В Нижнем Новгороде состоялся круглый стол «Издатели и библиотекари: нам по пути!»

В Нижнем Новгороде состоялся круглый стол «Издатели и библиотекари: нам по пути!»

В этом году Нижний Новогород, как место проведения Всероссийского библиотечного конгресса, стал библиотечной столицей России. Во многом именно поэтому круглый стол «Издатели и библиотекари: нам по пути!», организованный Союзмом предприятий печатной индустрии (СППИ ГИПП) при поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, прошёл в Нижегородской государственной областной детской библиотеке им. Т.А. Мавриной очень плодотворно. Модератором круглого стола стала Татьяна Жукова, президент Ассоциации школьных библиотекарей русского мира (РШБА), главный редактор журналов «Школьная библиотека», «Читайка», кандидат педагогических наук.

В Нижнем Новгороде состоялся круглый стол «Издатели и библиотекари: нам по пути!»

Татьяна Жукова рассказала о Международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assessment, PISA). Это тест, который проводится раз в 3 года и оценивает функциональную грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике.

В 2018 году российские учащиеся показали лишь 2-й уровень овладения грамотностью чтения, тогда как китайским школьникам покорился 5-й уровень. Это означает, что российские дети способны понимать лишь достаточно простые тексты и делать из них выводы, «лежащие на поверхности».

«Важным общеучебным умением остаётся способность читать: и с листа, и с экрана. Но мы с вами знаем, что скорый переход на цифровое чтение – это переход от текста к гипертексту, и это потребует от школьника цифровой эпохи другой когнитивной нагрузки. И на нас, специалистах, лежит ответственность за готовность детей» – сказала Татьяна Жукова.

Также Татьяна Жукова призвала издателей детских СМИ больше рассказывать о своих изданиях библиотекарям. В качестве положительного примера Татьяна привела сотрудничество СППИ ГИПП и РШБА. Это:

– конференции «Трансформация детских печатных СМИ в XXI веке: от прессы к мультипликации. Новые технологии, новые вызовы, новые перспективы», организованные СППИ ГИПП в 2021 и 2022 годах;

– знакомство школьных библиотекарей с детской прессой через публикацию в отраслевом журнале РШБА «Школьная библиотека» тематической вкладки с информацией о лучших детских изданиях страны – победителях и призерах Всероссийского конкурса «Волшебное слово».

С докладом «Взаимодействие издателей и библиотекарей сегодня» выступила Наталья Бочкарёва, директор Нижегородской государственной областной детской библиотеки имени Т.А. Мавриной (НГОДБ). Она рассказала о том, какие мероприятия проводит библиотека для привлечения в нее читателей. Это приглашение писателей для творческих встреч, проведение мастер-классов, конкурсов, квестов для детей, разработка и реализация программ поддержки детского чтения «День чтения – круглый год», «Летнее чтение — семейное чтение», «Говорит и показывает книга». В библиотеке проходят кружки, работают студии для детей. Наталья пригласила издателей детской прессы к участию в проектах библиотеки и созданию новых совместных проектов.

10С сообщением о проектах НГОДБ, реализуемых в Год народного искусства и нематериального наследия рассказала Ольга Пономарева, заведующая отделом культурных программ НГОБД.

Собравшиеся приняли участие в оживленной дискуссии, во время которой поднимались такие вопросы, как: Почему важно, чтобы дети читали? Какими должны быть современные библиотеки и библиотекари? Как могут взаимодействовать издатели и библиотекари для поддержки детского и семейного чтения?

В выступлениях участников Круглого стола было отмечено:

– согласно исследованиям (ВЦИОМ, 2021), 30% родителей не читают книги, имеют скудный словарный запас;

– отсутствуют доступные массовые институты поддержки и развития практик семейного и досугового чтения;

– методическая подготовка педагогов-предметников и библиотекарей находится на низком уровне;

– прослеживается тенденция резкого снижения интереса к досуговому чтению у детей при переходе из младшей школы в среднюю и из средней – в старшую;

– недооценена роль библиoтeки в создании мотивирующей oбpaзoвaтeльнoй среды школы;

– существует изношенность и недоукомлектованность фонда школьных библиотек России, в особенности электронной и художественной литературой, которая в среднем составляет лишь примерно 20% фонда (мониторинг РШБА);

– существует недостаток релевантных масштабных исследований в России о состоянии читательской среды и проблемах семейного и детского чтения.

20Участники круглого стола констатировали, что библиотеки должны меняться. Для школьников они должны стать творческими лабораториями, местом активного комфортного обучения, где не ставят оценок, не ругают, где реализуется педагогика сотрудничества, где ребенка любят без всяких условий. Библиотекарь должен превратиться в педагога-библиотекаря. Он должен помогать осваивать новые знания и детям, и взрослым, а также учителям.

Во многих странах мира созданы системы непрерывного образования школьных библиотекарей, которые позволили организовать их переподготовку на педагогов-библиотекарей. И в этих процессах активную роль играют мощные профессиональные ассоциации. РШБА подготовила соответствующие обучающие курсы.

Круглый стол, ставший еще одним совместным проектом СППИ ГИПП и РШБА, прошел в доброжелательной атмосфере. Все участники выразили готовность к совместной работе.

Весь день проведения мероприятия работала выставка детских СМИ.

Издатели, принимавшие участие в круглом столе, передали Нижегородской детской библиотеке свои издания.


Поделиться: