Классные журнала для классных детей
В начале Года педагога и наставника журнал «Школьная библиотека» решил поговорить с Алексеем Ходорычем, директором по детским проектам издательства «Открытые системы», выпускающего такие известные детские журналы, как «Классный журнал» и «ПониМашка», которые педагоги и библиотекари часто используют в своей работе. Интервью вышло в новом номере «Школьной библиотеки», подробности об этом номере смотрите по ссылке.
— Алексей, для начала расскажите о двух детских изданиях, которые выпускает ваше издательство. Чем они отличаются от других изданий, существующих в России?
— В России выходит очень много хороших детских журналов. Знаю об этом не только как издатель и читатель, но и как регулярный участник феститвля и конкурса детских СМИ «Волшебное слово», которые ежегодно проводит Союз предприятий печатной индустрии (СППИ ГИПП) при поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России. Поищите перечень победителей этого конкурса в Интернете и смело подписывайтесь на перечисленные в нём издания. Насколько мне известно, «Читайка» тоже планирует в этом году принять участие, и я желаю вам удачи: замечательное издание, имеющее все шансы на победу.
Так вот, все детские журналы сейчас можно условно разделить на три больших группы: литературные, где приоритет отдаётся публикации рассказов и стихов, развлекательные, где в основном печатают головоломки, шарады, тесты, сканворды, комиксы, игры, и журналы широкого профиля, где есть и то, и другое.
Наши журналы относятся именно к третьему типу, неслучайно мы их называем журналами полезных развлечений. «Классный журнал», например, выделяется разнообразием жанров, тем и рубрик. Комиксы, квесты, анекдоты, страшилки, детективы, сканворды, тесты, эксперименты, литература и даже новости для детей — всё это у нас есть. Издание рассказывает об окружающем мире, взаимоотношениях, науке, путешествиях, животных, природе, загадках нашего мира, публикует интересные истории и обзоры детской литературы, а также настольные игры, в которые можно играть всей семьёй. Педагоги же нас любят за рубрики, посвящённые жизни в школе и взаимоотношениям между детьми и учителями. Неслучайно материалы этих рубрик использовались в одном из этапов конкурса «Учитель будущего», который проводила президентская платформа «Россия — страна возможностей».
Каждый номер журнала для дошкольников «ПониМашка» — это отдельное приключение забавного персонажа, пони по имени Машка, которому интересно всё вокруг. И она вместе со своими друзьями — Осликом и зеброй Сметанкой — помогает дошкольникам узнавать обо всём на свете. С ними очень весело учиться читать, писать, считать, рисовать, а ещё лепить, мастерить и готовить необычную детскую еду.
Это издание педагоги и библиотекари любят за то, что оно помогает хорошо подготовиться к проведению занятий по разным темам с дошкольниками. Даже те библиотеки, которые не подписаны на бумажный номер «ПониМашки», используют электронные версии издания для подготовки к занятиям.
Пару лет назад наше издательство создало специально для библиотек программу «Журналы — школьным, детсадовским и детским библиотекам», по которой мы давали библиотекам доступ к электронным версиям наших изданий. Программа действует до сих пор, и чтобы к ней подключиться, достаточно написать нам письмо. Впрочем, с тех пор как наши издания попали в Национальную электронную детскую библиотеку, которую развивает Российская государственная детская библиотека, можно смотреть их именно там.
Ну и отмечу, что, несмотря на то что наши издания участвуют в конкурсе «Волшебное слово» с 2015 года, наград конкурса удалось добиться только недавно — настолько высока конкуренция. В 2019 году «Классный журнал» был признан лучшим детским изданием России для среднего школьного возраста, в 2021 году получил Гран-при, то есть официально был признан лучшим детским журналом России. А в 2022 году «ПониМашка» была признана лучшим изданием России для самых маленьких.
— Современные дети читают меньше, чем их сверстники, что не радует. Ведь чтение — это не просто потребление информации, это универсальный тренинг для мозга. Именно детские журналы позволяют приобщить детей к чтению. Но это тоже не панацея, ведь система розничных продаж разрушена, а к подписке ещё не все привыкли. Каким вы видите рецепт решения этой проблемы?
— Ваш главный редактор, Татьяна Дмитриевна Жукова, знает об этом значительно больше: ваше издание не раз касалось этих вопросов, поэтому попробую не копать вглубь, а сказать, о чём у вас, возможно, ещё не писали. Во-первых, сам факт, что дети раньше читали больше, является, с моей точки зрения, спорным. Я и сам так раньше думал, пока мы вместе с сыном не взяли интервью у кумира моего детства, мэтра детской прозы СССР и России Альберта Анатольевича Иванова. Когда я у него спросил то же самое, что Вы спросили у меня, он задал встречный вопрос: сколько одноклассников в моём окружении активно читали. Я вспомнил только себя и своего друга. На что Альберт Анатольевич сообщил, что и в его детстве в его классе читали только он и его друг.
Во-вторых, конечно, у современных детей больше соблазнов: интернет-видео, игры в телефоне, социальные сети. Но на них чаще «зависают» дети того типа, которые раньше смотрели телевизор или непрерывно гуляли. Думаю, что доля активно читающих детей если и снизилась, то не в разы. И у них сейчас огромный выбор литературы. И мне кажется важным, чтобы эти дети читали правильные произведения. Об этом сейчас думают очень многие. Например, недавно на базе ТД «Библио-Глобус» был создан Клуб семейного чтения и детской книги , в котором, в числе прочих, обсуждается и этот вопрос.
На мой же взгляд, важно не только обратить внимание детей и их родителей на современные достойные произведения отечественных авторов, но и привлечь их внимание к русской классике, которая является частью нашего культурного кода и закладывает основы правильного отношения к жизни. Этих классиков изучают в школе, но дети относятся к ним очень формально и уж точно не читают Пушкина, Тургенева или Паустовского в свободное время. Они задают себе логичный, как им кажется, вопрос: а зачем им читать это «старьё», если есть более актуальная литература?
И вот, чтобы обратить внимание детей на русских классиков, мы в 2019 году придумали проект «Литературная одиссея». Герои «Классного журнала» отправляются в прошлое, где встречаются с русскими классиками и полноценно с ними общаются, как с обычными живыми людьми, задавая им любые вопросы и получая такие же ответы, как если бы эти литераторы отвечали на самом деле.
Честно признаюсь, работа над такими текстами и рисунками к ним очень трудоёмка. Ведь, как правило, нет ни одной книги, которая бы комплексно раскрывала все эти вопросы. Приходится изучать не только книги об этих авторах, но и их дневники, дневники их друзей, общаться со специалистами домов-музеев этих авторов, с литературоведами. На каждый такой иллюстрированный материал уходит как минимум месяц, а иногда и два. Но результат того стоит. И библиотекари, и педагоги не раз отмечали значительный рост интереса детей к произведениям тех литераторов, которые попали в «Литературную одиссею». Сейчас на сайте «Классного журнала» выложены 8 таких иллюстрированных публикаций. По итогам «встреч» с Чуковским в Переделкине в 1960 году, с Тургеневым в Спасском-Лутовинове в 1881 году, с Заходером в Комаровке в 1983 году, с Пушкиным в Болдине в 1833 году, с Паустовским в Тарусе в 1963 году, с Некрасовым в Карабихе в 1872 году, с Чеховым в Мелихове в 1895 году и с Бажовым в Свердловске в 1946 году.
В ближайшем будущем состоится встреча с Сергеем Михалковым в Николиной Горе и Львом Толстым в Ясной Поляне. Все вышедшие материалы можно посмотреть, если перейти по ссылке.
Но главное, что мы решили сделать с этим проектом, — это его экранизировать, то есть создать на основе этих публикаций видео с использованием анимации, старинных фотографий и видеоматериала. Цель — сделать эти выпуски ещё более эффективными.
Многочисленные исследования показывают, что дети в Интернете не читают. Публиковать эти выпуски в журнале мы не можем, потому что они довольно объёмные. Получается, что основным, первичным, так сказать, читателем этих выпусков на сайте являются не сами дети, а их родители, библиотекари и педагоги, которые уже привлекают к этим материалам детей. А для того чтобы именно сами дети изучали «Литературную одиссею» с большим интересом, мы и планируем эту экранизацию. На деньги Президентского фонда культурных инициатив.
Победить в конкурсе ПФКИ очень непросто, экспертам Фонда очень важен не только сам проект, но и то, как будет решён вопрос с его «приземлением» на местах. Так что если кто-то из ваших читателей — библиотекарей и педагогов — захочет нам помочь, он может написать мне на почту ax@osp.ru, и я буду иметь в виду, что конкретный человек уже ждёт эти материалы для своей работы.
— Алексей, вы упомянули, что дети в Интернете не читают. Но и у «Классного журнала» и у «ПониМашки» есть свои сайты. Получается, что расширение аудитории сайтов за счёт взрослых — родителей, педагогов, библиотекарей — это единственный путь для детских изданий?
— Да, другого пути нет. Все известные мне попытки создать сайты именно для детей нельзя назвать успешными. Именно поэтому и аудитория, и контент наших бумажных журналов и их сайтов отличается довольно сильно. Конечно, мы печатаем на сайтах и некоторые материалы из бумажных выпусков, но весь остальной контент является оригинальным и направленным на родительско-детскую аудиторию.
Здесь, в первую очередь, хотелось бы отметить Международный конкурс короткого семейного рассказа «Мы и наши маленькие волшебники!», который уже пятый год подряд проводится «Классным журналом», «Литературным агентством Софии Агачер» и фондом «Живая книга», а с недавних пор этот проект поддерживают Президентский фонд культурных инициатив и Фонд помощи слепоглухим «Со-единение».
И дети, и взрослые присылают нам рассказы для семейного чтения, которые мы выкладываем на сайт в рубрике «Читать как дышать». По итогам каждого сезона выходит сборник рассказов для семейного чтения с лучшими произведениями. Так уже были изданы книги под названием «Дети и взрослые детям и взрослым», «Когда я пишу» и «О моей семье». Их можно бесплатно прочитать на платформе «Ридеро». Кроме того, по заявкам на agacher.s@gmail.com они рассылаются в школьные и сельские библиотеки. Именно за этот проект в 2020 году «Классный журнал» получил специальную премию конкурса «Семья и будущее России», который проводит Фонд Андрея Первозванного.
— Мы знаем, что вы не только журналами и сайтами, но и мультфильмами для детей с недавних пор занимаетесь. Расскажите об этом.
— С 2020 года мы делаем мультфильмы о героине журнала «ПониМашка», пони по имени Машка, её друзьях и родителях. Мы рьяные сторонники именно чтения, но и о форматах, интересных детям, забывать не нужно. Вы легко сможете найти эти мультфильмы просто поиском, они есть и на YouTube, и в RuTube.
Уверен, что эти добрые и милые мультфильмы очень понравятся не только детям, но и их родителям. В 2022 году мы стали победителями конкурса Минкультуры России, нам дали субсидию, так что теперь мультфильмов станет ещё больше. Но на этом мы не планируем останавливаться. В 2023 году планируем сделать игры с героями «ПониМашки» элементами сайта проекта «ПониМашка». Это будут не просто интересные, но и полезные игры, обучающие детей чтению и основам безопасности в Интернете.