Классному журналу 25 лет
Вижу цель! Как научить школьника добиваться желаемого

Вижу цель! Как научить школьника добиваться желаемого

«Мой ребенок ничего не хочет!», «Начинает дело и, столкнувшись с трудностями, сразу бросает» – так часто родители говорят о своих детях. Научить чадо превращать мечты в цели, планировать и организовывать свой день, не бояться трудностей и добиваться желаемого можно. Как это сделать, рассказала специалист по социальной работе семейного центра «Западное Дегунино» Мария Ломжева.

Вижу цель! Как научить школьника добиваться желаемого

Как сказка помогла подростку ставить цели  

В семейный центр «Западное Дегунино» обратилась семья Васильевых. Мама жаловалась, что 14-летний Максим стал очень рассеянным. Подросток брался за разные дела, но всё бросал, не успев закончить. Довести дело до конца не удавалось.

За время работы психолога и юноши удалось научить Максима ставить цели. В работе применялась сказкотерапевтическая игра «Моя цель». Написание сказки дает подростку более широкую картину видения проблемы и способов решения, а также возможность определить свои ресурсы.

Также мальчик начал посещать подростковый клуб, который помог ему обрести новых друзей. Максим нашел единомышленников, которые также любят играть на гитаре. После консультаций у психолога Максим вместе с друзьями задался целью купить гитару к лету. Теперь он будет откладывать деньги на осуществление своей мечты.  

Достижимая цель – первый шаг к победе  

Не стоит путать фантазии и желаемый результат, ведь от этого зависит выбор дальнейших действий. Целью может быть успешное окончание учебного года, приобретение новых умений, планирование крупной покупки, а вот, например, полет в космос – это уже плоды фантазии. Стоит отталкиваться от того конечного результата, который посильно воплотить в жизнь, исходя из возможностей самого ребенка.

«Заведите небольшую тетрадку, в которой вы пропишете четко обозначенную осуществимую цель, и разработайте действия для достижения максимального результата. Это позволит структурировать мысли и желания детей, четко обозначит сроки и порядок дел, перенесет цель из категории эфемерного в категорию осуществимого. Наглядно прописанные мысли помогут ребенку сосредоточиться на выполнении желаемого и обязательно добиться получения качественного результата», – советует специалист.  

Мама рядом  

Многие дети боятся ставить цели в силу того, что не ощущают в себе сил и возможностей для осуществления поставленного желания в жизни. Им кажется, что ничего не получится, не хватает опыта, знаний, решительности и, конечно же, поддержки. Основная задача родителей в этом вопросе – показать ребятам, что они не одни, что вы не только поддерживаете любые начинания, но и готовы помочь и подсказать на любом этапе достижения результата.

Иногда причиной таких нерешительных действий может послужить гиперопека со стороны родителей. Здесь следует помнить о правиле «золотой середины»: все хорошо в меру. Необходимо снизить уровень контроля за ребенком, предоставить ему самостоятельность в действиях, беседовать с ним на уровне взрослого. Пусть он увидит в вас не строгого родителя, а верного друга и соратника. Расскажите ему о том, какие цели были в вашем детстве, как вы их достигали. Обязательно поделитесь своими неудачами, пусть ребенок не боится ошибаться – это верный путь к успеху.

«Постановка целей – сложный момент в становлении личности. Здесь важно дать ребенку самостоятельность выбора, но при этом быть готовым поддержать его. Не стоит бояться неудач – они являются всего лишь показателем того, на чем следует заострить свое внимание в первую очередь. Помните, что ваш ребенок – вполне самостоятельная личность, которая имеет свои чувства, мысли и желания. Помогите ему дельным советом, и вы увидите его благодарность», – комментирует специалист.  

У всего есть цена  

Когда мы говорим о целях, которых хотим достичь, нам следует помнить, что путь к успеху непрост и тернист. Ребенок должен осознавать, что где-то придется пожертвовать личным временем, отодвинуть свои дела на второй план, приложить максимум усилий для получения результата. Если речь идет о спортивных соревнованиях, это означает, что на тренировках необходимо проделать большую работу над собой. В случае учебных целей следует много времени уделить познавательной деятельности, изучать дополнительную литературу. Если же желаемый результат – крупная покупка, то необходимо начать копить деньги, отказывая себе в маленьких удовольствиях.

На момент постановки цели важно проговорить с ребенком о том, что придется сделать для достижения результата, какие усилия приложить, чтобы в дальнейшем это не вызвало разочарования и отвращения к целевым вопросам и путям их решения. Важно, чтобы дети научились сами осознавать все трудности, которые ждут их на пути воплощения желаемого результата в жизнь.

«Постарайтесь вместе с ребенком представить конечный результат его действий во всех красках – пусть он поймет, что все усилия не будут потрачены даром, ведь в финале его ждет первая победа, о которой он мечтал. Такие действия научат детей понимать, что для любого личностного достижения необходимо много работать над собой, откладывать сторонние дела и четко следовать продуманной стратегии получения желаемого результата», – рассказывает Мария.

Поверьте, в глубине души у каждого ребенка есть желание ставить цели и достигать их. Очень важно поддержать это начинание, дать ему свободу выбора, помочь в спорных вопросах и показать, что вы рядом даже тогда, когда он ошибается. Такое умение поможет ему в дальнейшем четко структурировать свои желания, идти по выбранной стратегии и быть гибким по отношению к жизненным переменам.

«Также нам посоветовали посещать программу по социализации и адаптации «Z-поколение», в ходе которой Сережа прошел ряд интерактивных тренингов. Теперь мы четко ставим цели и идем к ним», – делится мама мальчика.

В семейном центре «Западное Дегунино» реализуется программа тренингов «Z-поколение», в рамках которой ребята развивают свои коммуникативные навыки, повышают уровень личностного роста, учатся структурировать свои мысли – важные факторы области целеполагания. Более подробную информацию о занятиях можно узнать по телефону: 8 (499) 905-43-33. 


Поделиться: