Российские школьники рассказали, к чьему мнению они прислушиваются при выборе профессии
При выборе будущей профессии ученики 5-8 классов больше ориентируются на истории успеха известных людей, чем ученики 9-11 классов, выяснили эксперты платформы «Учи.ру» и «ЯКласс», резиденты кластера информационных технологий Фонда «Сколково», в рамках всероссийского исследования среди 1904 учеников 5-11 классов.
По результатам опроса, проведённого с 1 по 13 апреля 2022 года, при выборе будущей профессии каждый второй школьник собирается опираться на собственные интересы и навыки (53%). Каждый пятый ученик будет ориентироваться на истории успеха известных предпринимателей (17%) и мнение родителей, учителей (17%). К советам одноклассников, друзей или блогеров прислушаются лишь 6% российских школьников. При этом, ученики 5-8 классов больше ориентируются на истории успеха известных людей (75%) и мнение инфлюенсеров (76%), чем ученики 9-11 классов (25% и 24% соответственно).
Наименее интересными направлениями для дополнительного изучения учащиеся назвали медицину и фармацевтику (8%) и экологию (8%). Самыми интересными — психологию (17%), финансовую грамотность (15%), IT и программирование (14%). При этом часть опрошенных интересуется интернет-маркетингом (13%), технологиями и инновациями (робототехника, биотехнологии) (12%) и предпринимательством (11%).
По результатам опроса, лишь 38% российских школьников знакомы с понятием «гибкие навыки». Однако именно стрессоустойчивость и способность адаптироваться к новым условиям большинство респондентов считают наиболее важными навыками для успешной карьеры наряду с умением анализировать информацию. Далее школьники выделяют профессиональные навыки (9%), развитость логического мышления (9%), умение быстро концентрироваться (8%) и знание иностранных языков (8%).
Школьная программа, по мнению учеников, помогает развивать такие навыки, как критическое мышление, умение анализировать информацию (18%), коммуникацию (11%), работу в команде (15%), креативность (12%), тайм-менеджмент (10%), стрессоустойчивость (25%), эмоциональный интеллект и эмпатию (9%).
«Гибкие навыки наряду с профессиональными компетенциями во многом определяют успех реализации личности. Поэтому все большее внимание родители и учителя уделяют развитию функциональной грамотности и метапредметных навыков детей. Мы в Учи.ру стараемся помочь педагогам, разрабатывая специальные инструменты по оценке уровня таких компетенций учеников. Созданы образовательные курсы, например «Мои эмоции», «Уроки для мозга», «Успею все», которые помогают ребенку гармонично развиваться и повышать свой уровень в таких областях, как критическое мышление, эмоциональный интеллект, тайм-менеджмент», — говорит генеральный директор образовательной онлайн-платформы «Учи.ру» Илья Паршин.
«В быстро меняющемся мире профессиональных навыков и умений может быть недостаточно, поэтому важно развивать гибкие навыки у детей со школы. Современные школьники понимают значимость развития soft skills для достижении учебных и карьерных высот, однако важно дополнять учебные программы заданиями и упражнениями, стимулирующими развитие таких умений», — комментирует результаты опроса директор «ЯКласс» Екатерина Рыжова.
«Взгляд родителей и школьников на потенциально перспективные сферы для профессионального развития часто различаются. Многие студенты гимназии Сколково, по результатам наших опросов, видят себя в IT, креативных индустриях и социальной деятельности. В то время как родители видят своих детей в биомедицине и инженерии. Наши опросы подтверждают, что развитие мягких навыков — важный результат обучения в школе по мнению и школьников, и родителей. При этом развитие soft-skills — креативность умение убеждать, сотрудничать, адаптироваться, происходит не только в рамках урока, а в ежедневной школьной жизни: в средовых и во вне академических проектах» — дополняет директор Международной гимназии Сколково Оксана Демьяненко.
«Учи.ру» — крупнейшая российская образовательная онлайн-платформа, где 10 млн учеников из всех регионов страны изучают школьные предметы, готовятся к ВПР и ОГЭ, участвуют в российских и международных олимпиадах, развивают гибкие навыки на курсах «Мои эмоции», «Уроки для мозга», «Успею все».
«ЯКласс» — международная технологическая компания, предоставляющая образовательные услуги для школьников, учителей и родителей в 12 странах. База «ЯКласс» содержит более 1,8 триллиона заданий по 16 предметам, что является самым высоким показателем в мире. Количество пользователей ресурса в мире составляет 11 миллионов.