Классные журнала для классных детей

Классные журнала для классных детей

В начале Года педагога и наставника журнал «Школьная библиотека» решил поговорить с Алексеем Ходорычем, директором по детским проектам издательства «Открытые системы», выпускающего такие известные детские журналы, как «Классный журнал» и «ПониМашка», которые педагоги и библиотекари часто используют в своей работе. Интервью вышло в новом номере «Школьной библиотеки», подробности об этом номере смотрите по ссылке.

Классные журнала для классных детей. И не только журналы!

Алексей, для начала расскажите о двух детских изданиях, которые выпускает ваше издательство. Чем они отличаются от других изданий, существующих в России?

— В России выходит очень много хороших детских журналов. Знаю об этом не только как издатель и читатель, но и как регулярный участник феститвля и конкурса детских СМИ «Волшебное  слово», которые ежегодно проводит Союз предприятий печатной индустрии (СППИ  ГИПП) при поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России. Поищите перечень победителей этого конкурса в Интернете и смело подписывайтесь на перечисленные в нём издания. Насколько мне известно, «Читайка» тоже планирует в этом году принять участие, и я желаю вам удачи: замечательное издание, имеющее все шансы на победу.

Так вот, все детские журналы сейчас можно условно разделить на три больших группы: литературные, где приоритет отдаётся публикации рассказов и стихов, развлекательные, где в основном печатают головоломки, шарады, тесты, сканворды, комиксы, игры, и журналы широкого профиля, где есть и то, и другое.

Наши журналы относятся именно к третьему типу, неслучайно мы их называем журналами полезных развлечений. «Классный журнал», например, выделяется разнообразием жанров, тем и рубрик. Комиксы, квесты, анекдоты, страшилки, детективы, сканворды, тесты, эксперименты, литература и даже новости для детей — всё это у нас есть. Издание рассказывает об окружающем мире, взаимоотношениях, науке, путешествиях, животных, природе, загадках нашего мира, публикует интересные истории и обзоры детской литературы, а также настольные игры, в которые можно играть всей семьёй. Педагоги же нас любят за рубрики, посвящённые жизни в школе и взаимоотношениям между детьми и учителями. Неслучайно материалы этих рубрик использовались в одном из этапов конкурса «Учитель будущего», который проводила президентская платформа «Россия  —  страна  возможностей».

Классные журнала для классных детей. И не только журналы!

Каждый номер журнала для дошкольников «ПониМашка» — это отдельное приключение забавного персонажа, пони по имени Машка, которому интересно всё вокруг. И она вместе со своими друзьями — Осликом и зеброй Сметанкой — помогает дошкольникам узнавать обо всём на свете. С ними очень весело учиться читать, писать, считать, рисовать, а ещё лепить, мастерить и готовить необычную детскую еду.

Это издание педагоги и библиотекари любят за то, что оно помогает хорошо подготовиться к проведению занятий по разным темам с дошкольниками. Даже те библиотеки, которые не подписаны на бумажный номер «ПониМашки», используют электронные версии издания для подготовки к занятиям.

Классные журнала для классных детей. И не только журналы!

Пару лет назад наше издательство создало специально для библиотек программу «Журналы — школьным, детсадовским и детским библиотекам», по которой мы давали библиотекам доступ к электронным версиям наших изданий. Программа действует до сих пор, и чтобы к ней подключиться, достаточно написать нам письмо. Впрочем, с тех пор как наши издания попали в Национальную электронную детскую  библиотеку, которую развивает Российская государственная детская библиотека, можно смотреть их именно там.

Ну и отмечу, что, несмотря на то что наши издания участвуют в конкурсе «Волшебное слово» с 2015 года, наград конкурса удалось добиться только недавно — настолько высока конкуренция. В 2019 году «Классный журнал» был признан лучшим детским изданием России для среднего школьного  возраста, в 2021 году получил  Гран-при, то есть официально был признан лучшим детским журналом России. А в 2022 году «ПониМашка» была признана лучшим изданием России для самых маленьких.

Современные дети читают меньше, чем их сверстники, что не радует. Ведь чтение это не просто потребление информации, это универсальный тренинг для мозга. Именно детские журналы позволяют приобщить детей к чтению. Но это тоже не панацея, ведь система розничных продаж разрушена, а к подписке ещё не все привыкли. Каким вы видите рецепт решения этой проблемы?

— Ваш главный редактор, Татьяна Дмитриевна Жукова, знает об этом значительно больше: ваше издание не раз касалось этих вопросов, поэтому попробую не копать вглубь, а сказать, о чём у вас, возможно, ещё не писали. Во-первых, сам факт, что дети раньше читали больше, является, с моей точки зрения, спорным. Я и сам так раньше думал, пока мы вместе с сыном не взяли интервью у кумира моего детства, мэтра детской прозы СССР и России Альберта Анатольевича Иванова. Когда я у него спросил то же самое, что Вы спросили у меня, он задал встречный вопрос: сколько одноклассников в моём окружении активно читали. Я вспомнил только себя и своего друга. На что Альберт Анатольевич сообщил, что и в его детстве в его классе читали только он и его друг.

Во-вторых, конечно, у современных детей больше соблазнов: интернет-видео, игры в телефоне, социальные сети. Но на них чаще «зависают» дети того типа, которые раньше смотрели телевизор или непрерывно гуляли. Думаю, что доля активно читающих детей если и снизилась, то не в разы. И у них сейчас огромный выбор литературы. И мне кажется важным, чтобы эти дети читали правильные произведения. Об этом сейчас думают очень многие. Например, недавно на базе ТД «Библио-Глобус» был создан Клуб семейного чтения и детской книги , в котором, в числе прочих, обсуждается и этот вопрос.

 Классные журнала для классных детей. И не только журналы!

На мой же взгляд, важно не только обратить внимание детей и их родителей на современные достойные произведения отечественных авторов, но и привлечь их внимание к русской классике, которая является частью нашего культурного кода и закладывает основы правильного отношения к жизни. Этих классиков изучают в школе, но дети относятся к ним очень формально и уж точно не читают Пушкина, Тургенева или Паустовского в свободное время. Они задают себе логичный, как им кажется, вопрос: а зачем им читать это «старьё», если есть более актуальная литература?

И вот, чтобы обратить внимание детей на русских классиков, мы в 2019 году придумали проект «Литературная одиссея». Герои «Классного журнала» отправляются в прошлое, где встречаются с русскими классиками и полноценно с ними общаются, как с обычными живыми людьми, задавая им любые вопросы и получая такие же ответы, как если бы эти литераторы отвечали на самом деле.  

Классные журнала для классных детей. И не только журналы!

Честно признаюсь, работа над такими текстами и рисунками к ним очень трудоёмка. Ведь, как правило, нет ни одной книги, которая бы комплексно раскрывала все эти вопросы. Приходится изучать не только книги об этих авторах, но и их дневники, дневники их друзей, общаться со специалистами домов-музеев этих авторов, с литературоведами. На каждый такой иллюстрированный материал уходит как минимум месяц, а иногда и два. Но результат того стоит. И библиотекари, и педагоги не раз отмечали значительный рост интереса детей к произведениям тех литераторов, которые попали в «Литературную одиссею». Сейчас на сайте «Классного журнала» выложены 8 таких иллюстрированных публикаций. По итогам «встреч» с Чуковским в Переделкине в 1960  году, с Тургеневым в Спасском-Лутовинове в 1881  году, с Заходером в Комаровке в 1983  году, с Пушкиным в Болдине в 1833  году, с Паустовским в Тарусе в 1963  году, с Некрасовым в Карабихе в 1872  году, с Чеховым в Мелихове в 1895 году и с Бажовым в Свердловске в 1946  году.

Классные журнала для классных детей. И не только журналы!

В ближайшем будущем состоится встреча с Сергеем Михалковым в Николиной Горе и Львом Толстым в Ясной Поляне. Все вышедшие материалы можно посмотреть, если перейти по ссылке.

Но главное, что мы решили сделать с этим проектом, — это его экранизировать, то есть создать на основе этих публикаций видео с использованием анимации, старинных фотографий и видеоматериала. Цель — сделать эти выпуски ещё более эффективными.

Многочисленные исследования показывают, что дети в Интернете не читают. Публиковать эти выпуски в журнале мы не можем, потому что они довольно объёмные. Получается, что основным, первичным, так сказать, читателем этих выпусков на сайте являются не сами дети, а их родители, библиотекари и педагоги, которые уже привлекают к этим материалам детей. А для того чтобы именно сами дети изучали «Литературную одиссею» с большим интересом, мы и планируем эту экранизацию. На деньги Президентского фонда культурных инициатив.

Победить в конкурсе ПФКИ очень непросто, экспертам Фонда очень важен не только сам проект, но и то, как будет решён вопрос с его «приземлением» на местах. Так что если кто-то из ваших читателей — библиотекарей и педагогов — захочет нам помочь, он может написать мне на почту ax@osp.ru, и я буду иметь в виду, что конкретный человек уже ждёт эти материалы для своей работы.

— Алексей, вы упомянули, что дети в Интернете не читают. Но и у «Классного журнала» и у «ПониМашки» есть свои сайты. Получается, что расширение аудитории сайтов за счёт взрослых — родителей, педагогов, библиотекарей — это единственный путь для детских изданий?

— Да, другого пути нет. Все известные мне попытки создать сайты именно для детей нельзя назвать успешными. Именно поэтому и аудитория, и контент наших бумажных журналов и их сайтов отличается довольно сильно. Конечно, мы печатаем на сайтах и некоторые материалы из бумажных выпусков, но весь остальной контент является оригинальным и направленным на родительско-детскую аудиторию.

Здесь, в первую очередь, хотелось бы отметить Международный конкурс короткого семейного рассказа «Мы и наши маленькие  волшебники!», который уже пятый год подряд проводится «Классным журналом», «Литературным агентством Софии Агачер» и фондом «Живая книга», а с недавних пор этот проект поддерживают Президентский фонд культурных инициатив и Фонд помощи слепоглухим «Со-единение».  

Классные журнала для классных детей. И не только журналы!

И дети, и взрослые присылают нам рассказы для семейного чтения, которые мы выкладываем на сайт в рубрике «Читать как  дышать». По итогам каждого сезона выходит сборник рассказов для семейного чтения с лучшими произведениями. Так уже были изданы книги под названием «Дети и взрослые детям и взрослым», «Когда я пишу» и «О моей семье». Их можно бесплатно прочитать на платформе «Ридеро». Кроме того, по заявкам на agacher.s@gmail.com они рассылаются в школьные и сельские библиотеки. Именно за этот проект в 2020 году «Классный журнал» получил специальную премию конкурса «Семья и будущее России», который проводит Фонд Андрея Первозванного.

— Мы знаем, что вы не только журналами и сайтами, но и мультфильмами для детей с недавних пор занимаетесь. Расскажите об этом.

— С 2020 года мы делаем мультфильмы о героине журнала «ПониМашка», пони по имени Машка, её друзьях и родителях. Мы рьяные сторонники именно чтения, но и о форматах, интересных детям, забывать не нужно. Вы легко сможете найти эти мультфильмы просто поиском, они есть и на  YouTube,  и в RuTube.

Уверен, что эти добрые и милые мультфильмы очень понравятся не только детям, но и их родителям. В 2022 году мы стали победителями конкурса Минкультуры России, нам дали субсидию, так что теперь мультфильмов станет ещё больше. Но на этом мы не планируем останавливаться. В 2023 году планируем сделать игры с героями «ПониМашки» элементами сайта проекта «ПониМашка». Это будут не просто интересные, но и полезные игры, обучающие детей чтению и основам безопасности в Интернете.


Поделиться: