Там, где творили русские классики
В новом номере журнала для педагогов и родителей «Семья и школа», который выпускает Институт изучения детства, семьи и воспитания, вышел материал о литературных усадьбах, где могут побывать родители с детьми, подготовленный «Классным журналом» на основе его литературно-исторического проекта «Литературная одиссея». С разрешения «Семьи и школы» публикуем этот текст.
Часто современным детям сложно читать классические произведения, так как герои кажутся чужими, события далёкими, а места вымышленными. Но если вы любите литературу и хотели бы, чтобы и ваши дети сохранили любовь к чтению, прониклись духом тех времён и по-настоящему познакомились с персонажами ваших любимых романов и поэм, от лица проекта «Литературная одиссея» приглашаем вас в путешествие в пять самых интересных литературных усадеб России.
Детское федеральное издание «Классный журнал» реализует проект «Литературная одиссея» для приобщения детей к творчеству русских классиков. Идея заключается в том, что герои журнала, школьники Митя и Катя Серовы, волшебным образом отправляются в прошлое и встречаются с русскими литераторами в усадьбах, где они творили, проникаются духом этих мест, задают любые вопросы о жизни и творчестве. В итоге писатели и поэты предстают перед читателями «Литературной одиссеи» как живые интересные люди со своими привычками и особенностями. А это пробуждает искренний интерес и к тому, что они писали.
Усадьба Болдино, Нижегородская область
С именем великого Александра Сергеевича Пушкина связаны целых три дворянские усадьбы: Захарово, недалеко от Москвы, Михайловское под Псковом, и Болдино под Нижним Новгородом — имение отца, Сергея Львовича, которое принадлежало роду Пушкиных с конца XVI века.
В Болдине стоит побывать по двум причинам. Во-первых, именно с этой усадьбой связана «Болдинская осень» — наиболее продуктивная творческая пора с августа по декабрь 1830 года. В тот период поэт написал около тридцати стихотворений, «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», «Сказку о попе и о работнике его Балде» и две заключительные главы «Евгения Онегина». В октябре 1833 года Пушкин приехал в Болдино ещё раз. Теперь он пробыл здесь полтора месяца и снова много успел: написал несколько стихотворений, в том числе знаменитую «Осень» — «Унылая пора! Очей очарованье!», «Медного всадника», «Пиковую даму», «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях» и «Сказку о рыбаке и рыбке»! В третий раз писатель посетил усадьбу ещё через год и пробыл тут три недели, за которые сочинил «Сказку о золотом петушке» и подготовил к изданию две сказки, написанные годом раньше.
Во-вторых, из всех трёх усадеб именно Болдино сохранилось в первозданном виде, в то время как Захарово и Михайловское были позже восстановлены по сохранившимся рисункам. Конечно, и в Болдине что-то было реконструировано и построено заново, но главная примечательность — господский дом — это именно тот самый дом, где жил и творил Александр Сергеевич. Его можно посетить, осмотрев и просторное зальце (так в те годы называли залы для приёма гостей в небольших усадебных домах), и кабинет, где работал великий Пушкин. Кроме господского дома, можно осмотреть конюшню, кухню, людскую, амбары, яблоневый и вишнёвый сады, три пруда, расположенные каскадом один ниже другого. Но главное в Болдине — сам дух, гений этого места.
Усадьба Карабиха, Ярославская область
Имя Некрасова ассоциируется сразу с двумя усадьбами: Карабихой под Ярославлем и Чудовской Лукой недалеко от города Чудово Новгородской области. Но Чудовская Лука использовалась Некрасовым в основном как охотничий домик, а вот в Карабихе он гостил и творил регулярно, и в общей сложности прожил тут около двух с половиной лет.
Карабиха — это огромный прекрасный комплекс, куда входят большой усадебный дом, два флигеля, множество хозяйственных построек, Нижний парк с двумя прудами, Верхний парк, фруктовый сад. Но особое внимание стоит обратить на Восточный флигель, где жил и работал Николай Алексеевич, когда сюда приезжал.
Вообще свои стихи Некрасов писал везде, где они ему приходили в голову, для этого у него с собой всегда были блокнот и карандаш, но целенаправленно над своими произведениями он работал в гостиной с камином, чучелами птиц и роялем, стоя за конторкой.
Николай Алексеевич любил детей и часто писал для них. Только при его жизни вышли 50 детских книг, где было опубликовано 120 его произведений, самые известные из них — «Генерал Топтыгин», «Дядюшка Яков», «Соловьи», «Пчёлы» и, разумеется, «Дедушка Мазай и зайцы». Но современным школьникам произведения Некрасова обычно не очень нравятся. В том числе и потому, что они не осознают его величия.
В общем, посетив Карабиху и вы, и ваши дети, не сможете не проникнуться несгибаемым духом и интеллектуальной мощью этого человека. Вам придётся открыть для себя Некрасова заново и полюбить его личность и его произведения.
Усадьба Спасское-Лутовиново, Орловская область
Если Пушкина и Некрасова знают абсолютно все, то Ивана Сергеевича Тургенева многие стали незаслуженно забывать. Слава Пушкина, при всём его величии, не выходила за пределы России, в то время как Тургенев долгое время был законодателем литературной моды в европейской литературе. Он и по сей день остаётся для всего мира главным классиком России. Именно Тургенев вывел русскую литературную традицию на международный уровень и усилил мировой литературный процесс. Даже только ради этого стоит посетить Спасское-Лутовиново — ещё одну усадьбу, которая сохранилась в том виде, как и тогда, когда её посещал Тургенев.
Верхний и Нижний сады, два пруда — именно здесь Тургенев бродил, «нахаживая» свои произведения. В усадьбе много строений, но основное из них — господский дом, к которому как бы приделана половина «подковы». Раньше в центре стоял большой двухэтажный особняк. От него в стороны шли две каменные галереи — та самая «подкова», а в конце были два флигеля. Но в 1839 году дом сгорел, остались только левая галерея с левым флигелем. Уцелевший флигель был перестроен в новый усадебный дом. В нём сегодня всё так же, как было при Тургеневе.
Но главное, чем ценно посещение усадьбы, — возможность ощутить дух самого Тургенева, который был по сути большим ребёнком — нерешительным, мягким, стремящимся всех смешить, но и внимательно наблюдающим, размышляющим. Он утверждал, что быть хорошим писателем можно лишь сохраняя ребёнка в душе. И любил язык, считая его настоящим чудом, с помощью которого можно создавать целые миры. Этот взгляд писателя на мир очарует и вас, и ваших детей.
Усадьба Мелихово, Чеховский район Московской области
Имя Антона Павловича Чехова прочно связано с двумя российскими усадьбами: Мелихово, в 70 километрах от Москвы, где писатель прожил семь лет со своими родителями, и Белая дача в Ялте. В первую очередь мы рекомендуем побывать в Мелихове, ведь это то самое место, где Чехов и вся его семья были по-настоящему счастливы.
Жизнь семьи Чеховых всегда была очень непростой. Антон с детства работал в лавке, потом отец уехал от долгов в Москву, за ним потянулись и остальные. Чехов остался один в Таганроге, чтобы закончить гимназию, а затем тоже переехал в Москву, где всей семье приходилось жить на съёмных квартирах. И именно Мелихово стало первым настоящим домом Чеховых за долгое время. Отец и Антон занимались садом, мама — домом, к ним постоянно приезжали гости, да и работалось тут Чехову великолепно.
Несмотря на то, что это разрушенное после революции здание было воссоздано в 1940-м по воспоминаниям сестры Чехова, фотографиям и рисункам, посмотреть тут есть на что: прекрасный сад, где можно гулять часами, флигель, дом на восемь комнат, пруд, множество других зданий и экспозиций, раскрывающих секреты Чехова как автора. В Мелихове не возникает ни малейшего сомнения, что всё настоящее.
Надо сказать, что, в отличие от Пушкина, Некрасова и Тургенева, Чехов работал регулярно и по строгому распорядку. Поэтому во время экскурсии именно Чехов окажется для ваших детей примером человека, который полностью сделал себя сам с помощью, как он говорил, «самодрессировки». Его язык сегодня считается образцовым, манеры идеальными. А ведь в начале его карьеры и язык у него был не таким блестящим, и манеры не такими, какими они всем запомнились. Чехов сам признавался, что он по своей природе вспыльчив, но ещё в юности научился держать себя в руках, ведь «распускать себя порядочному человеку не подобает».
Мемориальный дом-музей Паустовского в Тарусе, Московская область
Небольшой домик Константина Паустовского в уютном дворике на обрывистом берегу реки Таруски никак нельзя назвать усадьбой, но, уверяем вас, удовольствие от посещения этого места вы получите ничуть не меньшее, чем в Болдине, Карабихе, Спасском-Лутовинове или Мелихове.
Дворик, хоть и небольшой, представляет собой практически сплошной сад. Каким он был при жизни Константина Георгиевича, таким остаётся и сейчас. Здесь можно посидеть на скамейках, побродить в спокойствии, которое так любил Паустовский, зайти в зелёную беседку, где он работал, когда на улице было тепло, а потом пройти в дом синего цвета. Терраса, кабинет, спальня Константина Георгиевича, комната сына, комната жены – казалось бы, совсем немного. Но, как в маленьком уютном домике Карлсона на крыше, здесь всё ёмкое и милое. И всё дышит произведениями Паустовского – мудрыми и наполненными любовью к людям.
Паустовский писал произведения и для взрослых, и для детей, но вообще, как Чехов и многие другие писатели, считал разделение на детскую и взрослую литературу очень условным.
Неисправимый романтик, который прошёл Первую мировую войну санитаром, а во время Великой Отечественной войны был фронтовым корреспондентом. Журналист, который любил путешествовать. Автор, по сценариям которого были поставлены кинофильмы «Кара-Бугаз» и «Лермонтов». Педагог, который в течение 20 лет проводил литературные семинары не только в Литературном институте, но и во время своих путешествий по стране. Русский и советский писатель, четырежды номинированный на Нобелевскую премию по литературе.
Скорее всего, и вам, и детям, после посещения этого домика захочется прочитать повесть «Золотая роза», посвящённую секретам писательского мастерства, исследованию и осмыслению которого он посвятил значительную часть своей жизни. Паустовский считал, что писательство, как душевное состояние, возникает в человеке именно в детстве, когда и солнце горячее, и трава гуще, и дожди обильнее, и небо ярче, и невероятно интересен каждый человек. Ощущение жизни как непрерывной новизны — вот тот дар детства, без которого писать невозможно! Если человек, став взрослым, не растеряет этот дар, он и становится писателем.
Рекомендуем вам при посещении всех этих мест воспользоваться помощью экскурсовода, который расскажет очень много интересных подробностей, что существенно повысит культурную отдачу от путешествия.
А если вы хотите прочитать о встречах героев «Литературной одиссеи» с литераторами, переходите по ссылке, там вы найдёте все восемь выпусков проекта. Вас ждёт очень точная имитация встреч — если бы они произошли на самом деле, то были бы именно такими.
Аудиоверсию текста можно прослушать тут.
Автор текста: Алексей Ходорыч
Иллюстрации предоставлены изданием «Классный журнал», художники: Александр Левченко, Владислав Ярцев.