Детская пресса - на острие атаки
День российской печати, который в России отмечают 13 января, невозможно представить без детской прессы. Сегодня, когда дети читают всё меньше, именно детские журналы, формирующие привычку к чтению, находятся на передовой. И как раз детским СМИ сегодня тяжелее всего. Каковы же главные проблемы, и есть ли у них решения? Над этим вопросом размышляет главный редактор детского еженедельника "Классный журнал" Алексей Ходорыч.
Главная проблема заключается в том, что детские издания зарабатывают не на рекламе, а, в основном, только на подписке и продаже тиража. Но журналы и в рознице становятся всё менее доступны – за возможность продажи в торговых сетях надо платить, закрываются киоски. Из-за сокращения объемов финансирования журналы исчезают и из детских библиотек, которые всегда являлись важным звеном коммуникации с читателем. Библиотеки не могут подписаться даже на те издания, на которые они подписывались ранее. Именно детским библиотекам и присутствию в них детских журналов был посвящён вопрос "Классного журнала" Президенту России Владимиру Путину на ежегодной конференции.
О всех этих проблемах "Классный журнал" уже не раз рассказывал в СМИ (см.: "Бумажная пресса умрёт, но детская — умрёт последней" на Life.ru, "Классная работа" в журнале "Журналист", "Образование через развлечения" в газете "Горизонты современного образования". Ситуация складывается непростая. С одной стороны, уход СМИ в Интернет становится повальным. Вот уже и "Коммерсантъ" прекратил выпуск печатных версий популярных журналов "Деньги" и "Власть", еженедельный тираж которых составлял по 60 тысяч экземпляров с общей аудиторией более 760 тысяч человек. Руководители "Коммерсанта" объясняют закрытие тем, что расходы на печать тиража съедал всё, что удавалось с помощью тиража заработать. Но у детских изданий нет доходов от рекламы вообще, а уход в онлайн практически равнозначен смерти. Ведь сейчас дети в Интернете в основном играют, смотрят видео и общаются, но не читают! Т.е. детские журналы ценны именно в своей бумажной ипостаси, поскольку создают у детей привычку к чтению, вовлекают в процесс. Журнал, в отличие от Интернета, не имеет гигиенических ограничений по времени его изучения, не распыляет, но но концентрирует внимание, учит думать, анализировать и фантазировать. Это, конечно, не книга, но ступень к ней, потому что журнал прочитать проще.
Получается, что, с одной стороны, детские печатные СМИ очень нужны, поскольку они выполняют не только развлекательную и информационную, но и социально значимую функцию. А с другой – многие такие журналы уже закрылись, многие близки к закрытию, а те, которые существуют, лишаются своей аудитории и не могут развиваться, так как им категорически не хватает финансирования.
Именно эти проблемы обсуждались в октябре 2016 года на II Всероссийском Фестивале детской прессы в "Орлёнке" , организованном Союзом издателей ГИПП при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
Редакторы и издатели детских газет и журналов из разных регионов России вот уже второй раз собрались на ежегодный Фестиваль. Знакомили детей, отдыхающих в "Орленке", со своими изданиями, устраивали конкурсы и викторины, выпускали вместе с ребятами газеты, посвященные Фестивалю. А жемчужиной Фестиваля стало подведение итогов конкурса детских региональных СМИ "Волшебное слово".
В номинации "Лучший детский журнал" победителем стал журнал "Кипиня", выходящий на карельском, финском и вепсском языках (Петрозаводск). Лучшей газетой стала газета "Шанс" (Шахты, Ростовской области). Победа в номинации "Лучшее художественное решение", по общему решению жюри, была отдана журналу "Православная радуга" из Самары. Журнал "Наш Филиппок" (Белгород) стал победителем конкурса в номинации "Лучшее редакторское решение". Лучшее дизайнерское решение члены жюри увидели в журнале "Кот Учёный" (Крым). "Агентство детских новостей "Ворон и Ёж" (Воронеж) стало победителем конкурса в номинации "Лучший детский сайт". Седьмой стала персональная номинация "За преданность делу". Вера Алексеевна Дригайло, главный редактор газеты "Веснушка" (Белгородская обл., Старый Оскол), была единогласно признана легендой конкурса и получила диплом победителя.
Неожиданным подарком для участников торжества стало импровизированное выступление команды издателей и жюри конкурса. "Песня друзей" из мультипликационного фильма "Бременские музыканты" завершила церемонию награждения.
А главным итогом этого грандиозного события, по мнению всех участников, стали три дня творчества и позитивного общения. А сам конкурс "Волшебное слово" не только выявил лучшие региональные детские СМИ, но и послужил великолепной площадкой для сближения единомышленников. Мы стали настолько сплоченной командой, что сразу по возвращению в Москву создали группу "Друзья детской прессы", где сейчас для обсуждения выложена Концепция государственной поддержки детской прессы, подготовленная Союзом издателей ГИПП. В Концепции приводится целый ряд направлений, которые могли бы изменить ситуацию - поддержка чтения у детей и молодежи, снижение издержек производства детских изданий, преодоление входных барьеров на рынок, снижение розничной цены для поддержки читательской аудитории и др.
А сразу после Фестиваля мы вместе с начальником отдела периодической печати Роспечати Светланой Дзюбинской и исполнительным директором Союза издателей ГИПП Еленой Шитиковой обсудили в "Классном детстве" на радио "МедиаМетрикс" все эти вопросы по горячим следам.
Работа по поиску выхода из сложившейся ситуации продолжается, многие проблемы, связанные с распространением, сейчас пытается решить Ассоциация распространителей периодической печати (АРПП), но если обобщить, какие пути выживания и развития в нынешних условиях можно порекомендовать (особенно, с учётом того, что размеры поддержки детским СМИ через Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, увеличены не будут), можно назвать следующее.
Во-первых, необходимо участвовать во всевозможных конкурсах, грантах, тендерах, которые проводят разные структуры. Путь этот очень непростой, отнимает много сил и времени, но в нынешних условиях нужно пытаться.
Во-вторых, вливаться в современные краудфандинговые проекты, связанные с детской прессой. Самый крупный такой проект - "БиблиоРодина" (https://biblio.planeta.ru) - был поддержан Дмитрием Медведевым и уже сегодня охватывает более 5000 библиотек России.
В-третьих, конечно же, необходимо продолжать работу по усовершенствованию правовых норм, регулирующих деятельность издателей, чтобы исключить необоснованные затраты (например, стимулирование внедрения электронного документооборота, пересмотр норм списания нереализованного тиража и т.п.) и оптимизации соответствующих бизнес-процессов.
Например, сегодня издатели, поставляя журналы в розницу, ограничены нормами списания в размере 10%. Все эти нормативные документы существуют еще со времен СССР, и с тех пор не пересматривались. Но сегодня возврат из розницы значительно больше тех норм. Дело в том, что условия в местах продаж изменились, теперь есть непосредственный доступ к изданиям в супермаркетах, можно полистать, почитать издания, после чего они теряют товарный вид и не продаются. Но все, что нам возвращается обратно, не пропадает. Мы бесплатно раздаем журналы детям — на выставках, акциях, в детских домах. А за возврат свыше установленных 10% мы вынуждены платить налог на прибыль, что нам кажется неправильным. Прибыли-то от этих возвратов мы не получаем.
В-четвертых, необходимо совершенствовать механизмы редакционной подписки как наиболее оперативной и экономичной.
Несколько лет назад издательство "Открытые системы" (издатель "Классного журнала" и "ПониМашки") приступило к разработке современных систем автоматизации, охватывающих все этапы производства и распространения своих изданий. И уже сейчас у нас есть целый ряд инновационных ИТ-решений, направленных на мониторинг качества доставки, повышение прозрачности, постоянную обратную связь, регулярное автоматическое уточнение адресов доставки, контроль качества доставки, работу с рекламациями и так далее. Речь идёт об сервисе электронной подписки. И это не просто онлайн-магазин. Благодаря этому сервису у нас есть возможность предлагать дополнительные услуги, получать скидки, участвовать в наших мероприятиях и многое другое.
Сегодня издание (особенно нишевое) является успешным, если это мультиформатный медиапроект. Который и в принте существует, и возможности цифры использует очень широко, и встречается со своим читателем где-то в оффлайне, и занимается мероприятиями, спецпроектами и т.д. Но для этого нужно быть очень хорошо знакомым со своим читателем, иметь постоянный канал коммуникации. И классическая модель подписки – пошёл на почту, раз в полгода заплатил – здесь не работает. Работает только редакционная подписка. Наша идея заключается в том, что целью подписки должно быть установление, укрепление и развитие прямого, постоянного и персонифицированного взаимодействия и контакта со своим читателем. И цифровые технологии помогают этого добиться.
Суть нашего подхода в том, что журнал должен сам заниматься коммуникациями со своими читателями, не перепоручая это посредникам, центром, отправной точкой таких коммуникаций является оформление подписки. Современные же цифровые технологии потенциально позволяют сделать эти процессы исключительно эффективными и доступными для каждого издателя.
В общем, хочется надеяться, что на III Всероссийском Фестивале детской прессы проблем будет меньше. И его участники будут петь песни о фестивале, которые договорились придумать к тому времени. Вот, например, черновая запись песни "Волшебное слово из детства", которую я специально написал в честь конкурса "Волшебное слово".