Весёлые школьные рассказы от уникального специалиста по развитию памяти у детей и взрослых
Сезон 25-26 годов Международного литературного конкурса коротких семейных рассказов «Мы и наши маленькие волшебники!», который проводят «Классный журнал», писательница София Агачер и Фонд «Живая книга», продолжает финалист нашего конкурса прошлого сезона писательница, член Союза писателей России Наталья Бондаренко из Сызрани. Напоминаем, что мы ждём произведения и от детей, и от взрослых. Главное требование, чтобы рассказы были короткими и так или иначе связаны с семьёй или детством. Положение о конкурсе можно прочитать на taplink.cc/sofiaagacher
ТРАНСПОРТИР
Неприятно иметь прозвище... Как только не называют! У нас в классе есть Бугор – Миша Бугров. И Подлещик – Лещенко Ваня – маленький, шустрый – не лещ, а подлещик.
Химичку величаем Кислотой – за глаза. Биологиню прозвали сложно – Ламинария Гурьяновна – по одноимённой водоросли: её питательными свойствами учителка не устаёт восхищаться. Оля, «новенькая», обратилась к ней (по незнанке) по «имени-отчеству». Услышала, как Димыч сказал: Ламинария Гурьяновна плывёт, про морскую капусту вещать будет – и выдала! А биологиня не заметила, или вид сделала. Класс переживал: сморозила Оля!.. С тех пор зовём мы биологиню как положено – Анна Сергеевна, даже за глаза.
Недавно ещё два прозвища появилось. На уроке алгебры произошёл смешной (а для нас с Жекой совсем не смешной) случай. Женёк решал у доски задачу. Евдокия Степановна (она без прозвища) в это время что-то объясняла нам и на Жеку – ноль внимания. А он разделался с заданием и заскучал. Потом увидел транспортир, снял с крючка, напялил на шею и давай крутить! Я смотрел: ловко он! Жека, поймав мой взгляд, залыбился. Я подмигнул ему. И понеслось… Мы начали перемигиваться. Я – корабль будто, а он – локатор. Я подаю сигналы, а Жека принимает. Не знаю, понимал ли он меня, но на мои сигналы реагировал. Я правым глазом подмигну – Женёк вращает угломер вправо, я – левым, Жека – влево.
Прозвенел звонок. Евдокия вспомнила про Женьку у доски. А Жека вспомнил: пора снимать транспортир. Рванул его – он не снимается.
— Ну что же ты? – укоризненно сказала математичка.
Женька покраснел, как варёный рак, транспортир – дёрг! Дохлый номер. Ни в какую, хоть тресни! Попробовал его бочком – уши мешают. Согнулся и – дёрг! Ну никак!
— Надо Жеке уши отрезать! – завопил Подлещик. – Отрастил лопухи!
— А лучше нос!
— Сам себя спасай!
— Надо опрокинуть вниз головой и потрясти за ноги!
Дальше ещё хлеще! Евдокия кинулась, стала крутить проклятый угломер… А он – вот чудовище! – засел, как назло, и всё тут. Голова, что ли, выросла за полчаса? Как только не пыталась, но прибор не поднимался дальше Женькиных ушей. Но ведь он как-то наделся? И угораздило всунуться...
Кто-то выдал идею: позвать трудовика с пилой – транспортир распилить. Я рванул в мастерскую. Но Николай Николаича – нет на месте. Ох и намучилась математичка!.. Стала взлохмаченной, как после пожара. И на Женькины страдания было страшно смотреть: голова в «капкане», глаза выпучены, губы шевелятся беззвучно...
Весть о заколдованном транспортире облетела земной шар – школу то бишь. К нам на перемене повалили толпы любопытных.
Спрашивают Женю:
— Как это случилось? Не с бухты-барахты?
А он твердит:
— Сам наделся. Я не при чём.
Только и слышалось:
— Во, видали, застрял в транспортире! Ему голову будут отпиливать.
И похлеще были завирушки:
— Слышали, «бешник», садовая голова, с прикованным к шее транспортиром, льёт крокодиловы слёзы!
Вот такие глупости захлестнули гимназию...
А Женька? Красный, нос повесил... Смирился с «пленом», не жалуется: гордость не позволяет. Вокруг него плотное кольцо в четыре ряда из интересующихся – пушкой не пробьёшь. Мне за друга аж обидно стало: с кем не бывает? И ведь никакого сочувствия! Только смешки да шуточки. Всё хиханьки да хаханьки.
— Валите отсюда! – выгнал я всех.
Заглянул в класс главком. Злополучный угломер вокруг Женькиной шеи покрутил безрезультатно, поцокал языком, хехнул:
— Хех. Не переживай! Как тебя?.. Евгений? Решим вопрос, – и – хлоп! – бедолагу по плечу.
Главком слово сдержал. Повёл Женю в мастерскую и собственноручно вызволил голову из заточения. Без свидетелей.
С тех пор, собственно, и появились в классе новые прозвища: Женьку прозвали Транспортиром, а транспортир – Женькой.
ЯБЛОКО РАЗДОРА
— Сегодня рисуем яблоко.
Саныч, учитель по изо, положил на стол офигенное яблочище.
На фоне зимнего окна оно смотрелось аппетитно и примагничивало взгляд. Вовка-Нос потянулся к нему и, с шумом втягивая в себя духмяные молекулы, продемонстрировал классу, как сказочно пахнет сей фрукт, – в блаженстве закатил глаза.
Насчёт Носа… Нос – прозвище: от фамилии Носов и от Вовкиной привычки нюхать всё подряд и давать запахам оценки. Их у него две: «восхитительно!» и «дрянь какая…» При первой – он закатывает глаза и расплывается в улыбке. При второй – морщится так, словно оконную замазку проглотил. Яблоко, судя по Вовкиным глазам, пахло восхитительно. Мы и не сомневались, ведь это – райский фрукт.
Дав задание, Саныч вышел. Задвигались стулья, зашуршали пакетики… Гриша с Никитой кинулись друг за другом. А девочки – кто звонить, кто отсылать сообщухи, кто наводить красоту. Кто-то кого-то двинул и получил сдачу. Федька прошёлся вдоль доски и, тормознувшись, глянул на класс из-под воображаемых очков. Точь-в-точь как Саныч! Федька – артист, кого угодно изобразить может. Потом подскочил к Юле и, вытянув шею, заглянул в чистый пока ещё альбом.
— Что это за фрукт, Селезнёва? – с серьёзным видом прикололся.
— Это не фрукт, Саныч, – альбом. Фрукт ещё не созрел, – не растерялась Юлька.
— Как созреет, – на стол, буду пробовать. Старайся! За мазню пятёрку не поставлю!
Пока Федька развлекал класс, Нос схватил яблоко и отгрыз ярко-розовый бок – не хило! При этом рот скривил так, словно не вкусную мякоть, а голову у лягушки откусил.
— Дрянь какая… – обиженно проскрипел Нос и – нырк! – под парту.
Вошёл Саныч, обвёл всех проницательным взглядом из-под очков. Прямо как Федька! Все разом вспомнили о задании и уткнулись в альбомы. Передо мной встал вопрос: как рисовать фрукт – целым или с вмятинами от Вовкиных зубов. Я – к Жеке – за советом. (Мы – «однопартийцы» – делим парту на двоих.) Решили с ним: рисовать огрызок. Ведь Изо требовал изображать предметы как можно ближе к действительности: чтобы там тени, колорит – всё совпадало.
— Пусть совпадают. Дураков нет, – сказал Женёк, и мы приступили.
Я вывел карандашом ровный бок, потом ямки от зубов, придал яблоку естественный цвет и, довольный, сдал работу. Саныч, заглянув в мой лист, вытянул лицо – челюсть отпала. Дорисовал авторучкой недостающий бок и вывел мне… красного гусака! Я за его рукою следил.
Тут – звонок. Саныч:
— «Кончил дело – гуляй смело!»
Все стали сдавать рисунки. Они ложились перед Санычем, у которого теперь не только челюсть, но и глаза сместились с привычных мест. Глянул он на яблочный огрызок и произнёс:
— Сожалею, но у кого-то заболит живот. Советую не откладывать визит к врачу, – и обвёл всех глазами из-под очков.
Врач? Что за фигня?
Итог яблочного урока сразил нас наповал: двадцать четыре двойки! А у Носа – верите ли? – пятёрочка, первенькая. Вообще наипервейшая! Вовчик от успеха словно аршин проглотил. Заважничал! Выяснилось, изобразил он, единственный, тыблоко целым и невредимым. Умник!
Да, вот ещё… После того урока Нос пожаловался мне, что наглотался воска: это было не яблоко, а – учебный муляж. Кусок воска в яблочном образе.
Наутро в классе появилась карикатура: голова-монстр с чудовищной пастью, многоярусные зубы вгрызаются в тыблако. Вовка решил, что картинка про него, и с ходу двинул первому попавшемуся (Ираклию) в скулу. Ираша взревел, как танковый дизель, и дал Носу в нос. Завязалась нешуточная потасовка. Но тут подоспела класс-мама, сорвала с доски провокационный плакат и стала отчитывать «бойцовых петухов», а заодно и весь класс. К концу урока начался сам урок. Но Ираше было не до учёбы, он грозился расправой: из-под стола показывал обидчику увесистый кулак.
Угрозу он исполнил на заднем дворе. Состоялась разборка. «Бойцовые петухи» (им бы бицухи подкачать) бились до первых фингалов. Результаты были налицо: драчуны стали как братья-близнецы – на одно лицо. Начистили друг другу фэйсы. И проблема рассосалась.
Вот так, камнем преткновения стал муляж.
ЗАПИСКА
Только кончаются уроки, я беру у Юли рюкзачок и – вперёд! – к своим пенатам (нам с Юлей по пути). Но сначала Юлька прощается с девочками: чмок-чмок.
По дороге мы мечтаем, и обязательно о хорошем. Юля щебечет, как птичка, а мне приятно её слушать. Она и есть птичка – сплюшка.
Как-то с мамой увидели в лесу совёнка, и мама сказала:
— Это – сплюшка.
— Нет – Юлька, – я ей...
У Юли, как и у сплюшки, жёлтые глаза. Их она любит прищуривать – как эта птичка. Только сплюшка щурит глазок, когда к охоте готовится, а Юлька – когда злится. И голос у неё как у сплюшки. Только Юлька не бормочет, как птаха: «Сплю, сплю, сплю», а щебечет, как все девчонки.
А ещё у Юльки жёлто-рыжая краса – копна волос цвета осени. Хвостик, чёлка, веснушки, глаза на пол-лица – вот и вся Юлька! Если ей нужно что-то скрыть от меня, – она опускает ресницы. А лицо у неё подвижное – как солнечный зайчик. «Ирисы распустились!» – радуется Юлька, кокетливо поправляя беретик. Или: «Что-то бархотки медленно растут…» И милое личико гаснет, как уличный фонарь.
Рассказал ей однажды о сочинском дендрарии («дендрон» – по-гречески – «дерево»). Что в этот парк деревья завезены из Японии, Австралии, Канады, других стран. Есть дерево, сказал, которое сбрасывает свои розовые цветы, сто́ит лишь к ним прикоснуться. А у другого – кора содержит так много фосфора, что ночью под кроной можно читать книгу: фосфор светится. Юлька подхватила тему, и я узнал от неё, что в Никитском ботаническом саду есть настоящая знаменитость – фисташка. Дереву перевалило за тыщу лет. За тысячу! Вдумайтесь. Учёные полагают, что оно проживёт ещё три века. Я предложил Юле навестить «старушку» на каникулах. Она согласилась.
Болтаем по дороге, хохмим, глазеем по сторонам... Любим рассматривать витрины, интерьер. А ещё – вспоминать, что нас прочно связывало все эти годы, с самой песочницы. Я припомнил пару забавных случаев, когда мы были с вечно разбитыми коленками. И Юля рассказала о наших проделках. Да, тогда мы были детьми...
В моём сердце много места для Юли. Мы с ней на одной волне. Это только наша волна. И увлечения у нас совпадают: любим теннис, книги, животных. И никогда не предаём друзей. Нравится мне Юлька. Я влюблён. Вот и признался вам…
Шли мы раз, и Юля принялась читать стихотворение. Это было неожиданно. Читала так, будто хотела вложить в стих тайное значение (я не заподозрил ничего такого). Закончила, достала из кармашка рюкзака сложенный вчетверо листок и сунула мне в руку.
— Это тебе на всю жизнь, – сказала...
— На всю, на всю?! – я «шарами» – луп-луп!
— На всю, на всю! – рассмеялась Юлька заразительно.
Дома развернул я листок и залюбовался красивым почерком. Вверху было выведено Юлиной рукой: «Исай Тобольский». Ниже шёл тот самый стих. Я побежал по строчкам глазами:
Смешная первая записка…
Весь день мальчишка у двора.
А это значит: близко-близко
Твоя весенняя пора.
В записке ясно всё до точки,
Но ты проснулась на заре
И по складам читаешь строчки,
Как первоклашка в букваре.
Стихотворение… Что может означать?
Я ещё раз перечитал. И ещё… Чем больше читал, тем сильнее стучало сердце. Читал то быстро, то медленно, пытаясь понять: что Юля хотела сказать мне этими строчками?
И вдруг до меня дошло: вероятно, это ответ на ту мою записку – в ней я признался Юле в своих чувствах. Как сразу не догадался?..
И всё же, это стихотворение до сих пор для меня загадка. Такая же – как сама Юлька.
Об авторе: Наталья Бондаренко. Окончила Саратовский гос университет (специальность «биолог-химик») и в Москве – школу «Эйдетики» и курсы стенографии. Живёт в Сызрани. Работала в школе, во ДТДиМ, руководила службой «Семья», курсами «Развитие интеллектуально-познавательных навыков», была внештатным корреспондентом газет.
Прозаик и публицист. Член Союза писателей России.
Выпустила шесть книг. Соавтор публицистических и литературных сборников. Работы печатались в журналах «Наш современник» (М.), «Русское эхо» (Самара), «Волга – 21 век» (Саратов), «Костёр» (СПб), «Муравейник» (М.), «Поэзия. Двадцать первый век Новой эры» (М.), «Сызранская излучина», «Детская роман-газета» (М.).
Дипломант и лауреат Международных литературных конкурсов, финалист Международного литературного конкурса короткого семейного рассказа «Мы и наши маленькие волшебники!»
О конкурсе и организаторах:
Положение о конкурсе «Мы и наши маленькие волшебники!» сезона 2025-26 годов, в котором могут принимать участие и взрослые и дети, а также порядок отправки работ на конкурс, смотрите на taplink.cc/sofiaagacher.
Рассказы финалистов сезонов 2018-2019 гг можно прочитать в отдельном сборнике рассказов «Дети и взрослые детям и взрослым» на Ridero.
Рассказы финалистов 2020 года смотрите в сборнике семейных рассказов «Когда я пишу» на платформе Ridero.
Лучшие работы финалистов сезонов 2021 года и 2021-22 годов вошли в сборник рассказов «О моей семье», который опубликован также на Ridero.
Рассказы сезона 2023-24 гг собраны в сборнике «Дневники памяти», который как и предыдущие можно бесплатно скачать на Ridero.
Рассказы нового седьмого сезона смотрите на сайте «Классного журнала» в разделе «Читать как дышать».
«Классный журнал» – современный журнал полезных развлечений для детей 7-13 лет, который издательство «Открытые системы» выпускает с 1999 года. Каждый номер «Классного журнала» содержит самую актуальную информацию для детей, которые любят его за разнообразие жанров, тем и рубрик. Комиксы, квесты, анекдоты, страшилки, детективы, сканворды, тесты, эксперименты и даже новости для детей — все это есть в «Классном журнале»! Издание рассказывает об окружающем мире, взаимоотношениях, науке, путешествиях, о животных, природе, загадках нашего мира, публикует интересные истории и обзоры детской литературы, а также настольные игры, в которые можно играть всей семьей!
София Агачер – писатель, автор книги для семейного чтения «Рассказы о Ромке и его бабушке», романов «Твоими глазами», «Путешествие внутри себя», «Исцеление мира. Журнал Рыси и Нэта». Врач, живёт и работает в Москве и в Чикаго. Считает, что книга – это живое существо, а игра – один из основных способов общения взрослых и детей. По её мнению, конкурс коротких семейных рассказов «Мы и наши маленькие волшебники!» тоже может стать увлекательной игрой для всей семьи, поскольку вместе можно не только читать, но и сочинять, рисовать и фотографировать. Авторский сайт Софии Агачер: agacher.com
Фонд «Живая Книга» основан в декабре 2019 года. Основной целью фонда является популяризация семейного чтения через проведение различных конкурсов, театральных фестивалей, выступления писателей в библиотеках и издание книг для семейного чтения с последующим их распространением, в том числе и через библиотеки.
ЖУРНАЛЫ
Популярные материалы
Подписаться на новости
Подписываясь, я соглашаюсь и принимаю условия пользовательского соглашения и даю согласие на получение рекламных рассылок.