается музыка, заглушая гудение аппарата. На полу, как взлётная полоса, гирлянда огней, по ней ползут и подымаются ввысь клубы тумана...

Восхищаюсь, фотографирую… ну, удивили!

«Мы и наши маленькие волшебники!»: два рассказа о детях войны

Об авторе

Елена Тихомирова / Елена Мадден печатается также под псевдонимами Елена Тима, Е. О’Морфи, Селена Тик, Тим Штиллер.

Доктор филологических наук. После переезда в Германию (2004) работала редактором на DW-TV («Немецкая волна»), руководила молодёжным и семейным центром «Шалаш», работала в частной гимназии им. Гёте. Консультант по детскому многоязычию, публицист. Создатель мастерских Palmstudio, Trickfilmlabor, AniMalstudio, нескольких десятков видео- и анимационых проектов, два из которых участвовали в фестивальных показах.

Автор пяти книг, в том числе двухтомной монографии о современной прозе русского зарубежья и России, справочника «Русские литераторы в Германии» на немецком языке. Пишет детские и «взрослые» рассказы, эссе. Публиковалась как историк русской литературы в научных сборниках, как критик и эссеист в журналах «Знамя», «Новый мир», «Октябрь», «НЛО», «РЖ» («Русский журнал»), «Новый журнал», «Футурум АРТ», «Дети Ра», «Черновик», «Топос», «Студия», «Берлин. Берега», «Четвёртая волна», «Драгоманъ Петровъ», «Textura» и др.

О конкурсе и организаторах

Положение о конкурсе «Мы и наши маленькие волшебники!» сезона 2023-24 годов, в котором могут принимать участие и взрослые и дети, а также порядок отправки работ на конкурс, смотрите по ссылке. Рассказы финалистов сезонов 2018-2019 гг можно прочитать по ссылке и в отдельном сборнике рассказов «Дети и взрослые детям и взрослым» на Ridero. Рассказы финалистов 2020 года смотрите по этой ссылке и в сборнике семейных рассказов «Когда я пишу» на платформе Ridero по ссылке, а с работами финалистов 2021 года можно ознакомиться тут. Лучшие работы финалистов сезонов 2021 года и 2021-22 годов вошли в сборник рассказов «О моей семье», который опубликован также на Ridero. Новые работы шестого сезона смотрите на сайте «Классного журнала» в разделе «Читать как дышать».

«Классный журнал» (http://classmag.ru) – современный журнал полезных развлечений для детей 7-13 лет, который издательство «Открытые системы» выпускает с 1999 года. Каждый номер «Классного журнала» содержит самую актуальную информацию для детей, которые любят его за разнообразие жанров, тем и рубрик. Комиксы, квесты, анекдоты, страшилки, детективы, сканворды, тесты, эксперименты и даже новости для детей — все это есть в «Классном журнале»! Издание рассказывает об окружающем мире, взаимоотношениях, науке, путешествиях, о животных, природе, загадках нашего мира, публикует интересные истории и обзоры детской литературы, а также настольные игры, в которые можно играть всей семьей!

В 2019 на V Всероссийском конкурсе детских СМИ «Волшебное слово» «Классный журнал» был признан «Лучшим журнал для среднего школьного возраста», в 2020 на 10-м Деловом форуме российских СМИ «Классный журнал» стал победителем конкурса «Маленький принц». А в 2021 году «Классный журнал» завоевал высшую награду — Гран-при — конкурса детских СМИ «Волшебное слово», то есть официально был признан лучшим детским журналом России. «Классный журнал» — дважды лауреат знака «Золотой фонд прессы» 1-й степени и дважды призёр международного конкурса «Золотое перо Руси».

Скачать для ознакомления 20 номеров «Классного журнала» и журнала для дошкольников «ПониМашка» можно по ссылке.

«Охотники» Бориса Алексеева на конкурс «Мы и наши маленькие волшебники!»

София Агачер (agacher.com), писатель, автор книги для семейного чтения «Рассказы о Ромке и его бабушке», создатель «Литературного агентства Софии Агачер». Врач, живёт и работает в Москве и в Чикаго. Считает, что книга – это живое существо, а игра – один из основных способов общения взрослых и детей. По её мнению, конкурс коротких рассказов «Мы и наши маленькие волшебники» тоже может стать увлекательной игрой для всей семьи, поскольку вместе можно не только читать, но и сочинять, рисовать и фотографировать.

«Охотники» Бориса Алексеева на конкурс «Мы и наши маленькие волшебники!»

Фонд поддержки литературной деятельности и сценического искусства «Живая книга» был создан в Москве в декабре 2019 года по инициативе группы волонтеров, объединившихся вокруг проекта Международного конкурса короткого семейного рассказа «Мы и наши маленькие волшебники» и Фестиваля детских и юношеских театральных коллективов «Живая книга», с целью их развития, финансовой поддержки и издания литературы для семейного чтения. С деятельностью Фонда «Живая книга» можно ознакомиться в социальных сетях Фонда по ссылкам в VK, «Инстаграм» и «Фейсбук».

Рассказы для семейного чтения от Нины Соловцовой из Москвы

См. также программу «Классное детство» на радио «МедиаМетрикс» , в которой София Агачер и член жюри конкурса «Мы и наши маленькие волшебники!», поэт, писатель, критик, драматург Лев Яковлев рассказали о том, для чего был придуман конкурс.


Поделиться: