«Как инопланетяне чуть 8 марта не украли» и другие рассказы от сказочницы из Минска

«Как инопланетяне чуть 8 марта не украли» и другие рассказы от сказочницы из Минска

Cезон 23 года конкурса семейных рассказов «Мы и наши маленькие волшебники», который проводят «Классный журнал», «Литературное агентство Софии Агачер» и Фонд «Живая книга», продолжает автор сказок и рассказов для детей из Минска Людмила Ткаченко, которая прислала нам четыре своих рассказа — «Зов предов», «Как инопланетяне чуть 8 марта не украли», «Параллельный Петька» и «Удивить маму». Напоминаем, что ждём произведения и от детей, и от взрослых. Главное требование, чтобы рассказы были так или иначе связаны с семьёй или детством. Положение о конкурсе и порядок участия смотрите по ссылке.

«Мы и наши маленькие волшебники»: «Как инопланетяне чуть 8 марта не украли» и другие рассказы от сказочницы из Минска

Зов предков

На уроке Ирина Михайловна рассказывала про фамилии. Ну, что все они не просто так, а что-нибудь да значат. И велела каждому историю про свою фамилию подготовить. По дороге домой только и разговоров было, что про это.

– Вот я, – говорит Славка, – Башмаков. Понятное дело, мои предки обувь шили.

– А я, – подхватил Мишка, – Булкин. Потомок хлебопёков. Когда вырасту, тоже буду булки печь!

– Ты же космонавтом хотел стать, – ехидно заметила я.

– Это потом. Сначала – хлебопёком! – твёрдо заявил Мишка. – Зов предков, знаешь ли! А вот ты, Котяткина, кем тогда будешь?

– Кошкой! – захохотал Славка.

Я, конечно, огрела ранцем этих шутов гороховых, но сама подумала: а и правда, кем? С одной стороны, я, конечно, собиралась стать кинозвездой, а с другой стороны – как же тогда зов предков?

Эх, ну почему я не Табуреткина, как Пашка? И не Скрипкина, как Анжела. Тогда я могла бы делать табуретки. Или играть на скрипке. А так?

Тут я некстати вспомнила Мишкиного Мурзика. Как он сладко дремал, уютно свернувшись калачиком. «А это мысль», – подумала я и нырнула под пушистый плед.

– Ты не заболела? – испугалась мама.

– Нет, – успокоила я её. – Это просто зов предков.

В общем, остаток дня я провела, как Мишкин котёнок: нежилась на диване, играла и ела. И фамилия моя нравилась мне всё больше и больше.

– Ты задачу решила? – озабоченно спросил на следующее утро Славка.

– Вот ещё! – фыркнула я и объявила им с Мишкой, что теперь я кошка и всякие задачи меня НЕ ВОЛ-НУ-ЮТ!

– Ничего не поделаешь – зов предков, – напомнила я им и уселась за парту с самым независимым видом. Как и положено любой уважающей себя кошке.

– Слышь, Кать, – испуганно начал Славик, но тут начался урок и меня вызвали к доске.

– Расскажи-ка ты нам, Котяткина, про Антарктиду, – сказала Ирина Михайловна.

А я только руками развела:

– Я не мяу!

– Что-что? – от удивления очки Ирины Михайловны спрыгнули на кончик носа.

– Она говорит: «Я не выучила», – перевёл с кошачьего Мишка.

Ирина Михайловна задумчиво поправила очки и на следующем уроке вызвала меня читать стихотворение Пушкина.

– Мур-мур-мяу! Мяу-мяу! – с выражением начала я.

– Ничего не понимяу! – жалобно вздохнула учительница.

– Мороз и солнце! День чудесный! – тут же вдохновенно перевёл Мишка.

Ирина Михайловна Мишке за перевод пять поставила, а меня на математике попросила «намяукать» таблицу умножения на три. В общем, к концу пятого урока я имела три «не мяу» и запись в дневнике. Эта запись мне особенно не нравилась. Я прямо чувствовала, что она грозит мне большими неприятностями. А уж интуиция у нас, у кошек, ого-го!

– «Мяу! Мяу!! МЯУ!!!» – в изумлении прочитала в дневнике мама и озадаченно пробормотала: – Это что же это такое с Ириной Михайловной случилось?!

– Может, заболела? – предположил папа. – С нашим вторым «В» это совсем не удивительно.

Мама испуганно охнула и кинулась звонить учительнице.

Меня же зов предков вместе с интуицией тут же позвали под кровать. Оттуда я слышала, как мама ахала, а папа хмыкал: «Хм-хм-хм». А потом сказал, что пора ужинать, и мама стала жарить котлеты.

Их умопомрачительный запах вытащил меня из-под кровати. Но вместо котлет передо мной поставили блюдце с кипячёным молоком. Я, конечно, возмутилась, но папа был непреклонен:

– Для кошачьего племени молоко – первое дело! – И радостно кивнул: – Вот бабушка-то обрадуется!

Пока я думала, при чём тут бабушка, оказалось, что она-то ни при чём, зато при чём – мыши.

– Барсик-то уж совсем старый стал, – пояснил папа. – А тут ты очень кстати!

Тут уж я испугалась по-настоящему! Если молоко я ещё как-то могла стерпеть, то мышей...

– Ничего не поделаешь, зов предков! – развёл руками папа.

А я подумала, что раз молоко и мыши вызывают у меня отвращение, а котлеты, наоборот, зверский аппетит, то, может, и нет у меня никакого зова. А таблицу умножения я прямо сейчас выучу – после котлеты... или двух.

Я как раз собиралась сказать об этом папе, но тут раздался звонок в дверь. Пришли Мишка со Славкой.

– Слышь, Кать, – виновато забубнили они, – мы ж это... пошутили про кошку-то... Так что ты того, давай уже обратно. А твой зов предков... вот! – и Мишка достал из-за пазухи маленького рыжего котёнка.

– Мяу! – сказал тот.

– Здрасьте! – привычно перевёл Мишка.

– Приве-е-ет! – радостно завопила я на чисто человечьем.

Как инопланетяне чуть 8 марта не украли

– Ну, сын, не забывай, что ты остаёшься единственным мужчиной в семье! – сказал папа, укладывая вещи в дорожную сумку.

– Угу, – рассеянно отозвался семилетний Егорка, сосредоточенно возводя замок из лего.

– Егор, – окликнул мальчика отец, — ты слышишь, что я тебе говорю?

-– Да слышу, слышу! – отмахнулся Егорка. – Ты мне это каждый раз говоришь!

Папа у Егорки – водитель-дальнобойщик, и поэтому дома бывает редко. Не успеет приехать, как уже опять в путь-дорогу собирается. И каждый раз перед отъездом Егорке такие наставления даёт.

– Может, и каждый, – между тем не стал спорить папа, – да только этот раз особенный!

– А что в нём такого особенного? – мальчик, наконец, оторвался от строительства.

– Как что? – удивился отец. – Ты что забыл? 8 марта!

– Ааа, — разочарованно протянул Егорка, – это я помню. Нам в школе говорили. Я и открытку маме сделал!

– Открытка – это хорошо! – похвалил папа. – Да только одной открыткой не обойтись! Ты должен окружить наших девчонок заботой и вниманием!

– Папа! – сердито воскликнул Егорка. — Ну, что ты такое говоришь?! Как я ОДИН могу окружить маму, Дашку, Машку и Олюню?! У меня же рук не хватит!!

– Ну, — улыбнулся отец, — тут главное, чтобы сердца хватило! А руки … руки помогут – посуду помоют, мусор вынесут, игрушки уберут, с Олюней поиграют, Дашку с Машкой не стукнут … В общем, включи фантазию – устрой маме и сестрёнкам праздник!

– Ничего себе праздник! – возмутился Егорка. – Посуду мыть и мусор выносить!

– Так праздник не у тебя, – напомнил папа, – 8 Марта – Женский день! А ты мужчина! Так что старайся!

Тут в комнату прибежали близняшки Дашка и Машка, следом пришли мама с Олюней, и все принялись обнимать папу и просить возвращаться поскорее. А потом папа уехал, и все стали спать укладываться, потому что было уже поздно.

Вскоре в доме наступила сонная тишина. Только Егорке не спалось. Он всё думал, что как это несправедливо – у девчонок праздник, а у него гора грязной посуды!

– Вот возьму и заболею! – в отчаянии думал Егорка. – Или запру девчонок в их комнате! Одну-то маму я запросто заботой окружу! Или ещё лучше … — в общем, подобные мысли толпой лезли в голову мальчика и почти до утра не давали ему уснуть.

А утром …

– А где это наш единственный мужчина? – раздался весёлый голос мамы, — почему он не идет нас поздравлять?

– Вставай, засоня! – хором закричали близняшки.

– Просыпайся! – распахнула дверь в комнату брата младшенькая Олюня.

Но Егора в комнате не было. Зато на аккуратно застеленной кровати сидела девочка с голубыми волосами.

Сестренки остолбенели.

– Эй, ты кто?! – наконец, отмерла Дашка.

– Да, ты откуда тут взялась?! – подхватила Машка.

– Мальвина, Мальвина! – захлопала в ладоши пятилетняя Олюня.

– Точно! – подозрительно прищурилась на гостью Дашка. – Волосы голубые … у меня тоже где-то такой парик валяется …с тех пор, когда я в школьном спектакле Мальвину играла…

– А платье на моё похоже …. – протянула Машка.

– Постойте, – остановила девочек мама, – а где же Егорка?

– Его похитили, — пропищала девочка с голубыми волосами. – Инопланетяне!

– Ну, раз похитили, да ещё инопланетяне, тут уж ничего не поделаешь – будем сегодня без Егора! – очень грустно сказала мама и, вздохнув, скомандовала, — пойдемте-ка завтракать!

Дети наперегонки побежали на кухню. «Мальвина» побежала вместе со всеми. Мама положила всем манной каши и налила компот.

– А торт?! – закричали хором Дашка, Машка, Олюня и «Мальвина». – Сегодня же праздник!

– Нет, — печально сказала мама, – какой же это праздник, если поздравлять нас некому! Папа в рейсе, а Егорку похитили!

– Праздник, что, украли инопланетяне? – огромные глазенки Олюни наполнились слезами.

– Не могли они Егорку 23 февраля что ли похитить?! – буркнула Дашка, — Я бы ему тогда свою шоколадку не дарила!

– А я фломастеры! – подхватила Машка.

– Девочки, как вам не стыдно! – укоризненно сказала мама. – Вы что же, жалеете о своих подарках? Но вы же их дарили брату, потому что любите его! Разве нет?

– Ну дааа, конечно, любим, – покраснели близняшки. И Мальвина тоже покраснела.

– Он вас тоже любит! – пропищала девочка с голубыми волосами и убежала из кухни.

– Куда это она? – удивилась Дашка.

– Связь с космосом устанавливать, — таинственно улыбнулась мама. – Чтобы нам Егорку вернули.

И точно, через пять минут на кухню пришел смущённый Егорка. Он подарил маме открытку, а сестричкам – по конфетке.

Мама на радостях достала торт. И все стали пить чай. А потом Егорка мыл посуду, выносил мусор и играл с Олюней. И даже ни разу не подрался с близняшками!

А вечером позвонил папа, и мама рассказала ему, что праздник едва не пропал, потому что инопланетяне похитили Егорку, но потом они его вернули, и он устроил им замечательное 8 марта!

– Так что там с инопланетянами? – поинтересовался папа у Егора, когда тот взял трубку, — что-то я не очень понял.

– Да, ерунда, пап, — смущенно отмахнулся мальчик, — да ну их! — и неожиданно хитро улыбнулся, — не понимают они, что настоящий мужчина должен окружать заботой маму и сестрёнок! И не только 8 Марта! Ну, что с них возьмешь? Инопланетяне!

Параллельный Петька

Всё случилось из-за того, что мой друг Петька Комаров не любил математику. Совсем. Прямо ненавидел.

– Наверное, у меня цифробоязнь, – пожимал он плечами и бежал играть в футбол. «Футболобоязни» у него не было.

А потом в класс пришла новенькая, Лика Туманова. Уж она эти задачки, как семечки щелкала. Мне-то всё равно, а Петян очень на неё злился. Потому что втюрился. Хотя и по-прежнему терпеть не мог математику. А Туманову как раз только «сложение» и «вычитание» интересовали. Ну, ещё «умножение». Петька совсем измучился – хоть начинай примеры решать! А тут ещё учительница наша, Ирина Михайловна, жалобно так говорит:

– Комаров, ну, что тебе трудно два плюс два сложить?

– Могу помочь! – тут же встряла Туманова.

Ну, Петян и оскорбился: помочь?! Ему?! Ещё чего! Он и сам с усам!

– Обещаешь? – обрадовалась Ирина Михайловна.

Вот так и получилось, что Петька слово дал. Но только сразу же забыл. Как футбольный мяч увидел. И вспомнил только перед самой школой. И сразу невесёлый стал, даже совсем мрачный.

– Подумаешь, ты этих слов уже…, – утешил я, – за три года-то… сто тысяч …!

– Так то – сто тысяч! – тяжело вздохнул мой друг. – А сейчас… новенькая эта … с дурацким именем…

– Да вроде нормальное имя! – удивился я.

– Лика – по-твоему нормально?! – покрутил Петька пальцем у виска: – А то, что она меня «вруном» будет называть – тоже нормально?!

– Ну… скажи, что голова болела…, – пожалел я друга.

– Да кто мне поверит! – безнадежно махнул рукой Комаров и вдруг оживился: – А если не мне? Если я это не я! А… как будто из параллельного мира… там же тоже я … но это не я…

– Слишком сложно, – усомнился я. – Давай лучше про голову!

Но тут мы пришли в класс, и Ирина Михайловна его вызвала примеры решать. Петька на меня посмотрел многозначительно и к доске поплёлся. Класс замер в ожидании, а Комаров всё с ноги на ногу переминался.

– А ведь слово давал! – вздохнула учительница.

– Врун! – тут же крикнула Лика.

– А вот и нет! – тоже крикнул Петька и кулак мне показал. – Просто я не тот Комаров!

– Да! – заорал я, поглядывая на этот кулак. – Этот Комаров … того… параллельный! А наш Петян … он же если слово дал… то ого-го! Всё выучил! И теперь этому «отлично» заработает… а этот ему – двойку! Несправедливо!

Класс загудел. Мнения разделились: девчонки кричали: «врун!», мальчишки – «несправедливо!»

И только Лика Туманова больше не обзывалась, а внимательно так смотрела на Комарова.

– Сработало! – подмигнул мне Петька.

Ага, а после уроков весь класс отправился его домой провожать. Всем хотелось хоть одним глазком в параллельный мир заглянуть. Мы отбивались как могли:

– Портал вам что, магазин что ли, по часам работать?! – «вразумлял» я.

– Да он на кухне! – надрывался Петька. – А там бабушка обед готовит!

Подействовало. Все ж знают – бабушки не любят, когда им мешают борщ варить. Одноклассники нехотя разбрелись по домам. Только Лика упорно шла за нами. Петька занервничал.

– Сработало! – насмешливо хихикнул я, и Комаров недружелюбно буркнул в сторону девчонки:

– Чего тебе?!

– Пиф! – коротко ответил та. – Пифагор то есть…

– Какой ещё Пифагор? – хмуро посмотрел на неё мой друг.

– Математик такой …

– Опять математика?! – взвыл Петька и явно собрался огреть свою любовь ранцем.

Только та сразу тараторила:

– Это он в Греции математик… а у меня … пошли!

И побежала в сторону подвала. Оттуда выскочил весёлый чёрно-белый щенок. Он радостно скакал вокруг нас, стараясь лизнуть каждого в нос.

– Мама не разрешает взять его домой! – грустно вздохнула девочка. – Аллергия у неё. А вдруг у той мамы, параллельной, нет аллергии? Вдруг она согласится взять Пифа?! – она с мольбой посмотрела на Петьку. – Спроси, а?!

– Ну всё, – подумал я. – Пропали!

А Комаров вдруг подхватил Пифа и храбро так заявил:

– Ноу проблем!

Ноу проблем?! Да ему даже рыбок не купили! А потому что ответственность:

– Ты и за себя-то отвечать не умеешь! – сказал Комаров-папа и потряс Петькиным дневником.

Петька со щенком скрылся в подъезде, а мы остались на лавочке у подъезда ждать. Время тянулось медленно. Лика вздыхала, а я рассказывал ей, что портал – это же не просто дверь… Наконец, появился Комаров.

– Согласилась?! – бросилась к нему Лика.

– Согласилась! – кивнул Петька. – Бабушка моя согласилась. В обмен на «отлично» по математике. Так что, давай, доставай свои задачи с примерами! А то я ж слово дал… честное параллельное!

Удивить маму

Однажды за ужином папа подмигнул нам с братом:

– Есть секретный разговор!

Мы обрадовались – обычно это было что-то ужасно здоровское: поход в кино, например. Или на речку. Но в это раз папа закрыл дверь и спросил:

– Вы помните, что скоро, через день, у мамы день рождения?

Мы кивнули: конечно!

– Готовы?

Мы опять дружно закивали: еще бы! Да мы каждый день рисуем для мамы открытки. Уже, наверное, сто штук нарисовали. Ну, или пять… Я рисую, а брат пишет. Я-то писать еще не умею, мне всего пять. А брат уже ого-го, в первый класс ходит. Вот и выводит «Мамачка с Днем раждения! Жилаю тибе …» Папа посмотрел на наши художества и головой покачал: не то!

– Вы каждый год такие открытки дарите! А надо что-нибудь новенькое, что-нибудь эдакое! Оригинальное! Удивить маму! Сюрприз! Понимаете?

Мы задумались.

– Может, стишок рассказать? – посмотрела я на брата, – а что? Я могу! Мы в садике учили. Вот: Мама, мамочка моя! С днем 8 марта…!

Брат захохотал:

– Ну, ты даешь! 8 Марта! Это когда было то! А сейчас у мамы – День рождения!

– Ну тогда не знаю! – надулась я. – Сам придумывай!

– Ну… я на голове могу постоять! – оживился брат.

– Тоже мне сюрприз! – мстительно фыркнула я. – Да ты на голове каждый день стоишь!

Мы опять задумались. А потом я вспомнила:

– Я слышала… мама бабушке говорила… что она часы хочет…

– Так чего ж ты молчишь?! – обрадовался брат. – Часы – это ж то, что надо! Это ж сюрприз! Молодец!

Я зарделась от похвалы. Только… где ж их взять?

– Давай нарисуем! – предложила я.

– Опять нарисуем?! – возмутился брат. – Папа же ясно сказал: надо что-нибудь эдакое! А не твои каляки-маляки!

Я собралась обидеться, но тут-то их и увидела! Часы, в смысле. Они лежали на тумбочке. И брат их увидел. И сразу схватил.

– Это папины! – испугалась я.

– Мы ж не насовсем! – успокоил меня старший брат. – А только подарить. Вот только ремешок у них какой-то … некрасивый…

Ремешок, действительно, был некрасивый – черный и широкий.

– Маме надо что-нибудь такое…, – брат помахал рукой, подыскивая нужное слово.

– Королевное, да? – запрыгала я.

– Королевское, – поправил меня брат.

И мы стали искать «королевское». Пользуясь тем, что родителей не было дома, мы перерыли все шкафы и тумбочки, залезли на антресоли и под диван. И нашли. На маминых новых босоножках. Золотые плетеные ремешки.

– То что надо! – обрадовался брат, решительно берясь за ножницы.

– Заругают! – опять испугалась я.

– Не заметят! – отмахнулся брат. – Их здесь вон сколько!

На следующее утро, в честь маминого дня рождения, было решено отправиться в парк. Мама достала новые босоножки… Она как раз в пятый раз сказала папе, что не понимает, почему правая босоножка не держится на ноге, когда мы с братом кинулись ее обнимать:

– С днем рождения! Сюрприз! – и протянули ей часы.

Мама сразу очень обрадовалась. А потом замерла. Хотя продолжала улыбаться. И все на ремешок смотрела. И на свои босоножки. И папа тоже замер.

– Ну, сюрприз же, да, мама? – забеспокоились мы. – Папа, ты же сам сказал!

– Вообще-то сюрприз … я думал… это … ну… вроде.. «посуду помыть»… или «мусор вынести», – пробормотал папа и как-то жалобно на свои … мамины… часы посмотрел.

Мне даже показалось, что ему их жалко. Я даже губы поджала: у мамы день рождения, а он..! Но тут мама посмотрела на наши расстроенные физиономии, на папу… и вдруг звонко рассмеялась:

– Не просто сюрприз! Сюрпризище!

И папа засмеялся. И мы пошли в парк.

А часы эти мама еще долго носила (правда, с другим ремешком). А вот босоножки нет. Но ведь часы же лучше босоножек, да?

«Мы и наши маленькие волшебники!»: два рассказа о детях войны

Об авторе

Людмила Ткаченко, автор сказок и рассказов для детей, выпускница радиотехнического института. Живёт и работает в Минске, Белоруссия. Лауреат национального конкурса «Золотое перо Руси-2021», призер – III место (выбор детей) в конкурсе сказок Литературного института имени А.М. Горького (2020г.), III место в IV конкурсе «Берег детства» (рассказы для детей, 2020), III место в «Гайдаровском конкурсе-2020», грамоты «За художественное мастерство» в конкурсах им.А.Куприна. Публикации в журналах «Мурзилка», «Сказка на ночь», «Зайкина школа», «Мурр+», «Первое сентября», «Качели», «Фантастическая среда», «Детское чтение для сердца и разума», «Простокваша» «Сверчок», в сборниках рассказов и сказок изд-ва АСТ «Малыш», «Перископ-Волга».

О конкурсе и организаторах

Положение о конкурсе «Мы и наши маленькие волшебники!» сезона 2023-24 годов, в котором могут принимать участие и взрослые и дети, а также порядок отправки работ на конкурс, смотрите по ссылке. Рассказы финалистов сезонов 2018-2019 гг можно прочитать по ссылке и в отдельном сборнике рассказов «Дети и взрослые детям и взрослым» на Ridero. Рассказы финалистов 2020 года смотрите по этой ссылке и в сборнике семейных рассказов «Когда я пишу» на платформе Ridero по ссылке, а с работами финалистов 2021 года можно ознакомиться тут. Лучшие работы финалистов сезонов 2021 года и 2021-22 годов вошли в сборник рассказов «О моей семье», который опубликован также на Ridero. Новые работы шестого сезона смотрите на сайте «Классного журнала» в разделе «Читать как дышать».

«Классный журнал» (http://classmag.ru) – современный журнал полезных развлечений для детей 7-13 лет, который издательство «Открытые системы» выпускает с 1999 года. Каждый номер «Классного журнала» содержит самую актуальную информацию для детей, которые любят его за разнообразие жанров, тем и рубрик. Комиксы, квесты, анекдоты, страшилки, детективы, сканворды, тесты, эксперименты и даже новости для детей — все это есть в «Классном журнале»! Издание рассказывает об окружающем мире, взаимоотношениях, науке, путешествиях, о животных, природе, загадках нашего мира, публикует интересные истории и обзоры детской литературы, а также настольные игры, в которые можно играть всей семьей!

В 2019 на V Всероссийском конкурсе детских СМИ «Волшебное слово» «Классный журнал» был признан «Лучшим журнал для среднего школьного возраста», в 2020 на 10-м Деловом форуме российских СМИ «Классный журнал» стал победителем конкурса «Маленький принц». А в 2021 году «Классный журнал» завоевал высшую награду — Гран-при — конкурса детских СМИ «Волшебное слово», то есть официально был признан лучшим детским журналом России. «Классный журнал» — дважды лауреат знака «Золотой фонд прессы» 1-й степени и дважды призёр международного конкурса «Золотое перо Руси».

Скачать для ознакомления 20 номеров «Классного журнала» и журнала для дошкольников «ПониМашка» можно по ссылке.

«Охотники» Бориса Алексеева на конкурс «Мы и наши маленькие волшебники!»

София Агачер (agacher.com), писатель, автор книги для семейного чтения «Рассказы о Ромке и его бабушке», создатель «Литературного агентства Софии Агачер». Врач, живёт и работает в Москве и в Чикаго. Считает, что книга – это живое существо, а игра – один из основных способов общения взрослых и детей. По её мнению, конкурс коротких рассказов «Мы и наши маленькие волшебники» тоже может стать увлекательной игрой для всей семьи, поскольку вместе можно не только читать, но и сочинять, рисовать и фотографировать.

«Охотники» Бориса Алексеева на конкурс «Мы и наши маленькие волшебники!»

Фонд поддержки литературной деятельности и сценического искусства «Живая книга» был создан в Москве в декабре 2019 года по инициативе группы волонтеров, объединившихся вокруг проекта Международного конкурса короткого семейного рассказа «Мы и наши маленькие волшебники» и Фестиваля детских и юношеских театральных коллективов «Живая книга», с целью их развития, финансовой поддержки и издания литературы для семейного чтения. С деятельностью Фонда «Живая книга» можно ознакомиться в социальных сетях: «Инстаграм» и «Фейсбук» Фонда по ссылкам.

Рассказы для семейного чтения от Нины Соловцовой из Москвы

См. также программу «Классное детство» на радио «МедиаМетрикс» , в которой София Агачер и член жюри конкурса «Мы и наши маленькие волшебники!», поэт, писатель, критик, драматург Лев Яковлев рассказали о том, для чего был придуман конкурс.


Поделиться: