Анжела Лебедева: «Большая экспедиция детского чтения» создаст экосистему для специалистов, работающих с детьми

Анжела Лебедева: «Большая экспедиция детского чтения» создаст экосистему для специалистов, работающих с детьми

В последнее время интерес к чтению, а значит, и количество читающих, падает во всём мире. Популяризацией чтения среди подрастающего поколения занимаются многие организации, Ассоциация «Растим читателя» (среди учредителей которой — Российская государственная детская библиотека) является одной из них. Как вернуть интерес к книге? Какие мероприятия для этого проводятся? Какую роль в приобщении детей к литературе играют детские журналы? На эти и другие вопросы корреспонденту «Классного журнала» Яне Бурмистровой ответила Анжела Лебедева, исполнительный директор Ассоциации «Растим читателя», заведующая международным отделом РГДБ, кандидат педагогических наук.

Анжела Лебедева: «Цель «Большой экспедиции детского чтения» — создать единую творческую экосистему для библиотекарей и других специалистов, работающих с детьми»

— С чего началась история самой организации? Какие предпосылки были для этого?

— Ассоциация была создана 10 июня 2016 года по инициативе директора Российской государственной детской библиотеки Марии Александровны Веденяпиной. Организация объединила библиотекарей, редакторов, журналистов, издателей, писателей, иллюстраторов, переводчиков — всех, кто работает в сфере детской книги и «горит» одной идеей — приобщить детей к чтению, что, собственно, отражено в названии Ассоциации. Помимо того, что мы объединяем специалистов с помощью общих проектов, поощряем какие-то интересные инициативы, проводим совместные акции, мы хотим быть ещё такой организацией, куда можно обратиться за профессиональной поддержкой и защитой. Например, получить хорошее рекомендательное письмо, которое поможет реализовать проект или выиграть грант, благодаря авторитету, который, конечно, тоже не сразу появляется: мы же постепенно-постепенно, как и любая организация, набираем обороты.

Многие наши проекты приобретают большую популярность и всероссийский масштаб. Это хорошо, потому что если твоё дело идёт дальше, прирастает новыми партнёрами, если кому-то интересно то, что ты делаешь, это значит, что мы достигаем цели, ради которой образовались.

— А как вам удалось привлечь внимание к самой деятельности?

— Изначально, в первые годы, на различных международных крупных конференциях, форумах, проводились библиотечные крупные мероприятия, мы делали презентации и рассказывали о том, кто мы, что мы.

Начиная с самых первых проектов, таких, как «Детская книга на пьедестале почёта», «Читайте с нами», «Дарите книги с любовью», к нам присоединяются и активно поддерживают нашу деятельность как частные специалисты, так и организации. В структуре организации есть президиум Ассоциации, есть президент, исполнительный директор и рядовые члены, которые очень активны, мы на них всегда рассчитываем.

В составе Ассоциации уже больше 150 индивидуальных и коллективных членов, которые представляют все субъекты Российской Федерации.

Среди членов нашей Ассоциации издательства «Росмэн», «АСТ», «РИПОЛ классик», «Детская литература», секция «Книжная графика» Московского Союза художников, Русская школьная библиотечная ассоциация, Фонд «Евразийский форум детской книги», Фонд поддержки книгоиздания, образования и новых информационных технологий «Пушкинская библиотека», Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля, издательский дом «Лев», Центральная городская детская библиотека имени А.П.Гайдара«и многие другие.

В структуре нашей Ассоциации действует Национальная секция России в Международном совете по детское книге (IBBY).

— Вами было организовано немало проектов: «Карусель народных сказок», «Библиоволонтёры», «Дарите книги с любовью»… Расскажите, пожалуйста, о вашем последнем проекте — «Большая экспедиция детского чтения».

— Это новый проект. Его цель — создать единую творческую экосистему для библиотекарей и других специалистов, работающих с детьми. В его рамках с 2023 по 2024 пройдут восемь фестивалей по литературе и чтению, в их программы будут включены занятия с детьми по методикам победителей конкурсов авторских программ по приобщению детей к чтению, РГДБ проводит их с 2015 года (географию проекта можно посмотреть по ссылке).

Проект направлен на создание условий для поддержания читательского интереса у детей 8–12 лет, ведь именно в этом возрасте происходит формирование читателя, который владеет навыками чтения и обладает интересом к самостоятельному литературному чтению. Целевую аудиторию проекта также составляют специалисты-наставники детского чтения — библиотекари, сотрудники учреждений культуры, образования, социальной поддержки, которые не всегда имеют необходимые психолого-педагогические знания и не владеют приёмами и умениями для того, чтобы увлечь чтением детей такого возраста. Проект расширяет географию продвижения лучших методик по приобщению к чтению и даёт возможность специалистам увидеть их применение на практике.

Так, наставники детского чтения примут участие в занятиях, разработанных местными и приглашёнными специалистами не только из библиотек, но и из других учреждений культуры. Для них состоятся семинары и круглые столы для обмена мнениями по поводу программ по приобщению детей к чтению, которые во время фестивалей проведут их авторы. Для детей и родителей будут организованы встречи с писателями, мастер-классы художников-иллюстраторов, лекции, театрализованные чтения, квесты, викторины, образовательно-игровые занятия с психологами и педагогами.

Программы фестивалей будут формироваться с включением мероприятий различной тематики: классическая и современная детская книга, художественная и научно-популярная литература, русский фольклор, краеведение, история и продвижение русского языка.

Первый фестиваль пройдёт 18–20 августа 2023 года во Владимире. До конца 2023 года планируется провести фестивали в Саратове и в Санкт-Петербурге. Предполагается, что в 2024 году «Большая экспедиция детского чтения» отправится в Архангельск, Челябинск, Южно-Сахалинск и Кемерово и завершится в Москве. Таким образом, авторские программы по приобщению детей к чтению будут впервые представлены на всероссийском уровне как особое креативное явление.

— В каком формате будут проходить фестивали?

У нас есть опыт по «Китоврасу» во Владимире, «Саратову книжному». Где-то это может быть презентация, где-то — творческая встреча с писателем, художником-иллюстратором, мастер-класс, квест для подростков и детей, тренинг для специалистов. То есть это очень-очень большое разнообразие форм работы как с детьми-читателями, так и с преподавателями, наставниками, библиотекарями. Наши специалисты приезжают и продумывают.

— У вас был ещё довольно значимый проект «Библиоволонтёры». Сотрудничали ли вы с какими-либо организациями, которые работают с теми, для кого этот проект?

— Да, действительно, как и для других волонтёрских курсов, мы для этого проекта привлекали экспертов, которые специализируются непосредственно на работе с детьми в целом. И отдельное направление — это работа с детьми с особенностями физического развития. Поэтому мы привлекали психологов, педагогов, медиков, специалистов по детскому чтению, создателей авторских методик и программ по приобщению детей к чтению.

При подготовке проекта «Библиоволонтёры» мы сотрудничали со специалистами Центра социологии, психологии и педагогики детского чтения РГДБ, Института специального образования и психологии МГПУ, психологической службы БФ «Подсолнух», Научно-практического психоневрологического центра им. З.П. Соловьёва, а также с рядом негосударственных организаций, специализирующихся на работе с детьми с особенностями здоровья: АНО «Слышащие дети в семье глухих», Академия доступной среды, секция книжных проектов по особому детству Совета по детской книге России. В составлении программы и привлечении специалистов нам помогали партнёры из Департамента здравоохранения Москвы.

Анжела Лебедева: «Большая экспедиция детского чтения» создаст экосистему для специалистов, работающих с детьми

На пресс-конференции акции «Дарите книги с любовью» с директором Российской государственной детской библиотеки Марией Веденяпиной и с заслуженным артистом Российской Федерации Максимом Авериным

— В ходе проекта «Карусель народных сказок» сказки создавали сами слушатели или участвовавшие в организации партнёры — те же библиотеки, например? Или же знакомство происходило уже с существующими любимыми народными сказками?

— Это было на выбор самих участников, и сказки записывались народные, любимые, популярные и известные в тех регионах, среди тех народов, населяющих Российскую Федерацию, которые и зачитывали. Это был такой виртуальный проект, очень эмоционально получилось. Вообще хочу сказать, что регионы потрясающе откликаются на проекты, и я думаю, регионы активны в проектах не только нашей Ассоциации, но и многих других организаций. Понятно, что где-то не хватает материально-технической базы и фонды обновлять надо. И мы очень стараемся в рамках наших проектов отправлять книги в подарок и помогать всем, чем мы можем, потому что и Москва, и Петербург финансируются совершенно по-другому. Но их искренность, их внимание, заинтересованность к тому, что мы разрабатываем, желание участвовать, быть с нами в одной акции — дорогого стоит. И мы регионам всегда благодарны, потому что у нас организация общественная и нацелена на всю Россию, а не только на столицы.

— Раннее существовал ещё проект «Читаем вместе», который проводился ежегодно вплоть до 2020 года. Данный проект закрыт? Если да, то почему?

— Мы притормозили, нас остановила пандемия. У нас же этот проект начинался с того, что мы встречались со звёздами разных поколений и фотографировали их с любимыми книгами, делали плакаты, которые распространяли во время встреч, конференций в Москве, Петербурге и регионах. Это была такая промоакция, направленная на привлечение интереса к книге с помощью знаменитых и успешных людей — Максима Аверина, Александра Лазарева, Дмитрия Певцова, Тутты Ларсен и многих-многих других.

Потом, когда началась пандемия, привлекать к этому проекту, как и ко многим другим, стало труднее. Люди в целом меньше шли на контакт, но мы благодарны, что наши звёзды — Виктор Раков, Яна Поплавская и многие другие — работали с нами в рамках этого проекта онлайн: записывали сказки, небольшие отрывки из художественных произведений. Мы просто взяли паузу в проекте «Читайте с нами».

Проект хороший, и лично я очень бы хотела к нему вернуться. Но не на всё хватает сил. Потому, когда что-то уходит, на смену приходит другое…Потом, через какой-то период, я думаю мы с новыми силами его продолжим.

— Ваша организация называется «Растим читателя», поэтому хотелось бы узнать больше о том, как вы работаете над ситуацией с чтением в России. И чем она отличается от ситуации в мире?

— По заказу Российской государственной детской библиотеки в 2021 году ВЦИОМ провёл всероссийское исследование «Отношение российских детей и подростков к чтению», в котором приняли участие около 1000 детей и подростков от 7 до 15 лет из 8 федеральных округов РФ. Подобные исследования проводились в 2006 и 2013 гг., что позволило сравнить полученные результаты. Сравнения проводились по следующим характеристикам: семейное чтение, объём чтения, объём домашней библиотеки, любимые авторы, мотивация (отношение к чтению), жанрово-тематические предпочтения. Основные результаты сравнительного исследования позволили обозначить главные тенденции в чтении подрастающего поколения в зависимости от возрастных особенностей.

Ситуация с чтением младших школьников выглядит достаточно благополучно, поскольку с 2013 года сохраняется увеличившаяся роль родителей в семейном чтении, основными «чтецами» для детей по-прежнему остаются мамы, увеличение с 2006 года произошло на 10,2%. За прошедшие 15 лет стало гораздо больше младших школьников, которые сказали, что им читают книги вслух. Увеличение произошло на 22,8%.

Однако есть и негативные тенденции. Увеличилось количество подростков, которые не любят читать книги и считают чтение скучным занятием — 20% из опрошенных. Уменьшилось количество семей с подростками, в которых все читают; в семьях зачастую нет не только домашних библиотек, но и небольших подборок подростковых книг. В репертуаре чтения практически нет современных авторов, в том числе книг лауреатов премий по детской литературе. Идёт смещение в сторону поверхностного чтения любых текстов, доступных подросткам в Интернете, тогда как чтение книг становится всё более сложным занятием для многих из них.

За последние 15 лет в обеих возрастных группах наблюдается серьёзный отток читателей из библиотек: на 12,7% у детей 7-10 лет и на 20,8% у подростков. Такая ситуация обусловлена не в последнюю очередь устаревшими фондами в библиотеках и слабой материально-технической базой. Однако уже сегодня предпринимаются усилия по модернизации библиотек в рамках Национального проекта «Культура».

Что касается мировых тенденций, то чтением подростков обеспокоены многие страны, реализуются проекты по поддержке подросткового и юношеского чтения. В контексте мировых рейтингов Россия по чтению младших школьников занимает довольно высокие позиции. Если обратиться к данным пятого международного исследования качества чтения и понимания текста PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study), проводившегося в 2021 году среди 400 тысяч младшеклассников в 57 странах, Россия заняла третье место после Сингапура и Гонконга.

Поэтому, конечно, никакой мы Америки тут не откроем: читать стали меньше. Но так как у нас офис организации «Растим читателя» находится в библиотеке, я могу с удовольствием наблюдать, как много людей приходит в библиотеку. И это сейчас лето, пора каникул, а представьте, сколько людей приходит в рабочее, школьное время — и родители, и дети, и бабушки, и дедушки! В РГДБ более 50 кружков, и из них почти все — бесплатны. Это же тоже большой плюс, что люди приходят и проводят здесь субботу-воскресенье полностью, практически живут. У нас есть и нотно-музыкальный отдел, и прекрасная лаборатория #ЗнайЧитай, есть такой зал-трансформер, где можно и посидеть с компьютером, и полежать, и почитать. В общем, уникальный в своём роде центр культурно-досуговой жизни.

Анжела Лебедева: «Большая экспедиция детского чтения» создаст экосистему для специалистов, работающих с детьми

— Как происходит приобщение к чтению детей и какие методики для этого используются? Какие из них наиболее эффективны?

— Самое первое и самое главное в приобщении к книге — это, конечно, семейное чтение. То, что происходит у ребёнка, подростка в семье с чтением, играет огромную роль. Когда мы придумываем какие-то свои проекты, они тоже работают, как мне кажется, очень эффективно.

У нас недавно был проект «Балетные истории», где мы совместили литературу, музыку и балет. Например, балет «Щелкунчик», где музыка Чайковского, отдельные интересные фрагменты — это всё делают дети. И подобные проекты — тоже путь приобщения к чтению, потому что из нашего прекрасного концертного зала дети выходят и говорят между собой: «Ой, я сейчас пойду эту книжку возьму!», «А я даже и не знал, чем закончились эти сказки!» То есть, благодаря яркому проекту с костюмами, с музыкой, у детей появляется желание взять книгу, сесть почитать, прийти на какое-то следующее мероприятие.

И вот так пошагово, проходя разные дистанции, человек погружается в литературу. Через квест, вопросы, творческие мастерские. Очень интересно, когда, например, художник рассказывает, как сделать книгу, какой это труд. Совершенно по-другому начинаешь смотреть на это произведение искусства. Ведь детская книга — это же всегда равная работа и с иллюстрациями, и с текстом. Очень часто те иллюстрации, которые нравятся взрослым (у нас же, у взрослых, у специалистов, есть свои любимые художники), не вызывают такого восторга у ребёнка, и это нормально.

Поэтому один из методов — это привлекать, приобщать, но ничего не навязывать. Надо расширять кругозор начинающего жить человека тем, что он может и не узнать без специалистов. Но и не перебарщивать, потому что всегда должен быть выбор. Вот тебе предложили десять книг, рассказали, показали, ассоциации создали, работы провели, мастер-класс, выставку. А теперь ты сам выбираешь.

Я считаю, что наши конкурсы и проекты открывают огромные возможности. Например, «Большая экспедиция детского чтения», о которой мы говорили, — представляете, как много наработок в региональных библиотеках? В регионах намного меньше возможности у детей жить виртуальной жизнью. Поэтому до сих пор в каких-то отдалённых краях место встреч с интересными людьми — это библиотека. Страна наша такая огромная, что, с одной стороны, плохо, а с другой стороны, возможно, и хорошо, что куда-то ещё не дошла эта полная компьютеризация мышления и окружающей жизни. Понятно, что всё приходит, обновляется, жизнь меняется, но тем не менее, бумажная книга или электронная (разделения я тут не делаю), выбор тут должен быть, просто здорово посмотреть и полистать иллюстрации.

Создаются программы и методики приобщения к чтению, литературного развития. В РГДБ, основываясь на особенностях психолого-педагогического развития ребёнка, разрабатываются экспериментальные программы занятий по литературному развитию детей. Самую первую такую программу разработали 25 лет назад Е.М. Кузьменкова и Г.М. Рысина для детей, начиная с трёх лет. В рамках занятий подбираются соразмерные возрасту виды деятельности и их чередование, учитывается, как долго дети разного возраста могут концентрироваться на предмете занятия. Выстраивается структура занятий так, чтобы она была достаточно жёсткой, но притом лёгкой и интересной для ребёнка, правильно подбирается скорость чтения, особенности интонирования, выбираются темы для бесед с родителями.

С 2015 г. реализуется проект «Мастерская авторских программ по приобщению к чтению». В рамках проекта проводятся крупные фестивали и конкурсы для специалистов по отбору лучших авторских программ по приобщению детей к чтению. Кроме того, проводятся вебинары и публикуются сборники с лучшими авторскими программами.

— А какие особенности при работе с методиками стоит учитывать?

— Возрастные и психологические. Поэтому в РГДБ в штате есть и социологи, и психологи, и педагоги, которые учат чтению и беседуют, применяя индивидуальный подход к юному читателю. И это самое трудное — найти свой ключ к каждому ребёнку.

У РГДБ есть проект, где детей к книге приобщают с помощью собак. К нам приходят кинологи с разными породами собак, в определённые два дня расписаны сеансы по пятнадцать минут на каждого ребёнка, и ребёнок читает собаке. Потому что по разным причинам он может стесняться читать дома, родителям или в саду, в школе, или читает не то, что хотят слышать родители. А здесь он делает всё, что ему хочется и как ему хочется, потому что собаки обучены слушать и внимательно смотреть в глаза. Также у нас есть небольшие ознакомительные лекции о том, как собак этому учат. И после этого дети приходят домой и читают своим животным.

Нужно идти в ногу со временем, знать современную книгу, но не забывать и о литературной классике. Мы работаем в тесной связи со школьными педагогами, со школьными библиотекарями — стараемся приобщать к классике в такой увлекательной форме.

Анжела Лебедева: «Большая экспедиция детского чтения» создаст экосистему для специалистов, работающих с детьми

— И ваша Ассоциация, и РГДБ сотрудничают с «Классным журналом» и другими детскими журналами, которые, по своей сути являются мостиком, приобщающим детей к чтению книг. Журнал легче полистать, поскольку он выглядит не так «угрожающе», как книга, там много картинок. В общем, многие дети привыкают читать именно через журналы — так было во времена СССР, так и сейчас. На ваш взгляд, как можно было бы усилить потенциал этого инструмента сегодня?

— Вы абсолютно правы в том, что через детские журналы можно эффективно приобщать детей к чтению. Наверное, нашей Ассоциации стоит активнее привлекать журналы к своим акциям и проектам, активнее взаимодействовать с Союзом предприятий печатной индустрии. Но в целом, если бы детские и школьные библиотеки могли подписываться на то количество детских СМИ, на которое они хотели бы подписаться, это, конечно, внесло бы весомый вклад в приобщение детей к чтению. Но здесь встаёт вопрос финансирования. К сожалению, не всегда библиотеки, и особенно школьные, могут полностью удовлетворять свои запросы на подписку. Но детские СМИ — это ведь не только их печатные версии. Например, проект «Классного журнала» «Литературная одиссея», который реализуется на сайте издания. Творческая концепция проекта является уникальной — герои проекта, школьники Митя и Катя отправляются в прошлое, где встречаются с великими русскими писателями и поэтами в их загородных домах, где они когда-то жили и творили. Общаются с ними, выясняя различные подробности, и пишут репортаж, в котором эти литераторы предстают как живые интересные и, главное, настоящие люди, чем привлекают школьников к чтению произведений, написанных этими авторами. За время реализации этого литературно-исторического проекта очень многие школьники, а также их родители, учителя, библиотекари и другие специалисты, работающие с детьми, высоко оценили и полюбили его. Наша Ассоциация поддержала новый этап «Литературной одиссеи», предполагающий экранизацию этих репортажей, когда «Классный журнал» подал этот этап на конкурс Президентского фонда культурных инициатив. В результате, Фонд поддержал реализацию этого проекта. Так что Ассоциация с интересом ждёт первые видео о встречах с писателями и приложит все усилия, чтобы об этих видео, которые будут приобщать к чтению ещё эффективнее, узнали как можно больше детей, их родителей, педагогов и библиотекарей. Мне кажется, детские СМИ могли бы ещё активнее инициировать подобные проекты, и тогда нашими совместными усилиями, читателей в России станет больше.

— Есть исследования, что читающие люди более успешны в жизни, вы проводите подобные исследования? Если да, то что они показывают?

— Моя коллега, социолог Вера Петровна Чудинова изучала феномен образовательной бедности. Это целое научное направление, реализующееся в Высшей школе экономики. Данные исследований РГДБ за 2021 г. явно свидетельствуют о том, что подростки, посещающие библиотеки, имеют более широкий кругозор, работают с литературой, читают много литературы, не входящей в списки обязательного и внеклассного чтения, то есть, по личным мотивам и интересам, узнают современных авторов и лауреатов литературных премий. Кроме того, «библиотечные подростки» успешно сочетают разные форматы чтения (бумажных книг и книг в электронном формате), в отличие от «небиблиотечных подростков», которые делятся на приверженцев бумажного и электронного чтения.

Я считаю, что важно читать книги лауреатов разных премий, таких, как «Большая сказка», «Премия имени Х. К. Андерсена», «Международная детская литературная премия имени В. П. Крапивина» и других.

Абсолютно верно, что у людей читающих более широкие возможности. Чем больше человек читает, тем больше он может и тем сильнее ощущает свободу в жизни, внутренне и внешне. И в общении, как мне кажется, такие разговоры о чтении, как со сверстниками, так и со взрослыми, очень развивают речь, взгляды на мир.

— С 2017 года существует Концепция приобщения к чтению детей и молодёжи. В какой стадии сейчас этот государственный проект и чем в рамках проекта занимается организация?

— На этот вопрос можно ответить одной русской народной поговоркой — «а воз и ныне там». Специалисты, в том числе и я, в 2017 году стояли у истоков создания этой концепции, и сколько мы её ни пытались как-то пролоббировать, провести в жизнь — она до сих пор не стала программой государственной.

Это тревожно, думается, что без государственной поддержки данной программы мы рискуем получить уже в ближайшем будущем поколение нечитающих детей!

— Проводилось немалое количество конкурсов, однако, сейчас проходит ещё и Национальная премия в области детской и подростковой литературы. В чём потребность в проведении новых конкурсов, для чего они нужны?

— Задача и главная цель любой литературной премии — найти и поощрить достойных авторов. Авторов, которые уже внесли вклад в художественную культуру и привлекли читательское внимание, но, возможно, не были по достоинству оценены. Или же выявить новые имена и произведения, ещё неизвестные или малоизвестные читателям, или вообще — неизданные, но однозначно заслуживающие издания (в том случае, если на конкурс принимаются рукописи). Для литераторов получить премию — это всегда большая победа, возможно, и поворотный момент в жизни. Это касается как взрослой, так и детской литературы.

Премии нужны и книжному рынку: они подогревают интерес к книгам и стимулируют спрос среди покупателей. Читателям премии помогают сориентироваться в огромном мире современной литературы, а издательствам — понять, с кем надо подписывать контракты.

Премий и в России, и в мире в сфере детской литературы — великое множество, они учреждаются государственными и муниципальными организациями, общественными объединениями профессиональных и любительских литераторов, благотворительными фондами, частными лицами и компаниями, вручаются как за одно произведение, так и за вклад по совокупности сделанного.

Я давно занимаюсь вопросами детской литературы и чтения детей и подростков. Была у истоков учреждения Литературного конкурса имени Сергея Михалкова, работала в жюри Международной премии Х. К. Андерсена, которую называют «малой Нобелевской премией», и хорошо знаю, как важны и нужны премии. Много их не бывает.

Вопрос об учреждении национальной премии ставился десятилетиями, и никак не решался. И то, что это произошло, на мой взгляд, большое историческое событие в сфере отечественной культуры. Национальная премия — это премия, которая учреждается по инициативе государства, и масштаб, и значение её — общегосударственные. С мнением, что конкурсы и списки лучших недостаточно эффективны для продвижения литературы, я не согласна.

Анжела Лебедева: «Большая экспедиция детского чтения» создаст экосистему для специалистов, работающих с детьми

— С какими детскими и юношескими организациями ваша Ассоциация сотрудничает?

— В первую очередь, с Российским движением школьников, которое с 2022 года расширило свои ряды и стало называться Российским движением детей и молодёжи «Движение первых». В рамках акции «Дарите книги с любовью» ребята из РДШ ежегодно 14 февраля, в Международный день книгодарения, приезжали в РГДБ и проводили замечательные «Классные встречи». Ребята заранее готовились — придумывали вопросы к героям этих встреч. Героями были известные деятели литературы, искусства, живописи, с интересной судьбой, интересными историями, которые призывали юное поколение жить активно.

Специалисты Ассоциации «Растим читателя», в свою очередь, приходили на разные события в штаб РДШ. У ребят множество интересных программ, детское телевидение, где они пробуют себя в роли журналистов. И мы чем-то тематически, по разным направлениям нашей деятельности, друг другу были интересны и полезны.

Накануне 9 мая 2023 года ребята из «Движения первых» приезжали в РГДБ с акцией «Окна Победы», посвящённой памяти павшим в Великой отечественной войне.

Ассоциация «Растим читателя» активно сотрудничает с Благотворительным фондом Оксаны Фёдоровой. У Фонда много важных, интересных проектов, среди которых, например, «Балетные истории», «Мои герои большой войны» и другие.

И мы постоянно ищем новых партнёров. Приглашаем всех единомышленников к сотрудничеству на благо нашего общего дела – приобщения подрастающего поколения к хорошей книге и чтению.


Поделиться: