Классному журналу 25 лет
«Мы и наши маленькие волшебники!»: рассказы лауреатов этапа конкурса для слепоглухих авторов

«Мы и наши маленькие волшебники!»: рассказы лауреатов этапа конкурса для слепоглухих авторов

Второй год подряд в Международном конкурсе короткого семейного рассказа «Мы и наши маленькие волшебники!» принимают участие слепоглухие авторы. Организаторами этой части конкурса являются не только «Классный журнал», литературное агентство Софии Агачер и фонд «Живая книга», но и фонд поддержки слепоглухих «Со-единение». В предыдущем выпуске «Классный журнал» опубликовал рассказы победителя этого этапапрозаика Любови Молодых из станицы Озерки в Алтайском крае, которая завоевала в этом году первое место. Сегодня же вашему вниманию мы предлагаем рассказ Любови Малофеевой из Ижевска, которая заняла второе место в этом этапе, и рассказы Евгении Лагуниной из Троицка и Хамзата Цурова из Астрахани, которые поделили третье место.

«Мы и наши маленькие волшебники!»: рассказы победителя этапа конкурс

Театр

Всё смешалось в доме Любулечки. У стены рядом с большим фикусом громоздились стулья с наброшенным на них лоскутным одеялом. На полу книги, цветные карандаши, игрушечный автопарк, плюшевая Корова с добрыми глазами. На диване — гора подушек, плед и другие предметы. Домочадцы обреченно вздыхали и аккуратно лавировали между этими сооружениями. Все понимали — сегодня здесь сцена домашнего театра.

В театре всего два актера — Макар и Любулечка, причем основную нагрузку взял на себя юный служитель искусству Мельпомены — он главный режиссер, сценарист и ведущий актер. Приехав в воскресный день к Любулечке, Макар сразу приступил к творческому процессу — созданию декораций на импровизированной сцене.

Сегодня он серьезен как никогда:

— Бабушка, надо написать сценарий.

— Пиши, — согласилась Любулечка.

Написать сценарий — дело непростое, требуется вдохновение и не только. Главный сценарист театра открыл блокнот, нарисовал несколько загадочных символов. Задумался. Решил было продолжить, но передумал.

— Бабушка, писать будешь ты!

— Почему? Ты же у нас сценарист! — удивилась Любулечка.

— Ну бабушка! Ты что, забыла? Я же писать еще не умею! Я буду диктовать!

— Ах, да!..

Было Макару чуть больше трех лет, когда родители решили — пора сыну знакомиться с миром театра и отправились всей семьей в кукольный театр на спектакль про зайчонка Буку. Интерактивное представление так захватило юного зрителя, что в эпизоде, когда злой волк гнался за несчастным зайчонком, в порыве праведного гнева добрый мальчик воскликнул: «Волк, не обижай зайца!» Зайчонок, спасаясь, побежал в зрительный зал в надежде на помощь неравнодушных зрителей. Когда он, передаваемый из рук в руки, «добежал» до Макара, тот схватил его, прижал к груди и не хотел отпускать. Спектакль был под угрозой срыва. Маме с трудом удалось уговорить отпустить ушастого актера, твердо уверив его, что заяц бегает быстрее волка и всё будет в порядке.

С тех пор игра в театр стала одним из любимых развлечений Макара. Любулечка безотказно лицедействовала в паре с юным актером.

В этот воскресный день было положено начало новому театральному сезону. Муза оказалась благосклонной к Макару — вместо ожидаемого одного сценария получилось два. Любулечка под диктовку добросовестно записала их в блокнот. Таким образом, актерам предстояло играть по две роли.

Одну из своих ролей Любулечка воплощала вполне достойно, по крайней мере строгий режиссер на состоявшейся первой репетиции не сделал ни одного замечания. Это роль Кошки с соседнего двора. Сам Макар выступил в роли Хаски. В сценарий спектакля этот персонаж попал не случайно — во-первых, Макару недавно подарили очень симпатичную мягкую игрушку-хаски; во-вторых, он накануне посмотрел фильм про эту породу собак, они ему очень понравились. Актеры увлеченно импровизировали на тему дружбы двух симпатичных героев, порой в творческом порыве напрочь забывая про сценарий.

Вторая роль Любулечки — Сердитая Хозяйка. Эта роль пока получается не то чтобы хуже — только наполовину. Сердитая Хозяйка по задумке сценариста, обнаружив на территории своего дачного участка незаконную постройку другого персонажа пьесы, Бездомного Котенка, должна очень рассердиться и потребовать убраться прочь наглого захватчика чужих грядок. После безуспешных попыток защитить свои права от гнева и избытка противоречивых чувств дама должна упасть в обморок. Любулечка пыталась договориться с главным режиссером:

— Можно я буду только в обморок падать? Я не умею быть сердитой.

Режиссер на слабые попытки актрисы упростить роль реагировал неумолимо строго. Он энергично махал руками, топал, громко кричал — показывал, как нужно играть эту роль. Любулечка периодически пыталась симулировать и подольше находиться в состоянии потери сознания. Тогда Бездомный Котенок приводил в чувства бездыханную даму и действие продолжалось. Представление о развязке главного конфликта пьесы у актеров пока очень туманное, но справедливости ради надо сказать, что в процессе игры они пытались прийти к мирному урегулированию.

Действие на сцене домашнего театра продолжалось весь день, небольшие перерывы были сделаны только на обед, полдник и короткую прогулку. Незаметно наступил вечер, пришла пора прощаться до следующего выходного дня, до следующей репетиции.

Любулечка провожала Макара домой в образе Кошки с соседнего двора:

— Пока, мой друг Хаски! Мяяяяу!

Об авторе

Любовь Малофеева — прозаик, поэт, эссеист из Ижевска. Родилась в 1962 году. Инвалид по зрению с детства, проблемы со слухом возникли в возрасте 30-ти лет из-за осложнения после гриппа. Профессия – библиотекарь. Самым важным в жизни считает видеть, слышать, ощущать, понимать красоту окружающего мира. Победительница литературного конкурса для слепоглухих «Со-творчество» (2021).

«Мы и наши маленькие волшебники!»: рассказы победителя этапа конкурс

Она узнала

В комнату Зои Петровны осторожно вошла белокурая девочка и села у стола. На вид ей было лет двенадцать, но её большие глаза казались совершенно взрослыми. Она внимательно смотрела на пожилую женщину, которая перебирала старые фотографии.

Около минуты девочка молчала, потом тихо позвала:

— Бабуля.

— Что, Оленька, — Зоя Петровна подняла голову и улыбнулась внучке.

Девочка посмотрела бабушке в глаза и спросила:

— Ты плакала?

— Так, немножко, детство своё вспоминала… Военное…

Оля ещё несколько лет назад заинтересовалась конвертом со старыми фотографиями. Тогда просмотр чёрно-белых снимков, с которых на неё смотрели совершенно незнакомые люди, быстро её утомил. Рассказ бабушки она тогда не дослушала, а теперь ей было стыдно вспоминать этот эпизод. Неуверенным голосом попросила:

— Бабуля, расскажи, пожалуйста, как ты жила во время войны. Тебе, наверно, было страшно.

— Было, конечно, внученька. Когда война началась, мне было всего три года. Жила я в деревенской избе с мамой, бабушкой и старшей сестрой Лидой. Отец ушёл на войну.

— А какой была твоя мама?

Зоя Петровна протянула внучке снимок, на котором стояла красивая девушка с ребёнком, и сказала:

— Посмотри, Оленька, твоя ведь прабабушка. Только тут нельзя увидеть, какой доброй она была.

— Это ты у неё на руках?

— Нет, это Лида. К сожалению, не сохранилось ни одного снимка, где я вместе с мамой, — сказала Зоя Петровна дрогнувшим голосом.

— Жаль, — грустно ответила Оля и бережно взяла со стола остальные снимки.

— Посмотри, здесь моя мама с братьями, а здесь вместе с моим папой в день свадьбы… — рассказывала Зоя Петровна.

Оля смотрела снимки, затаив дыхание, и продолжала задавать вопросы:

— Бабушка, у твоей мамы было так много братьев. Куда они делись? Не могли же все погибнуть на войне? Так же не бывает…

Зоя Петровна снова глубоко вздохнула и сказала:

— Бывает, внученька, бывает.

И без того большие глаза Оли расширились от ужаса. Она стала пересчитывать на снимке молодых людей.

Зоя Петровна горько улыбнулась:

— Не считай, милая. Здесь не все мамины братья. У моей бабушки было двенадцать детей — девять сыновей и три дочери. И все её сыновья отправились защищать Родину. С первого года войны бабушка получала вести о гибели сыновей регулярно. Каждый раз долго и неутешно рыдала. Глаза моей мамы были влажными от слёз постоянно. Никаких вестей о моём отце не было. О том, что он тоже погиб, мы узнали только после войны.

— Ты рассказывала, — вспомнила Оля, — что твоя мама тоже умерла во время войны. Но почему, если она не воевала?

— Внученька, во время войны люди погибали не только на поле боя. Ещё бывали эпидемии. К нам в деревню приходили немцы. Когда они ушли, началась эпидемия тифа. Моя мама заболела. В одно весеннее утро бабушка с сестрой пошли за хворостом, а я осталась с мамой. Как сейчас помню, мама лежала на кровати, щёки её пылали. Она измерила температуру и сломала градусник. Шарики ртути раскатились по одеялу, и я стала с ними играть. Оленька, не смотри так удивлённо. Я была совсем маленькая, а мама лежала в бреду. Когда наигралась, мама спала. Я легла с ней рядом и тоже уснула. Проснулась от холода. Подвинулась ближе к маме, но она тоже была холодная. Я испугалась и побежала к соседям. Началась суета. Вернулись бабушка с сестрой. Помню крик бабушки. Жестокая война оставила ей только двоих детей из двенадцати. Две дочки и ни одного сына. А я долго ещё не могла осознать, что у меня больше нет мамы. Но горе было не только в нашей деревне, оно пронизывало всю страну… А потом пришла долгожданная победа, доставшаяся великой ценой. — Зоя Петровна замолчала.

— Бабушка, получается, твоя мама так никогда и не узнала, что закончилась война? — спросила Оля шёпотом, глядя на бабушку глазами, полными слёз.

После долгой паузы Зоя Петровна ответила:

— Оленька, я много раз в своих фантазиях делилась с мамой этой радостью. Она узнала, понимаешь, узнала…

Об авторе

Евгения Лагунина — поэт, прозаик. Родилась в 1986 году в Смоленске. Из-за стремительно снижающегося зрения пошла учиться в специализированную московскую школу-интернат №1, где, благодаря индивидуальному подходу к каждому ребёнку, получила хорошую школьную подготовку и музыкальное образование. Стихи начала сочинять в старших классах. После окончания школы полностью потеряла зрение. В 2010 году окончила факультет информационных технологий Московского государственного психолого-педагогического университета.

Некоторое время работала по специальности, затем перешла в реабилитационный центр, где стала помогать людям с тяжёлыми множественными нарушениями здоровья адаптироваться к жизни и научиться использованию современных технических средств.

В 2020 году с отличием окончила магистратуру факультета клинической и специальной психологии на кафедре реабилитологии Московского городского психолого-педагогического университета. Лауреат литературных конкурсов, печаталась в журналах и альманахах. В библиотеках Москвы и Троицка не раз проводились поэтические вечера, посвящённые её творчеству. Член Союза писателей России

Живёт в Троицке Московской области.

«Мы и наши маленькие волшебники!»: рассказы победителя этапа конкурс

Счастье

Заманчивый аромат жарящейся печёнки совершает с ним то, чего не могли сделать утомление и лень: он бросает работу, встаёт из-за стола и идёт к кухне. Остановившись в дверях, с преувеличенной любезностью спрашивает:

— Пардон, Мадам, позвольте узнать, правда ли, будто здесь кормят голодных и дают напиться жаждущим?

— Случается, мсье.

— И меня могут покормить?

— И даже вас, мсье. Wait and see.

— Понятно. И сколько же мне придётся ждать?

— Придётся ждать столько, сколько придётся ждать.

— Да-а… сам Эйнштейн не ответил бы точнее. Моё почтение, Мадам.

— Merci, monsieur… (и после паузы) Слушай, милый мой, ступай-ка ты лучше отсюда: испортишь мне всю музыку. Да и себе, кстати, тоже.

— Слушаю и повинуюсь, о душа души моей!

— Ага, поговори у меня ещё…

Он возвращается к себе и вновь берётся за работу с удвоенным энтузиазмом. К соблазнительным запахам из кухни добавляется трогательно милый голос жены, тихо напевающей:

Осень — она не спросит,

Осень — она придёт;

Осень немым вопросом

В синих глазах замрёт;

Осень дождями ляжет,

Листьями заметёт,

По опустевшим пляжам

Медленно побредёт.

Работается хорошо. На душе легко, чуть грустно и немного жаль чего-то… Так проходит с час.

— Ау, в кабинете! Ты ещё живой там?

— Пока да, — отвечает он нарочито хриплым голосом, — но, боюсь, надолго меня не хватит, так что радуйся уже!

— Увы, радоваться мне рановато, а вот тебе, считай, сильно повезло: кушать подано.

Он входит на кухню и задерживает дыхание от восторга: на умело сервированном столе его взору явлен натюрморт из гастрономического рая: греческий салат, закуски-ассорти, печёнка с бобами и картофелем, осетровый балычок, высокие фужеры с гранатовым соком… На плите греется чайник, на рабочем столе наблюдается коробка явно кондитерского происхождения.

— Вот это жизнь! И ты всё это организовала сама?

— Позвольте, мсье! Это у вас что, комплимент или оскорбление?

— Дело вкуса, Мадам, о вкусах не спорят.

Она хмурит брови, но губы подрагивают от еле сдерживаемой улыбки.

— Н-да, извини меня, конечно, но вот ты у нас явно не Эйнштейн, ты у нас совсем другой…

— Но ведь Эйнштейн у нас уже есть.

Она смеётся:

— Хорошо сказал, кунак! Ладно, садись давай, остынет.

— Прям так сразу и садиться?

— А чего же тебе ещё?

— Мне-то?..

Он быстро подходит к ней, наклоняется, подхватывает её на руки и выпрямляется. Она взвизгивает от неожиданности и кричит:

— А ну поставь сейчас же на место, негодник!

— Фи, Мадам, как грубо. И не совестно вам? Где же волшебное слово?

Но она уже находит своё положение достаточно комфортным и благоразумно помалкивает. А он принимается осыпать поцелуями её глаза, щёки и всё лицо, как придётся, потом надолго припадает к губам. В ласку эту он тщится вложить беспредельную благодарность, любовь и нежность к ней, неисполнимое и оттого почти мучительное желание как-нибудь уберечь её от неизбежных страданий и ещё самое бескорыстное, самое чистое и самое великолепное из чувств — обожание… Она почти не дышит, полностью отдаваясь наслаждению этой минуты. Наконец он осторожно опускает её ножки на пол и, продолжая обнимать левой рукой за плечи, другой гладит ей волосы и личико. Она мягко прислоняется к нему, прячет лицо на его груди и растроганным полушёпотом выдыхает:

— Господи, почему ты у меня такой хороший?

Он целует её в макушку и добрым голосом отвечает:

— Только потому, что ты ещё лучше, родная моя.

Затем они садятся за стол и с удовольствием обедают, весело обмениваясь «шпильками» и благодарно улыбаясь друг другу. Потом слаженно убирают со стола и расходятся по своим делам.

Такие обеды у них случаются нечасто, обычно они питаются просто, но атмосфера любви и согласия меж ними всегда остаётся неизменной. Давайте и мы пожелаем им так же прожить всю оставшуюся жизнь и, как говорится, умереть в глубокой старости в один день и в единый общий миг, обнявшись и благословляя судьбу и друг друга за дарованное им счастье.

Вы скажете: так не бывает. Я отвечу словами Пьера-Жана де Беранже:

Честь безумцу, который навеет

Человечеству сон золотой!

Об авторе

Хамзат Цуров — прозаик, публицист. Живёт в Астрахани. Слепой от рождения. Слух теряет с подросткового возраста. Учился в школе для слепых детей. Работал на предприятиях ВОС, теперь на пенсии.

«Мы и наши маленькие волшебники!»: рассказы победителя этапа конкурс

Фото Анны Демидовой

О конкурсе и организаторах

Положение о конкурсе «Мы и наши маленькие волшебники!», в котором могут принимать участие и взрослые и дети, а также порядок отправки работ на конкурс, смотрите по ссылке, рассказы финалистов сезонов 2018-2019 гг можно прочитать по ссылке и в отдельном сборнике рассказов «Дети и взрослые детям и взрослым» на Ridero. Рассказы финалистов 2020 года смотрите по этой ссылке, с работами финалистов 2022 можно ознакомиться тут. Новые работы пятого сезона смотрите на сайте «Классного журнала» в разделе «Читать как дышать».

«Классный журнал» (http://classmag.ru) – современный журнал полезных развлечений для детей 7-13 лет, который издательство «Открытые системы» выпускает с 1999 года. Каждый номер «Классного журнала» содержит самую актуальную информацию для детей, которые любят его за разнообразие жанров, тем и рубрик. Комиксы, квесты, анекдоты, страшилки, детективы, сканворды, тесты, эксперименты и даже новости для детей — все это есть в «Классном журнале»! Издание рассказывает об окружающем мире, взаимоотношениях, науке, путешествиях, о животных, природе, загадках нашего мира, публикует интересные истории и обзоры детской литературы, а также настольные игры, в которые можно играть всей семьей!

В 2019 на V Всероссийском конкурсе детских СМИ «Волшебное слово» «Классный журнал» был признан «Лучшим журнал для среднего школьного возраста», в 2020 на 10-м Деловом форуме российских СМИ «Классный журнал» стал победителем конкурса «Маленький принц». А в 2021 году «Классный журнал» завоевал высшую награду — Гран-при — конкурса детских СМИ «Волшебное слово», то есть официально был признан лучшим детским журналом России. «Классный журнал» — дважды лауреат знака «Золотой фонд прессы» 1-й степени и дважды призёр международного конкурса «Золотое перо Руси».

Скачать для ознакомления 20 номеров «Классного журнала» и журнала для дошкольников «ПониМашка» можно по ссылке.

«Охотники» Бориса Алексеева на конкурс «Мы и наши маленькие волшебники!»

София Агачер (agacher.com), писатель, автор книги для семейного чтения «Рассказы о Ромке и его бабушке», создатель «Литературного агентства Софии Агачер». Врач, живёт и работает в Москве и в Чикаго. Считает, что книга – это живое существо, а игра – один из основных способов общения взрослых и детей. По её мнению, конкурс коротких рассказов «Мы и наши маленькие волшебники» тоже может стать увлекательной игрой для всей семьи, поскольку вместе можно не только читать, но и сочинять, рисовать и фотографировать.

«Охотники» Бориса Алексеева на конкурс «Мы и наши маленькие волшебники!»

Фонд поддержки литературной деятельности и сценического искусства «Живая книга» был создан в Москве в декабре 2019 года по инициативе группы волонтеров, объединившихся вокруг проекта Международного конкурса короткого семейного рассказа «Мы и наши маленькие волшебники» и Фестиваля детских и юношеских театральных коллективов «Живая книга», с целью их развития, финансовой поддержки и издания литературы для семейного чтения. С деятельностью Фонда «Живая книга» можно ознакомиться в социальных сетях: «Инстаграм» и «Фейсбук» Фонда по ссылкам.

Рассказы для семейного чтения от Нины Соловцовой из Москвы

Фонд поддержки слепоглухих «Со-единение» (https://so-edinenie.org) учрежден 8 апреля 2014 года на заседании Наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив. Цель организации – системные изменения в области поддержки и социальной интеграции людей с одновременным нарушением слуха и зрения. Ежегодно Фонд реализует множество программ и поддерживает проекты, повышающие качество жизни слепоглухих людей.

«Мы и наши маленькие волшебники!»: рассказы победителя этапа конкурса для слепоглухих авторов

См. также программу «Классное детство» на радио «МедиаМетрикс» , в которой София Агачер и член жюри конкурса «Мы и наши маленькие волшебники!», поэт, писатель, критик, драматург Лев Яковлев рассказали о том, для чего был придуман конкурс.


Поделиться: