Классному журналу 25 лет
Рассказы о любимом внуке Яше от Татьяны Зельдович из Москвы

Рассказы о любимом внуке Яше от Татьяны Зельдович из Москвы

Сезон 23-24 годов конкурса семейных рассказов «Мы и наши маленькие волшебники», который проводят «Классный журнал», писательница София Агачер и Фонд «Живая книга», продолжает литературный переводчик из Москвы Татьяна Зельдович. Напоминаем, что мы ждём произведения и от детей, и от взрослых. Главное требование, чтобы рассказы были короткими и так или иначе связаны с семьёй или детством.

 

ЯША И ШОКОЛАД.

Яша очень любит шоколад. Нет, Яша не просто любит шоколад, а любит его до самозабвения, до отказа от прогулок, мультиков и прочих детских развлечений. За шоколад он способен каждый день чистить зубы, убирать игрушки, вовремя ложиться спать и даже (о, представьте себе это нечеловеческое испытание!) есть овощной суп!

Каждый вечер, едва заслышав скрип входной двери, он немедленно бросается встречать вошедшего неизменным вопросом:

— А вы купили что-нибудь вкусненькое?

Но эти странные взрослые постоянно делают вид, что не понимают, ЧТО он имеет в виду. Бабушка обычно отвечает:

— Конечно! Вот капуста, картошка, морковка. Сейчас такой вкусненький борщ сварим — пальчики оближешь!

Мама, словно эхо, вторит ей:

— И мясной фарш! Котлетки будут такие вкусненькие!

А папа... Тот вообще почему-то сам начинает задавать всякие глупые вопросы:

— А ты сегодня съел весь обед? И суп? И гарнир? И котлету? А руки ты мыл перед едой?

Так что не жизнь, а сплошное разочарование! Но Яша не унывает, случается и на его улице праздник: стоит кому-то прийти в гости, Яша знает — в доме появился шоколад, теперь главное не зевать!

Куда только взрослые ни прятали от Яши шоколад: в шкаф, на шкаф, в холодильник, на холодильник, в кастрюли, в коробки, в шкатулки — он может найти его везде! «По запаху», как выражается папа или «по зову сердца», как считает бабушка.

Раннее утро. Бабушка входит на кухню. За столом сидит счастливый внук в окружении многочисленных фантиков от шоколада.

— А что скажет мама? — для порядка спрашивает бабушка.

- А я сейчас все быстренько выброшу — она и не узнает! - заговорщицки улыбается Яша.

Мама, конечно, все узнает и, разумеется, не от бабушки — у нее тоже «нюх»: это «нюх» на съеденный шоколад. Ужасно рассердившись, она убирает все, что еще не успел съесть Яша на самый верх шкафа. А папа страшным голосом предрекает:

— А кто полезет за шоколадом, тот получит по шее!

Яша глубоко вздыхает и предпочитает на время отступить — есть и другие всякие интересные дела: роботы там разные, полицейская станция опять же не достроена... Постепенно все расходятся по своим делам.

Однако мамин «нюх» никак не дает ей посидеть спокойно на одном месте! Некоторое время спустя она отправляется на кухню и застает «преступника» прямо на месте «преступления»: забравшись ногами на стол, Яша старательно пытается достать предмет своей страсти при помощи длинной палки. Пришедший вслед за мамой папа интересуется:

— А по шее?

Яша изумленно оглядывается на него — в широко распахнутых, абсолютно невинных глазах застывший вопрос: «Кому? Мне? За что?»

— Я же сказал: «А кто полезет за шоколадом...»

Яша обрадовано перебивает:

— Так это же не я! Это палочка!

— Ну, значит, палочка получит по шее... — не совсем уверенно заканчивает папа и вопросительно смотрит на маму.

— Ладно, — соглашается Яша. — А где у палочки шея?

 

ЯША И КОШКИ.

У Яши три кошки или, точнее, как говорится в одном мультике: два кота и одна кошечка.

Кошечка, правда, совсем уже не кошечка, а вполне себе большая взрослая кошка — даже старше Яши. Мама рассказывает, что она сама пришла к ним в дом. Вот так сама прямо взяла и пришла.

Когда мама рассказывала это, Яша всегда представлял себе этакую кошечку в сарафане, платке и с узелком в когтистых лапках — такую картинку он видел в книжке. Ну, в той самой, где «тили-бом, тили-бом — загорелся кошкин дом». Он представлял себе, как она робко, переминаясь с лапки на лапку стояла у дверей их квартиры и теребила свой узелок, скромно опустив глаза.

Яша, разумеется, знает, что так быть не могло — кошки не носят платков и сарафанов, что все это «художественный вымесил», как говорит бабушка. Все понятно. Художники, они ведь любят все месить: глину там, краски... В голове у них постоянно что-то придумывается, что-то одно с другим перемешивается. Ну, вот один из них и вымесил у себя в голове такую картинку, потом нарисовал, а чем Яша хуже? Он у себя в голове тоже что угодно намесить может... Вполне художественно получается...

А кошка? Она просто проскочила под колесами Яшиной коляски, когда мама завозила ее домой с прогулки и села у стены.

— Уселась так нагло и смотрит на меня своими глазищами, мол: «Вот я пришла, делайте со мной, что хотите...» — это уже бабушка рассказывала.

Так кошка и осталась у них, а потом родила четырех котят. Один из тех котов, что живут сейчас у Яши, и есть ее сын, Пусик.

А второй тоже сам пришел. Совсем недавно. Про это Яша сам может рассказать! Может быть, первые двое его позвали? Кто знает! Может быть, похвастались как хорошо им живется у Яши, вот он и пришел к ним под дверь: худой, грязный, вонючий, блохастый. Зато маленький! С ним можно бегать по всей квартире и играть!

Яша привязывает к веревке фантик, фантик шуршит, а котенок пытается его поймать. Еще можно, накрывшись одеялом, пошевелить ногами, а котенок уже тут как тут: выпустил коготки и пытается достать то что шуршит там, под одеялом. А если утащить у бабушки клубок, выпустить из него нитку и щекотать ее котенкины уши, он будет пытаться поймать ее. Смешно подпрыгивает, пытается ухватить нитку лапками. Получается так, как будто он прыгает и хлопает в ладоши.

Все кошачьи игрушки больше не лежат без дела: то он гоняет по комнате веревочную мышь, то пытается достать шарик из пластмассовой ловушки.

Мама-кошка и ее сын снисходительно взирают на него с высоты своих лежанок, но Яша знает: если сидеть тихо-тихо и делать вид, что ты совсем на них не смотришь, они спускаются вниз и потихоньку играют в игрушки, которые долгое время старались не замечать.

Пусик любит ловить привязанного к палке краба, а Мама-кошка ложится на спину и гоняет вокруг себя мягкий мячик, трется о него носом и ушами. Наверное, вспоминает свое детство. Ведь оно у нее тоже когда-то было! Не могло же не быть.

 

ЯША И БУКВЫ.

Яша учится читать.

— «М», «А» — ма. «М», «А» — ма.

— Что получилось?

— Мама?

— Молодец! – папа очень доволен. – Давай дальше…

— «П», «А», «П», «А» — папа!

— Очень хорошо! Читай здесь.

— «Ж», «А», «Б», «А»…

— Что получается?

У Яши почему-то неожиданно зачесалась нога, потом голова, спина… Поднимает на папу несчастные, ничего непонимающие глаза и неуверенно спрашивает:

— Может, «бабушка»?..

— Почему это «бабушка»? – оторопело спрашивает папа, опасливо поглядывая на дверь гостиной, где бабушка смотрит телевизор.

— Ну, «мама» была, «папа» был. Теперь «бабушка»!

— Никакая не «бабушка»! - папа опять покосился на дверь. – Читай сначала!

Яша тяжело вздыхает – но ничего не поделаешь: папа – это авторитет. Ох, нелегок ты, путь просвещения!

— «Ж», «А» — жа… «Б». «А» — ба…

Некоторое время Яша молчит. «Сначала подумай – потом говори!» — постоянно твердит папа. Яша думает. Но буквы никак не хотят складываться в слова, и в голову постоянно лезут разные посторонние мысли. И зачем взрослые придумали эти ужасные буквы! Куда проще – нарисовал картинку – и всем все ясно: где робот, где танк, а где ракета летит в космос. Ан, нет! «Ах, какая вкусная морковка!» — сказала бабушка, увидев ракету. Мама назвала танк сковородкой, а папа долго рассматривал робота вверх ногами, а потом сказал: «Вообще-то ты мне польстил, старик! Я вовсе не такой красивый, как на твоем портрете!» Яша не стал его разочаровывать. Взрослым можно не понимать Яшины картины – они взрослые, а вот Яше приходится сидеть и думать, что же скрывается за этими таинственными «Ж», «А», «Б», «А»! Ведь ни за что не отвяжутся! А у него такие важные дела: пока мама не узнала, что Яша поменял своих бакуганов на Костиных, надо с ними поиграть, потом поменять их на Сашины машинки, а те в свою очередь на Вовин пистолет.

— Ну, ты что, уснул? – голос папы возвращает его обратно.

— «Ж», «А», «Б», «А»…

Что же они хотели этим сказать? Как все-таки жалко, что взрослые не умеют так хорошо рисовать, как Яша! Хотя, постойте-ка…

— «Жираф»! – обрадованно кричит Яша.

—? !? – папа в изумлении смотрит на сына, потом начинает хихикать и выбегает из комнаты. Пошел маме жаловаться! В комнату входит бабушка.

— Бабушка! Посмотри, кто это? – Яша в отчаянии протягивает ей книжку. Она долго рассматривает картинку, подпись под которой он так долго читал. Яша, затаив дыхание, смотрит на нее – неужели опять скажет, морковка?

— Это жираф – говорит бабушка. – А вот это, кто? – бабушка тычет пальцем в самый угол картинки.

Яша внимательно вглядывается в изображение – что же там еще может быть? В самом низу, у ног жирафа, в траве сидит большая зеленая…

— А! «Лягушка»! Теперь я знаю, что и она тоже на «Ж»! – радостно сообщает Яша.

 

ЯША И ШКОЛА.

Скоро в школу. Теперь все взрослые, которые приходят к ним в дом считают своим долгом первым делом спросить: «Ну, как ты? К школе готов?» Как будто Яша идет не в школу, а собирается, по крайней мере, в космический полет! На такие глупости Яша даже не отвечает: он неопределенно пожимает плечами и, не поднимая глаз на вопрошающего, задумчиво ковыряет ногой паркет.

— Ох, с этой школой сейчас столько забот! Столько забот! Столько всего надо сделать, купить. А эта новая школьная форма! Кстати, вы не знаете, где ее лучше покупать? — приходит на выручку бабушка, незаметно подталкивая Яшу к дверям его комнаты. Она прекрасно знает, что следующим вопросом будет: «Хочешь в школу?» На что Яша честно ответит: «Нет».

Взрослые почему-то страшно удивляются, когда слышат, что Яша не хочет в школу. Наверное, они думают, что все просто обязаны хотеть идти в школу! Или, может быть, они испытывают досаду от того, что Яше не придется познать горечь разочарования от несоответствия действительности с радужными ожиданиями?

Не тут-то было! В отличие от большинства своих сверстников, которые все еще пребывают в прекрасном неведении по поводу этой коварной ловушки взрослых и мечтают о дне, когда станут школьниками, Яша прекрасно знает, что все это сплошное надувательство! Да, есть и спать там не заставляют, но ведь и играть не дают! И не погуляешь теперь вволю — придется делать уроки.

Вот эти самые уроки больше всего и пугают Яшу. Где их делать? Зачем? А главное: КАК? В школе урок длится почти час. (Так рассказывала мама.) Час — это ни один, ни два, а целая куча историй про Фиксиков или Машу с Медведем! Это надо себе представить: целый час сидеть на одном месте!

Яше это не удается, даже когда он смотрит мультики. Всегда находятся разные другие дела: поиграть с котами, построить дом из Лего, полистать журналы, которые бабушка складывает на полку, посмотреть в окно, куда побежали девчонки из квартиры напротив, нарисовать страшного монстра и пойти попугать бабушку — вот сколько всего можно успеть сделать, пока показывают эту кучу мультиков! А тут сиди и не двигайся. Как можно?!

А еще на уроках нельзя разговаривать. Это рассказывал Витек из первого подъезда — он уже совсем взрослый — осенью пойдет во второй класс. У него нет одного переднего зуба, и сквозь эту дыру он так классно плюется! Хотя маме это совсем не нравится. Когда у Яши зашатался передний зуб, и он сообщил ей, что скоро сможет тоже так классно плеваться, она очень рассердилась и сказала, что Витька-хулиган и что Яше лучше держаться от него подальше. У взрослых всегда так: как что интересное — держись от него подальше, а как какая-нибудь ерунда, то это полезно! Но Яша все равно дружит с Витькой, когда мама не видит.

— Это кошмар какой-то, — рассказывал Витек. — Чуть повернулся к соседу — ластик одолжить, сразу: «Бойцов! Не вертись и не разговаривай!». А я что, разговаривал что ли? Просто сказал: «Эй, Смирнов! Где такой четкий ластик раздобыл? Это кто: тролль или гном? Мне папа такой зелененький принес, на Папаса похож, но я его дома забыл...»

— Кошмар! — соглашается Яша.

Действительно: попробуй целый час помолчать! А вдруг за это время совсем разучишься говорить? Кончился урок, а ты стоишь бедный и слова вымолвить не можешь – забыл, как. Ужас! Не школа, а издевательство какое-то: отсиди эти уроки в школе, а потом делай их дома! Что же это получается? Значит теперь, Яша должен и дома по часу (а, может, больше?!) сидеть, не шелохнувшись и молчать?! Да кто может этого хотеть?! Только не Яша!

 

ЯША И ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ.

Это была поистине ужасная ночь. Яше постоянно снился какой-то совсем посторонний мальчик, а из головы никак не хотел выходить стишок, который ему недавно читала бабушка:

«Почему сегодня Петя просыпался десять раз?

Потому что он сегодня поступает в первый класс...»

Мальчик в его сне достигал неимоверных размеров и походил, скорее, на Халка, чем на школьника. Он тряс своим огромным рюкзаком, и из него прямо Яше на голову летели разные учебные принадлежности. Их становилось все больше и больше, и он оказывался, буквально погребен под кучей пеналов, тетрадей, учебников, папок для труда, мешков для сменной обуви и спортивной формы и прочими разными более мелкими предметами.

В страхе Яша просыпался, но не звал маму — что он маленький что ли? Он тихо лежал и смотрел, как подсвеченные Луной ветви деревьев образуют на противоположной стене разные затейливые картины. Он тоже просыпался раз десять, но вовсе не потому что, подобно этому Пете, очень боялся опоздать в школу. Совсем наоборот! Он строил планы, как ему туда не пойти.

От того, чтобы залезть под кровать и не вылезать, он сразу отказался. Папа все равно вытащит и понесет на себе. Даже если Яша будет брыкаться, кусаться и отказываться идти. Это Яша уже пробовал в далеком детстве, когда не хотел идти в детский сад. Теперь нужно действовать по-взрослому.

Если мама не хочет ехать в гости к другой бабушке, она кладет на лоб мокрое полотенце и жалобным голосом, еле шевеля губами, шепчет, что разыгралась страшная мокрень, что она даже рукой не может пошевелить, боясь вызвать новый приступ боли.

Ну, во-первых, Яше никто не даст мокрое полотенце, чтобы устроить эту самую «мокрень», а, во-вторых, ему обязательно будут мерить температуру (маме вот никто не додумывается ее померить!), она, разумеется, окажется нормальной, папа назовет его «силуянтом», бабушка «изобретательным малым», а мама рассердится, и Яше все равно придется идти в школу.

Может, пока все спят, сбежать из дома? Пойти куда-нибудь далеко-далеко навстречу приключениям? Он возьмет большой папин пятнистый рюкзак, положит в него коробку с Лего... Тот набор, что он еще не успел собрать. Правда, некоторые детали уже потерялись, но он ведь — «изобретательный малый», как считает бабушка, он обязательно что-нибудь придумает! Тем более там, далеко-далеко никто не будет им командовать: заставлять мыть руки, убирать игрушки — и заниматься всякой подобной чепухой. У него будет предостаточно времени, чтобы все закончить.

Потом нужно взять своего большого плюшевого пингвина... Яша сколько себя помнит, этот пингвин всегда рядом. Конечно, сейчас Яша уже совсем большой. Можно даже сказать взрослый. Не старый, конечно, как мама, папа и бабушка, а молодой взрослый. Но ведь ему нужен будет товарищ. Просто, чтобы поговорить, посоветоваться...

Одежду надо будет взять: шубу, шапку — вдруг станет холодно! Обязательно резиновые сапоги. Теперь ему никто не будет запрещать бегать по лужам! Он будет бегать по лужам целый день, и никто не крикнет: «Это слишком глубокая лужа! Куда тебя понесло?! И, вообще, пора идти обедать!»

Кстати, по поводу обеда... Яша знает, куда мама спрятала ту большую коробку шоколадных конфет. Их он тоже обязательно возьмет... Яша улыбается. Он уже видит себя отважным путешественником — покорителем горных вершин, первооткрывателем далеких островов и великим завоевателем новых земель...

Ветви, подсвеченные Луной, рисуют перед ним разные картины его грядущих побед и открытий. «Да, побег — это самый лучший выход из создавшегося положения», — думает Яша и засыпает…

Об авторе:

Рассказы о любимом внуке Яше от Татьяны Зельдович из Москвы

Зельдович Татьяна родилась в семье инженеров-строителей на молодежной комсомольской стройке. Жила в Сибири, Норильске, Забайкалье. Окончила МГПИ им. Ленина (ныне МПГУ), факультет иностранных языков. Преподавала английский и немецкий, сотрудничала в качестве переводчика с периодическими изданиями и издательствами «Махаон», «Росмэн», «АСТ». Мама троих детей и пятерых внуков.

 

О конкурсе и организаторах:

Положение о конкурсе «Мы и наши маленькие волшебники!» сезона 2023-24 годов, в котором могут принимать участие и взрослые и дети, а также порядок отправки работ на конкурс, смотрите по ссылке. Рассказы финалистов сезонов 2018-2019 гг можно прочитать по ссылке и в отдельном сборнике рассказов «Дети и взрослые детям и взрослым» на Ridero. Рассказы финалистов 2020 года смотрите по этой ссылке и в сборнике семейных рассказов «Когда я пишу» на платформе Ridero, а с работами финалистов 2021 года можно ознакомиться тут. Лучшие работы финалистов сезонов 2021 года и 2021-22 годов вошли в сборник рассказов «О моей семье», который опубликован также на Ridero. Новые работы шестого сезона смотрите на сайте «Классного журнала» в разделе «Читать как дышать».

«Классный журнал» – современный журнал полезных развлечений для детей 7-13 лет, который издательство «Открытые системы» выпускает с 1999 года. Каждый номер «Классного журнала» содержит самую актуальную информацию для детей, которые любят его за разнообразие жанров, тем и рубрик. Комиксы, квесты, анекдоты, страшилки, детективы, сканворды, тесты, эксперименты и даже новости для детей — все это есть в «Классном журнале»! Издание рассказывает об окружающем мире, взаимоотношениях, науке, путешествиях, о животных, природе, загадках нашего мира, публикует интересные истории и обзоры детской литературы, а также настольные игры, в которые можно играть всей семьей!

Рассказы о любимом внуке Яше от Татьяны Зельдович из Москвы

София Агачер – писатель, автор книги для семейного чтения «Рассказы о Ромке и его бабушке», создатель «Литературного агентства Софии Агачер». Врач, живёт и работает в Москве и в Чикаго. Считает, что книга – это живое существо, а игра – один из основных способов общения взрослых и детей. По её мнению, конкурс коротких рассказов «Мы и наши маленькие волшебники» тоже может стать увлекательной игрой для всей семьи, поскольку вместе можно не только читать, но и сочинять, рисовать и фотографировать.

Рассказы о любимом внуке Яше от Татьяны Зельдович из Москвы

 

Фонд «Живая Книга» основан в декабре 2019 года. Основной целью фонда является популяризация семейного чтения через проведение различных конкурсов, театральных фестивалей, выступления писателей в библиотеках и издание книг для семейного чтения с последующим их распространением, в том числе и в библиотечных фондах.

 

Рассказы о любимом внуке Яше от Татьяны Зельдович из Москвы


Поделиться: