«В лучшее надо верить до последнего»
«Слепоглухие люди зачастую живут в достаточно замкнутом пространстве, выезды на мероприятия, вообще выход в город для них порой — исключение, чем закономерность», — пишет председатель жюри совместного конкурса короткого семейного рассказа, исполнительный директор фонда “Со-единение”, главный редактор журнала для слепоглуглухих “Ваш собеседник” Наталья Соколова.
В конкурсе 2023-24 гг приняли участие 16 авторов с нарушениями функции органов зрения и слуха и завершился он 6 мая 2024 года. Совместный конкурс для слепоглухих проводится в 3-й раз. Рассказы финалистов первых двух совместных конкурсов публиковались ранее на сайте”Классного журнала” в рубрике “Пишу как дышу” и в отдельных сборниках “Когда я пишу” ( Изд.ЛАСА, М., 1921) и “О моей семье”(Изд.ЛАСА, М., 1922г.) Сейчас сборники рассказов можно прочитать бесплатно на сервисе Ридеро.
Благодаря нашему конкурсу и опубликованным сборникам широкий круг читателей практически впервые познакомился с творчеством слепоглухих авторов. А для читателей с нарушением функций зрения и слуха по инициативе автора конкурса писательницы Софии Агачер были изданы специальные сборники по методике Брайля, врученные, как самим авторам, так и в специализированные библиотеки. Хочется отметить, что литературное мастерство участников этого конкурса растёт год от года.
— Мы проводим конкурс короткого семейного рассказа в третий раз, и всегда чувствуем потребность в его продолжении. Дело в том, что слепоглухие люди зачастую живут в достаточно замкнутом пространстве, выезды на мероприятия, вообще выход в город для них порой — исключение, чем закономерность. Поэтому литературное творчество (и вообще общение в сети) становятся особенно важным — неудивительно, что всё большее число слепоглухих людей просят нас обучить их компьютерной грамотности. Суммарно в наших литературных конкурсах приняли участие более ста наших подопечных, некоторые присылают работы каждый раз, интересуются, когда мы объявим что-то новое, очень волнуются в преддверии результатов. Мы обязательно будем продолжать! - написала Наталья Соколова на портале ОбнимиМеня.Ру
Координатор конкурса Владимир Коркунов в публикации на том же портале рассказал:
— Конкурс короткого семейного рассказа придумала прозаик София Агачер. Она предложила нам провести его, мы спросили у наших подопечных, и оказалось, что такой конкурс очень востребован. В первую очередь, потому что он посвящён семьям, личным, как правило, добрым и тёплым историям. Хотя бывает, что высокие места занимают и психологически сложные вещи, как рассказ Елены Волох «Обезьянка», в котором рассказывается о распаде семьи. Но рассказывается так трогательно, что это трогает до глубины сердца. А история Любови Молодых (оба этих рассказа стали в этом году победителями, набрав одинаковые баллы) посвящена надежде, которая рождается из безнадёжности — героиня думала, что ёжик, которого они нашли с сыном, не выживет, однако зверёк в итоге пришёл в себя и ты понимаешь: в лучшее надо верить до последнего!
Победители конкурса:
Лауреаты I степени
• Елена Волох (Москва)
• Любовь Молодых (ст. Озерки)
Лауреат II степени
• Любовь Малофеева (Ижевск)
Лауреат III степени
• Александр Галан (Тюмень)
Спецприз приз жюри: Арина Деньмухамедова (Москва)
Все лауреаты совместного конкурса стали финалистами нашего конкурса “Мы и наши маленькие волшебники” и поэтому сегодня мы публикуем рассказы Елены Волох из Москвы и Любови Молодых из станции Озерки Алтайского края. Хочется отметить, что все эти авторы становятся финалистами нашего конкурса уже в третий раз!
Елена Волох
Обезьянка
Мои родители развелись. Мне, маленькой, было трудно понять, почему так: в старом доме жили вместе, а теперь отдельно? В новую квартиру нас поселили с мамой и бабушкой, её мамой. Папе дали комнату в небольшой коммуналке, он только приходил к нам в гости. Я любила и маму, и папу, мне не хотелось расставаться. Когда папа появлялся у нас, я с радостью бросалась к нему. Он меня подхватывал, прижимал к себе, и мы шли в комнату разговаривать. Папа старался говорить чётко, чтобы я понимала. Иногда он возил меня в школу.
Я училась в школе-интернате для слабовидящих, хотя слух у меня был слабее зрения. В понедельник меня привозили, в субботу забирали. Мама по понедельникам работала. Обычно возила бабушка. Но иногда вёз папа, и я радовалась этим поездкам.
Однажды папа попросил нас с мамой зайти к нему. Жил он недалеко. Был тёплый летний день. Мы пошли через парк.
В папиной комнате было чисто, уютно. Пока мама с папой разговаривали, я изучала обстановку. Под стеклом на письменном столе я увидела наши с мамой фотографии. На полке этажерки стоял мой портрет. Это было приятно. А рядом с портретом сидела пушистая обезьянка. Я взяла её в руки. Она была такая милая, тёплая, подвижная — совсем как живая.
— Пап, — предложила я, — подари мне эту обезьянку!
— Нет, — отрезал он, — мне самому её подарили.
— Ну па-а-ап! — захныкала я.
Но он отобрал зверька и воздвиг на верх этажерки, куда я не могла бы дотянуться.
— Не хочешь, не надо, — обиделась я.
Мама освободилась, и мы пошли обратно той же дорогой через парк.
— Вот видишь, — сказала мама, — а ты: «Поцелуйтесь!..»
Я вспомнила: папа был у нас, уходил, и я вдруг потребовала: «Поцелуйте меня!» Они охотно меня чмокнули — мама в левую щеку, папа в правую. «А теперь поцелуйте друг друга!» — скомандовала я. Но они не выполнили эту команду, стояли, понуро глядя в пол...
Я поняла мамину мысль и попыталась оправдать отца:
— Но ведь ему подарили обезьянку...
Мама остановилась, внимательно на меня посмотрела. Произнесла:
— Я тебе всё отдала — время, силы... Кровь свою отдала... Когда ты лежала в больнице, я приходила каждый день, делала всё, что велели врачи. А папа уезжал в свои походы. Ему это было важнее, чем твоё здоровье. И сейчас игрушку тебе пожалел... «Подарили!..»
Мама сердито вырвалась, зашагала вперёд. Я догнала её, взяла за руку. Мы сели на лавочку. Мама плакала...
Невдалеке росли какие-то цветочки. Я собрала небольшой букет, вручила маме. Она улыбнулась, обняла меня.
— Ты слышала, о чём мы говорили с папой?
Я покачала головой.
— Он предложил нам снова пожениться, жить вместе.
— Вот здорово! — обрадовалась я.
— Я спросила, — продолжала мама: «Ты будешь так же ездить в походы?» Он ответил: «Да». И тогда я сказала: «Нет».
— Мам, ты его любишь? — разволновалась я.
— Да, люблю, — она глубоко вздохнула. — Но твоя жизнь, твоё здоровье мне дороже всего. Пойми, дело тут не только в папиных походах. Я бы смирилась с ними, если бы ему были небезразличны наши трудности. А он не хочет помогать, мало уделяет нам внимания. Главное для него — походы.
— Но он же возит меня в школу! — напомнила я.
— Редко, — уточнила мама, — и каждый раз надо просить. А ведь он свободен по понедельникам. Знает, что бабушке это тяжело...
Я не нашла, что ответить. Мне было очень грустно.
Через несколько дней к нам пришла другая бабушка, папина мама. Она работала продавщицей в «Гастрономе» и приносила нам свежие молочные продукты. Меня это почему-то раздражало. Бабушка доставала из сумки разные упаковки, и я сердито роняла:
— Не надо! Я не люблю творог.
— А это ты любишь? — весело спросила бабушка и вытащила другой пакет. Из него выпрыгнула обезьянка. Та самая, папина!
Я схватила мохнатую красавицу, закружилась с ней по комнате. Подбежала к оторопевшей маме:
— Вот видишь, папа не такой плохой!
Эта обезьянка долго была моей любимой игрушкой. Напоминала о папе...
К сожалению, мои родители не помирились. Встречи с папой были редки. Однажды он проводил меня в школу и больше не появлялся. А спустя время погиб в результате камнепада в горах. За два месяца до своего 35-летия...
Об авторе:
Елена Волох - прозаик, поэт, эссеист. Родилась в Москве. Училась в школе для слабовидящих, потом в библиотечном техникуме, затем на библиотечном факультете Института культуры. 20 лет проработала в библиотеках. В перестройку была сокращена, занималась общественной работой. Сотрудничала с журналами «В едином строю», «Наша жизнь», «Ваш собеседник». Сейчас занимается своим здоровьем, бытом, общением, творчеством, осваивает компьютер. Победительница конкурса «Мы в этот мир пришли, дорог не выбирая» (2015). Двукратный лауреат I степени литературного конкурса «Со-творчество» (2019, 2020). Лауреат I степени конкурса короткого семейного рассказа (2021). Двукратный лауреат конкурса «Мы и наши маленькие волшебники» (2021, 2022). Публиковалась в сборниках «Зоркое сердце» (2019), «Обретённый свет» (2020), «когда я пишу» ( 2021), «О моей семье» (2022). Живёт в Москве.
Любовь Молодых
Ёж
После нескольких ненастных дней снова установилось тепло, и мы с сыном приехали на дачу. Я принялась разбирать сумки, а Валерка помчался по дорожкам между цветниками и грядками. Вернулся он испуганный.
— Мама, там ёжик под баком, мёртвый!
В большом, на два куба, баке мы хранили воду для полива. Но ёжик лежал не под самим баком, а в углублении под краном, в которое мы ставили ведро. Он, как видно, свалился туда и не смог выбраться по скользким от дождя скатам. Захлебнулся он в собравшейся там дождевой воде? Но сейчас в яме воды не было. Ослабел от голода? Я пошевелила ёжика, прикасаясь к вялым иголкам, и ёж вдруг слабо засопел и задвигал перепачканным носом.
— Живой! — обрадовался сын.
В ладонях мы перенесли ёжика на веранду. Сын принёс свою видавшую виды футболку, и мы уложили на неё пострадавшего. Пододвинули ему под самый нос блюдце с водой. В конце концов, даже оказавшись сколько-то времени назад в луже, теперь он мог уже долго просидеть в сырой яме, но без капли воды. Ёжик не пил. Его глазки были открыты, но безучастны.
— Давай ему молока дадим, — жалобно предложил сын.
— Нельзя ёжикам молоко, — сказала я. Хотя бы это немногое о наших колючих соседях я знала. — Но чем-то подкормить его надо.
— А что едят ежи? — спросил Валерка.
Я пожала плечами:
— Червей. Мышей едят. А вообще, я не знаю. Наверно, сырого мяса можно дать. Но он слишком слабый. Давай поищем в интернете.
Пока я добывала информацию посредством своего телефона, Валерка сидел над ежом, гладил по грязным иголкам и предлагал воду из блюдца.
— У него лапы холодные и уши. Может, укрыть его?
— Лучше руками погрей.
Наконец я выяснила, что истощённому ежу следует давать говяжий или куриный фарш и фрукты. И, разумеется, воду. Курятина у нас была. Мы тонко порезали немного грудки, положили несколько кусочков привезённого с собой яблока.
— Боюсь, это всё, — сказала я. — Ещё советуют его на грелку положить, но грелки тут у нас нет.
— Есть бутылки, — напомнил Валерка.
Я поставила на газ чайник.
Вскоре мы пододвинули тёплую бутылку к боку ёжика, но он и тут остался безучастен.
— Ему главное — попить, — сказала я. — Если пить начнёт, то там, глядишь, и поест. А будет есть, значит, сил наберётся.
Весь вечер Валерка просидел над ёжиком. Он обмыл влажной ваткой его мордочку и лапы, то и дело заменял в бутылке остывающую воду и без конца пододвигал ему под нос блюдце с водой. Иногда ёжик чмокал, но попадала ли вода ему в рот, было непонятно.
«Не выживет!» — решила я про себя и стала думать, как отвлечь сына от его бдения раньше, чем наш пациент перестанет дышать. Стресс будет слишком большим!
В конце концов, скоро стемнеет. Я потихоньку уберу тельце нашего несчастного пострадавшего и утром скажу, что ночью он оклемался и ушёл.
Но Валерка не собирался покидать свой пост, и мои просьбы наносить дров в баню или нарвать огурцов только настораживали его — он всегда был до невозможного чуток к малейшей моей неискренности. Наконец он спросил прямо:
— Ты думаешь, он умрёт?
Я видела, с каким трудом выговорил он эти слова, и ответила осторожно:
— Знаешь, мне кажется, что помочь ему может только чудо.
Валерка переглотнул и прошептал:
— Дед Мороз?
Он до сих пор верил в Деда Мороза!
— Это зимой, — вздохнула я.
— А летом чудес не бывает?
Я промолчала. Развивать мысль, что чудеса делают люди, сейчас явно не стоило, сын и так был готов посвятить ежу всего себя целиком.
Валерка кое-как поужинал, оглядываясь на неподвижного ежа, и вернулся на свой пост. Когда я в десятый раз сказала, что надо ложиться спать, он перенёс подстилку с ежом и всё его хозяйство к своему дивану. Укутал ежа в старый шарф и лёг, продолжая поглаживать его по лбу и ушам. Засыпая, я слышала звуки передвигаемого блюдца и иногда тихое чмоканье, и на душе у меня было тяжело.
Вскоре сын разбудил меня.
— Мам, дай фонарик!
— Зачем?
— Мне кажется, он мяса поел.
Я включила на телефоне фонарик и подала сыну.
— Валер, ты спи. Всё, что надо, у него есть. Если ему жить, он здесь сам справится.
И всё равно я видела сквозь сон мелькание света. Проснувшись в очередной раз, я разглядела, что сын сидит возле ежа на полу.
— Замёрзнешь, — прошептала я.
— Нет, тепло.
— Ложись давай.
— Мам, может, он спит?
«Умер всё-таки!» — поняла я и сказала:
— Ну конечно спит. Тебе одному не спится. Оставь его в покое, не буди.
Валерка неохотно залез под покрывало.
Я встала в предрассветных сумерках, чтобы убрать тельце погибшего. И остановилась, приглядываясь. Ежа на подстилке не было.
«К себе под бок, что ли, уложил?»
Я поискала взглядом и нашла ежа у порога. Потрогала его, легонько потолкала. И ёж, к моему изумлению, довольно шустро побежал к своей подстилке и блюдцам.
«Да он ест! — не поверила я себе. — Вот уж правда чудеса!»
Я снова легла, но уснуть уже не сумела, слушая несообразно громкое топанье нашего маленького гостя.
Через полчаса проснулся Валерка. В окно уже светили косые солнечные лучи.
— Мамочка, смотри! — закричал он и сел на диване, взъерошенный и сонный, похожий на только что выкупавшегося воробья.
Ёжик стоял над блюдцем и ел.
Он прожил у нас несколько дней. Спал где-нибудь в углу днём и громко топал по всему дому ночью. А потом ушёл, и больше мы его не видели. Валерка каждый вечер выставлял под крылечко миску с едой, и утром она оказывалась неизменно пуста, так что вполне возможно, наш гость навещал нас ночами.
С тех пор каждый раз, уезжая с дачи, мы закрывали яму для ведра широкой доской.
Об авторе:
Прозаик. Родилась в 1975 году в Барнауле. В возрасте 7 лет заболела сахарным диабетом. Закончила 11 классов на дому, а также музыкальную школу. В возрасте 36 лет начала слепнуть, ещё через три года — глохнуть. Прошла обучение в Бийском ЦРС, научилась работать вслепую на компьютере и ходить с тростью. Пишет с детства. Немного играет на гитаре, аккордеоне и гармони, немного поёт. Пока видела — писала, вышивала, занималась бисероплетением. Теперь прежние виды рукоделия заменило макраме, но пишет по-прежнему. В 2020 году прошла обучение на курсах литературного мастерства «Твой текст»; занималась у современных писателей, сценаристов, журналистов, после чего стала пробовать себя в журналистике. Из законченных произведений — роман, несколько повестей, рассказы, есть стихи. Вырастила сына. Двукратный лауреат II степени литературного конкурса «Со-творчество» (2020, 2021). Лауреат I степени конкурса короткого семейного рассказа (2022). Двукратный лауреат конкурса «Мы и наши маленькие волшебники» (2021, 2022). Публиковалась в сборниках «Обретённый свет» (2021), «Когда я пишу» ( 1921), «Слово на ладони» (2022) и «О моей семье» (2022). Живёт на ст. Озёрки (Алтайский край).
Победительница Всероссийского конкурса литературных работ людей с нарушением зрения, посвященного Году культурного наследия народов России (по количеству баллов стала первой среди всех победителей).
О конкурсе и организаторах:
Рассказы финалистов сезонов 2018-2019 гг можно прочитать по ссылке и в отдельном сборнике рассказов «Дети и взрослые детям и взрослым» на Ridero. Рассказы финалистов 2020 года смотрите по этой ссылке и в сборнике семейных рассказов «Когда я пишу» на платформе Ridero по ссылке, а с работами финалистов 2021 года можно ознакомиться тут. Лучшие работы финалистов сезонов 2021 года и 2021-22 годов вошли в сборник рассказов «О моей семье». Новые работы шестого сезона смотрите на сайте «Классного журнала» в разделе «Читать как дышать».
Фонд поддержки слепоглухих «Со-единение» – негосударственный благотворительный фонд, созданный с целью системных изменений в качестве жизни людей с одновременным нарушением слуха и зрения.
Фонд "Живая Книга" основан в декабре 2019 года. Основной целью фонда является популяризация семейного чтения через проведение различных конкурсов, театральных фестивалей, выступления писателей в библиотеках и издание книг для семейного чтения с последующим их распространением, в том числе и в библиотечных фондах.
София Агачер – писательница, автор книги для семейного чтения «Рассказы о Ромке и его бабушке», создатель «Литературного агентства Софии Агачер». Врач, живёт и работает в Москве и в Чикаго. Считает, что книга – это живое существо, а игра – один из основных способов общения взрослых и детей. По её мнению, конкурс коротких рассказов «Мы и наши маленькие волшебники» тоже может стать увлекательной игрой для всей семьи, поскольку вместе можно не только читать, но и сочинять, рисовать и фотографировать.
«Классный журнал» – современный журнал полезных развлечений для детей 7-13 лет, который издательство «Открытые системы» выпускает с 1999 года. Каждый номер «Классного журнала» содержит самую актуальную информацию для детей, которые любят его за разнообразие жанров, тем и рубрик. Комиксы, квесты, анекдоты, страшилки, детективы, сканворды, тесты, эксперименты и даже новости для детей — все это есть в «Классном журнале»! Издание рассказывает об окружающем мире, взаимоотношениях, науке, путешествиях, о животных, природе, загадках нашего мира, публикует интересные истории и обзоры детской литературы, а также настольные игры, в которые можно играть всей семьей!
В 2019 на V Всероссийском конкурсе детских СМИ «Волшебное слово» «Классный журнал» был признан «Лучшим журнал для среднего школьного возраста», в 2020 на 10-м Деловом форуме российских СМИ «Классный журнал» стал победителем конкурса «Маленький принц». А в 2021 году «Классный журнал» завоевал высшую награду — Гран-при — конкурса детских СМИ «Волшебное слово» , то есть официально был признан лучшим детским журналом России. «Классный журнал» — дважды лауреат знака «Золотой фонд прессы» 1-й степени и дважды призёр международного конкурса «Золотое перо Руси».