Владимир Дараган о своём детстве на конкурс рассказов для семейного чтения
Конкурс рассказов для семейного чтения «Мы и наши маленькие волшебники!» «Литературного агентства Софии Агачер» и детского издания «Классный журнал», в котором могут принять участие и взрослые, продолжает писатель Владимир Дараган.
Собеседница
Я никогда не любил быть один, но иногда приходилось. Особенно у бабушки, где друзья жили далеко, и в плохую погоду все сидели по домам. Тогда я стал мысленно разговаривать с героями книг. Книг у бабушки было мало и героев тоже получалось немного. Из «Сказок народов мира» мне понравилась только принцесса. На последней странице какой-то сказки она шла под руку с принцем, который был незамедлительно заштрихован. Мне особенно нравилось принцессино платье, точнее его высокий стоячий воротник сложной формы. Вот за воротник я в нее почти влюбился и пригласил ее к себе в гости.
Сначала я показал ей мой театр, сделанный в почтовом фанерном ящике. Внутри ящик был оклеен немыслимо красивой бархатной бумагой вишневого цвета и освещался цветными лампочками из набора «Юный электротехник». На сцене стояли вырезанные из книжки Буратино и Мальвина.
– Ничего себе! – сказала принцесса. – А ходить они могут?
Я показал ей дырку в потолке сцены, через которую, почти незаметно для зрителей, можно было проволокой двигать Буратино. Мальвину я двигать не решался, потому, что она падала при любом прикосновении.
– А как они разговаривают? – спросила принцесса.
Я что-то пропищал, стараюсь подражать голосу артиста из радиопостановки «Золотой ключик».
– А у меня есть настоящий театр! — сказала принцесса. — У нас есть костюмы, музыка... все-все-все есть! Меня мама заставляет играть роль королевы, говорит, чтобы я привыкала. Это мне пригодится.
– Лучше всегда быть принцессой! – уверенно сказал я. – Принцессы красивее.
– А ты много видел королев? – спросила принцесса.
– Четыре, — сказал я. — Пиковую, трефовую, бубновую и червовую... и все они уродливые старухи. И платья у них не такие красивые!
Принцесса поправила свой воротник.
– А где твоя спальня? – спросила она.
Я провел ее в большую комнату, которую бабушка называла «залой».
– Вот! – сказал я и показал на диван, над которым висели фотографии родственников в тяжелых черных рамах.
– Но тут даже подушки нет! – удивилась принцесса.
Я открыл скрипучую дверь шифоньера и показал ей подушку.
– У нас еще аккордеон есть! – похвастался я. – Только я играть не умею.
Принцесса присела на краешек дивана и заскучала.
– Пойдем, я тебе сад покажу, – предложил я.
– Я обожаю гулять по саду! – обрадовалась она.
Вход в сад охранял Джек. Я предложил ему познакомиться с принцессой. Джек нехотя вылез из будки, зевнул, потянулся и поплелся к забору пописать.
– Экий ты невоспитанный пес! – возмутился я.
– А почему он на цепи? – спросила принцесса. – Наши собаки бегают свободно в псарне.
– А он любит за курами охотиться! – объяснил я. – И еще любит делать подкоп под забор и убегать к соседям ловить их кошку.
– Понятно! – сказала принцесса, и, подобрав платье, прошла в открытую мной калитку.
В саду она немного растерялась. Многое она видела первый раз в жизни.
– А почему у вас сливы растут среди капусты?
– Чтобы место не пропадало!
– А почему у вас так пахнет?
– А это вчера дедушка куриный помет под яблони разбросал.
– А почему у вас трава на скошена?
– А чего ее косить? Коровы у нас нет. Кроликов тоже.
Принцесса еще походила немного и остановилась.
– У тебя тут скучно! Ты меня больше к себе не зови, ладно?
На том и порешили. Я взял резинку, стер то, что намалевал на принце, и больше к этой сказке не возвращался.
В тумане или первая охота
Я долго готовился к этому дню. Из доски было выпилено ружье. Туда, где у ружья должна быть мушка, я вбил два гвоздя, привязал к ним прочную резинку из набора юного авиамоделиста, а на место целика примотал проволокой бельевую прищепку. С вечера набрал ржавых гвоздей, молотком придал им форму буквы «Г» и сложил их в мешочек из-под крупы, который мне выдала бабушка. Я потренировался в саду и научился с десяти метров попадать гвоздями в ведро, стоявшее у колодца.
Утром был туман.
– И куда ты пойдешь? – вздыхала бабушка. – Тут недолго и в Горелое болото попасть. А там, сам знаешь, даже в ясный день сгинуть можно.
– А ты бы пошел с ним, – обратилась она к дедушке. – А то вдруг чего!
– А сливы кто собирать будет? – проворчал дедушка. – Ты же к лесозаводу собиралась.
У бабушки был свой маленький бизнес. Она ездила к проходной лесопильного завода, где проработала телефонисткой всю жизнь, садилась на скамейку и ставила рядом корзину со сливами. Покупатели ее хорошо знали, спрашивали про дедушку и жаловались, что рыбы становится все меньше, да и за грибами нужно ездить все дальше. Сливы покупали неохотно, и бабушка часто привозила назад почти полную корзину. Ездила она на автобусе, где ей всегда уступали место. Бабушка сидела у окошка, смотрела на серые дома у дороги, вздыхала и украдкой вытирала слезы. Денег не хватало. Дочки помогали, но больше продуктами, которые привозили из Москвы. Масло и копченую колбасу бабушка относила в подпол, где даже летом было прохладно и где всегда пахло укропом и пыльной картошкой. Вареную колбасу съедали в первый же день. Бабушка ее обожала. Она отрезала большой кусок белой булки, сверху клала огромный кружок колбасы и все это запивала чаем с наколотым сахаром.
– Как москвичам хорошо, – говорила бабушка. – Они такую вкуснятину могут каждый день есть!
Я допил чай, отломил кусок булки и засунул его в карман.
– Ты бы в тряпицу хлеб завернул, – укоризненно покачала головой бабушка. – А то раскрошится весь, его потом только курам давать.
– Ничего! – крикнул я уже в дверях. – Я побежал, к обеду приду.
В саду была калитка, которая вела на небольшие картофельные поля. За ними шла пыльная грунтовая дорога, вдоль которой тянулся забор из колючей проволоки, ограждавший капустные поля. Смысл этого забора был не совсем понятен. Местные жители давно проделали там удобные ходы, через которые выносили мешки крупных белых кочанов для засолки, а для зайцев этот забор препятствием не являлся.
За капустным полем начиналось Горелое болото, куда бабушка ходила за клюквой. Сейчас кусты, обозначавшие его границу, в тумане были еле видны, но я туда не собирался. Мой путь шел вдоль высокого откоса, потом уходил вниз, к речке, и дальше к небольшим рощам посреди лугов с высокой травой.
Туман сгущался. От росы у меня промокли ноги, ружье болталось за спиной на тонкой веревке и натирало плечо. Я взял его в руки, достал гвоздь, натянул резинку и закрепил конец гвоздя в прищепке. Теперь стоит лишь нажать на нее, как гвоздь со свистом улетит вперед.
Я поднялся на высокий обрыв, поднял ружье, положил палец на прищепку и стал водить «ствол» из стороны в сторону в поисках врагов. Врагов не было. Туман заглушал все звуки: я не слышал ни утиного кряканья, ни карканья ворон, ни журчания речки в прибрежных камнях.
– То-то! – сказал я кому-то неизвестному и пошел дальше.
Вот и роща – моя конечная цель. Я подходил к тополям, на ветках которых дремали вороны. Они лениво переговаривались и сначала не обращали на меня внимания. Потом, когда я подошел совсем близко, одна из ворон резко крикнула, и этот крик повторился сотни раз сначала на этих тополях, а потом и на дальних, еле видимых в тумане.
Я присел и постарался скрыться за лопухами. Вороны немного покричали и постепенно затихли. Я понял, что ближе мне подойти не удастся, и стал прицеливаться. Вороны были далеко, попасть в какую-то конкретную птицу было невозможно, и я стал прицеливаться просто в середину кроны ближайшего тополя.
– Нет, далеко, – вздохнул я и начал перевязывать резинку, чтобы натяжение было сильнее.
Наконец, все было сделано. Я гвоздем натянул резинку, закрепил шляпку гвоздя в прищепке и снова прицелился.
– Аааа!
Резинка лопнула, больно хлестнув меня по щеке! Я схватился руками за лицо и стал подвывать, сидя на земле и раскачиваясь из стороны в сторону. Я слышал, как закаркали вороны, как захлопали их крылья и как карканье стало затихать в соседней роще.
Моя первая и последняя охота закончилась. Я много потом стрелял из разных ружей, но никогда не стремился никого убивать.
Солнечное утро
Я учусь в первом классе. Наступает март, и я просыпаюсь утром уже не в темень, как совсем недавно, а когда за окном сияет солнце.
– Мам, – спрашиваю я, – а почему сейчас солнце, а недавно в это время было темно?
– Потому что весна, – отвечает мама. – Доброе утро!
– А почему весной солнце так рано встает?
– Потому что весной оно должно выше на небо забраться. Все, вставай! Умываться, одеваться и за стол!
Мама упреждает поток вопросов про небо и солнце. Я чищу зубы и думаю о свалившейся на меня загадке. Что-то мне подсказывает, что солнце забирается высоко потому, что вокруг тает снег.
Я ем манную кашу и продолжаю думать.
Положение о конкурсе, в котором могут принимать участие и взрослые и дети, смотрите по ссылке, рассказы нового и прошлого сезонов прошлого года и новые работы смотрите на сайте «Классного журнала» в разделе «Читать как дышать». Работы на конкурс можно отправить, заполнив эту анкету
Об авторе
Владимир Дараган — окончил МФТИ, доктор физ-мат наук. Занимался молекулярной физикой, биофизикой, анализом больших баз данных, искусственным интеллектом. Работает в Миннеаполисе. Живет то в Москве, то в Америке. Начал писать повести, рассказы и эссе в 2010 году. Опубликованы книги: «Женщины и Мужчины», «Однажды», «Идеальная Катя» и другие.
Об организаторах
«Классный журнал» ( http://classmag.ru) – современный журнал для детей младшего и среднего школьного возраста (целевая аудитория 7-13 лет, мальчики и девочки), выпускается с 1999 года издательством «Открытые системы». Каждый номер «Классного журнала» (тираж журнала — 46 тыс. экземпляров, выходит два раза в месяц) содержит самую актуальную информацию для детей. Журнал выпускается полностью на российской издательской и полиграфической базе при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям и распространяется на всей территории Российской Федерации в розницу и по подписке. В 2019 году «Классный журнал» был отмечен знаком «Золотой фонд прессы-2019» 1-й степени, получил диплом «За большую работу по привлечению к чтению подрастающего поколения и воспитанию у детей художественного вкуса» от Союза журналистов Москвы, а на V Всероссийском конкурсе детских СМИ «Волшебное слово» «Классный журнал» был признан «Лучшим журнал для среднего школьного возраста». Скачать для ознакомления 20 номеров «Классного журнала» и журнала для дошкольников «ПониМашка» можно по ссылке .
София Агачер (agacher.com), писатель, автор книги для семейного чтения «Рассказы о Ромке и его бабушке», создатель «Литературного агентства Софии Агачер». Врач, живёт и работает в Москве и в Чикаго. Считает, что книга – это живое существо, а игра – один из основных способов общения взрослых и детей. По её мнению, конкурс коротких рассказов «Мы и наши маленькие волшебники» тоже может стать увлекательной игрой для всей семьи, поскольку вместе можно не только читать, но и сочинять, рисовать и фотографировать.
См. также программу «Классное детство» на радио «МедиаМетрикс», в которой София Агачер и член жюри конкурса «Мы и наши маленькие волшебники!», поэт, писатель, критик, драматург Лев Яковлев рассказали о том, для чего был придуман конкурс.