Пять причин, по которым ребенок не хочет учиться
Многие люди даже во взрослом возрасте не хотят учиться. Даже когда становится понятно, что без обучения новым навыкам, без обновления тех знаний, которые уже есть невозможно развиваться, когда логика кричит о том, что пора идти на курсы, желание учиться не приходит. Теперь можно представить как непросто бывает найти в себе силы сесть за уроки ребенку. Детский психолог Карина Рихтере, мама пятерых погодок, автор системы гармоничного воспитания «Компас» рассказала о том, откуда берется желание или нежелание получать новые знания, и о том, можно ли такое желание воспитать.
Расти, развиваться, изучать новое — это одна из базовых потребностей человека. И эта программа ломается, когда что-то где-то пошло не так и перед тем, как кидаться решать проблему, необходимо понять, что имено ее вызвало.
Основные причины:
1. Ребенка в дошкольном возрасте перезагрузили учебой. Если малыш с трех лет начинает считать, учится читать, ходит на английский, китайский, изучает ментальную арифметику, то может быть такое, что в семь лет он скажет маме о том, что ему достаточно и он закончил учиться. Такой ребенок не прошел этапы развития игры, этапы развития воображения и в семь лет ему уже не интересно учиться. Другими словами наступает такое перенасыщение, когда уже просто ничего не хочется.
2. Сложности в отношениях с учителем. Если у ребенка, особенно в начальной школе, очень холодный, строгий учитель который повышает голос, третирует детей. Ребенок находится в стрессовых условиях, в которых сложно продуктивно обучаться и развиваться. Здесь необходимо смотреть с ситуации взрослого, каким образом повлиять на ситуацию и помочь нашему ученику. Где-то это разговор с учителем, иногда дополнительные занятия с учителем помогают перестроить отношения учителя и ребенка на более близкие и теплые. Существует вариант перевода ребенка в другую школу. Безусловно — это кардинальный вариант решения проблемы, но иногда единственно верный и действенный.
3. Ребенок считает себя неудачником. У ребенка есть постоянное ощущение того, что ничего не получается, что он глупый и ничего не понимает. В таком случае важно проанализировать не живет ли ребенок в ситуации тотальной неудачи. В школе учитель ругает, делает замечания, обращает внимание исключительно на ошибки, дома родители только и делают, что указывают как надо, постоянно недовольны ребенком, часто критикуют, не замечая успехов и достижений. В таких условиях ребенку сложно найти основу для мотивации и желания научиться новому. Для наглядности давайте рассмотрим такой пример. Вы крутились на кухне два часа и для вечернего чаепития приготовили пирог. И во время ужина вы слышите о том, что яблок слишком много, тесто слишком толстое, у бабушки получается вкуснее. Думаю, что завтра вам вряд ли захочется печь другой пирог. Эта простая ситуация очень ярко показывает как работает мотивация. Задача родителя состоит в том, чтобы создать для ребенка ситуацию успеха. Ребенку удалось решить одну из трех, обязательно похвалите его! Завтра таких задач будет уже две. З
4. Зависимость от гаджетов. Когда есть неограниченный доступ к компьютеру, телефону, планшету, мотивация учиться исчезает, ребенок уходит в виртуальный мир, и, увы, очень быстро формируется формируется зависимость от экранного времени. Желания что-то придумать и сделать самому нет, потому что в нем нет необходимости: гаджеты все сделают сами. Решение простое — контролировать доступ к экрану, поставить родительский контроль, вводить правила пользования гаджетами.
5. Плохие отношения с родителями. Зачастую между родителями и ребенком нет надежных отношений, у ребенка есть внутренняя тревога от того, что не всегда чувствует мамину любовь, мама чаще кричит и сердится, чем улыбается и обнимает. Когда родителями используются разделительные методы наказания ( иди в свою комнату, не хочу с тобой разговаривать), у ребенка возникает тревожное состояние, при котором ему сложно идти вперед, нет энергии на развитие.
Отдельное внимание стоит уделить таким ситуациям, когда дети пытаются заслужить любовь родителей с помощью оценок. В результате становясь отличниками, получая медали по окончании школы, на самом деле дети стремятся стать лучше всех, чтобы мама или папа меня полюбили. Но это невротическое состояние, которое ломает и самооценку, ощущение внутренней безусловной самоценности. Во взрослой жизни такая мотивация дает огромные побочные эффекты, когда несмотря на внешне благополучную жизнь у взрослого человека есть полное внутреннее неудовлетворение происходящим.
Очень важно качественное общение между ребенком и родителями, чтобы диалог не походил на некий допрос с пристрастием. В тот момент, когда ребенок возвращается со школы, не стоит требовать от него глубокого отчета о том как прошел день, о чем спрашивали учителя, какие уроки задали, что делали на литературе, что кушали на обед. Подобная интенсивность и напористость может стать причиной замкнутости ребенка.
Как правило, дети сами начинают рассказывать о том, что для них важно и интересно. И только для уточнения чувств и переживаний ребенка необходимы вопросы. Научитесь слушать, дайте ребенку возможность рассказать, интересуйтесь тем, что интересно в первую очередь ему самому.
Не говорите плохо о школе или учителях в присутствии ребенка.
Когда мама и папа откровенно ругают учебное заведение, ребенку будет сложно будет его полюбить. Если возникла конфликтная ситуация, пытайтесь разобраться с проблемой, не переходя на личности, выстроить конструктивный диалог.
В любом случае, если когда ребенок не хочет учиться, необходимо помнить о том, что потребность развиваться и расти заложена в человеке природой и остается лишь понять, что именно выступает преградой на данном пути и помочь ребенку ее преодолеть.