Иван Тургенев: главный классик России
3 сентября в России отмечается день памяти великого русского писателя, поэта, драматурга и переводчика Ивана Сергеевича Тургенева, который ушёл из жизни в этот день – 136 лет тому назад.
Портрет работы И. Е. Репина, 1874
«Классный журнал» попросил создателя «Новой школы литературы» Павла Суркова рассказать о том, почему он считает Тургенева главным классиком России.
– В этом коротком рассказе о Тургеневе я намеренно буду использовать терминологию, которая, может быть, будет не слишком понятна некоторым взрослым, но дети, которые всё понимают и чувствуют (а порой - даже знают) куда лучше любого взрослого, думаю, простят взрослых читателей. Тем более, что разговор у нас с вами пойдет о Тургеневе – писателе непростом, но невероятно интересном.
Судьба Ивана Сергеевича Тургенева в современной школьной программе довольно незавидна: «Отцы и дети» да «Муму», вот и весь нехитрый набор произведений одного из величайших классиков русской литературы. Да и, по большому счету, одного из главных русских писателей для всего мира.
И это заявление – отнюдь не голословное: то, что сделал Тургенев для всей русской литературы, трудно переоценить (а вот недооценить – так это запросто).
Все дело в том, что он, по сути, оказался первым русским писателем, выведшим русскую литературную традицию на международную арену: его предшественники – такие как Пушкин, Лермонтов и Гоголь – и современники – Достоевский и Толстой – по большей части «инкапсулировались», собственно, создавая русскую литературу как таковую. А вот Тургенев, действуя уже в установленных рамках литературных традиций (сложившихся, надо отметить невероятно быстро – тот путь, который европейская литература проходила столетиями, русская литература, фактически рожденная Пушкиным, преодолела за несколько десятков лет), обработал и огранил лучшие из этих традиций – и усилил ими весь мировой литературный процесс.
Тургенев научил весь мир писать коротко и интересно: он показал, что роман может быть недлинным, стремительным и захватывающим. При том, что все остальные характеристики романа в нем оставались: и множественность сюжетных и смысловых пластов, и разнообразие героев, и даже актуализация момента написания. Но при этом Тургенев нарочито «спрессовывает» повествование – у него вообще нет ни единого лишнего, слова, ни единого ненужного эпизода, он выстраивает совершенно железную логику повествования, сохраняя при этом напряженность сюжета. Нам действительно интересно следить за Базаровым и Кирсановым, более того – мы пониманием их стопроцентную адекватность текущей ситуации – как в России, так и в мире в целом – схождение в поединке нигилизма и консерватизма, новой и старой этики и эстетики не может не завораживать, и точно не отпускает читателя до самой последней страницы.
А еще Тургенев научил писателей создавать яркие экспозиции, когда собственно природа сама становится отдельным героем – и при этом не утомляет читателя развернутым описанием страниц эдак на пять. Да, в тургеневских «Стихотворениях в прозе», кажется, отсутствует герой – но при этом сам окружающий мир, сама природа, а то и язык становятся такими героями. Неудивительно, почему зарубежные современники – как, например, тот же Мопассан – столь высоко ценили Тургенева и восхищались им.
Полиглот – Тургенев блестяще говорил и даже думал на нескольких европейских языках – он безусловно ценил значимость русского языка как такового: даже свой последний рассказ он диктует по-французски и по-английски, говоря при этом, что если будет диктовать по-русски, то будет слишком сосредотачиваться на подборе правильных слов. И эта лексическая безупречность – еще одно ярчайшее свойство Тургенева, только подтверждающее его ценность и важность для современного читателя.
Может быть, именно поэтому именно Тургенев из всех русских писателей стал единственным, кто превратился в полноценный интернет-мем. Дело в том, что в русской «Википедии» есть давняя и долгие годы не нарушающаяся традиция: регулярно кто-то из анонимных авторов «Вики» вносит правку в статью «Снежный человек» следующего содержания: «В новелле Мопассана «Ужас» рассказывается о реальном случае встречи на охоте писателя Ивана Сергеевича Тургенева с самкой снежного человека». Эта фраза после ее появления тщательно стирается редакторами «Википедии», чтобы через какое-то время, подобно кровавому пятну из «Кентервильского привидения», возникнуть вновь.
Думаю, Тургенева – человека, наделенного большим остроумием – весьма повеселили бы такие обстоятельства. И, кстати, да, он действительно рассказывал Мопассану о том, как встретил на охоте неведомое волосатое существо.
Об авторе
Павел Сурков – культуролог, продюсер, писатель, преподаватель ГИТР и РАНХиГС, заведующий кафедрой продюсерского мастерства Института кино и телевидения.