Три рассказа от директора музея Евгения Евтушенко в Переделкино
Сезон 25-26 годов Международного литературного конкурса коротких семейных рассказов «Мы и наши маленькие волшебники!», который проводят «Классный журнал», писательница София Агачер и Фонд «Живая книга», продолжает актриса и писатель из Москвы Ольга Дюкова. Напоминаем, что мы ждём произведения и от детей, и от взрослых. Главное требование, чтобы рассказы были короткими и так или иначе связаны с семьёй или детством. Положение о конкурсе можно прочитать на taplink.cc/sofiaagacher.
Поездка на море
Летом мы всей семьей поехали на море. «Какое море?» – спросите вы. Конечно, Черное! И, конечно же, на машине, потому что это экономично, и по новому Крымскому мосту проехать с ветерком. Путь был не близкий – добрались за двое суток до места назначения. Выбрали гостевой дом в Судаке на улице Геммиджиллер, да-да, такое название, папа даже записал в телефон. Это по-татарски означает «улица Судостроителей», понятно? Ну а дальше самое интересное...
Что вы делаете, когда приезжаете на море? Кидаете в рюкзак купальник, полотенца – и вперед на пляж. Побыстрее бы окунуться, жара... Вот только у всех разрядились телефоны. Ничего страшного, пусть спокойно лежат и заряжаются дома – а мы купаться. До моря было идти минут сорок. Добрались, поплавали, стали собираться обратно. Солнце быстро садилось за горизонт. Свет фонарей набережной, курортная тусовка привлекала, манила нас, и мы пошли по другой дороге.
– Мама, купи кусочек торта?
– Конечно, без проблем, – сказала мама.
Аппетитные куски разрезанного торта с шоколадным кремом и марципановыми разноцветными фигурками манили и притягивали взор, а слюна подкатывала к горлу.
– Пойдем скорее домой чай пить!
– Да, только куда идти? Кажется, мы заблудились.
– Без паники! – сказал папа. – У меня внутренний компас, я знаю куда идти. За мной! – скомандовал он. – На первый-второй рассчитайся, ать-два, вон к тем деревьям, – которые были от нас в трех километрах.
– Ужас! Так далеко, точно нам туда! – воскликнули мы.
Стало страшно, все устали, хотели пить, ноги были стерты до мозолей. «Где же эта улица, кто помнит?» Как назло, все забыли ее название: то ли Геннидимер, то ли Джиммигелир, все, баста, дальше идти некуда, мы окончательно заблудились в незнакомом поселке! Телефона нет, чтобы позвонить, и улицу не помним. Обессилившие рухнули на землю у красивого дома с фонтаном, ноги опустили в воду, чтобы как-то охладить эти ступни хоббитов», которые опухли и не помещались в сандалии. Ночь уже опустилась на маленький курортный поселок, а мы растерянные сидели по колено в фонтане. Как вдруг из-за поворота появился велосипедист.
– Стой! – кричим.
Мужчина остановился и спросил:
– Что случилось?
– Мы заблудились! Пошли купаться на море, а название улицы забыли, и телефоны на зарядке дома, — он посмотрел на нас как на чудаков, дорвавшихся до моря. И тут самый младший ребенок, у которого, как утверждает старший, память как у рыбки, вспомнил улицу.
– Геммиджиллер! Уррррааа! – заорали мы все в один голос так, что велосипедист почти упал со своего двухколесного коня. Протянул нам телефон, чтобы вызвать такси. Мы обняли и поблагодарили за спасение этого человека и в награду отдали тот самый шоколадный кусок торта с марципановыми фигурками, который превратился в липкую сплошную массу, но это уже было неважно. Велосипедист умчался прочь, крутя педали на пятой скорости, а мы быстро разместились в такси, чтобы наконец-то добраться до дома.
До гостевого дома, в котором остановились, мы ехали на такси минут тридцать.
– А вот и деревья! – радостно закричал папа, увидев три больших кипариса. – Говорил же, точно помню – деревья были.
Таксист свернул на улицу Геммиджиллер, и мы увидели наш припаркованный «опель».
– Выходи компания – прибыли!
Уставшие до безумия, но радостные, что добрались до дома, поплелись в комнату и повалились спать. Темная ночь сменилась ярким рассветом, запели птицы, и сладкий аромат ворвался в комнату.
– Ребята, пора вставать, у нас экскурсия запланирована в Судакскую крепость, – сказал папа. – Приехали отдыхать, так не ленись, отдыхай на полную катушку: и море, и культурный отдых, и по городу погулять, и прикупить специй, фруктов – все как положено на курортном юге.
Вызвали такси и поехали в Крепость.
– Вот это да! – восхитились мы, увидев это древнее городище.
В переводе с крымско-татарского это означает «мыс девичьей башни» – пояснил нам водитель такси. Перед нами на возвышенном горном склоне располагался древний город, сейчас это место посещают туристы – гуляют самостоятельно или слушают захватывающие легенды и истории опытного гида. Наша компания примкнула к группе туристов, и экскурсовод рассказывал интересные факты: «С середины VII века на этом горном склоне обосновался византийский город Сугдея – крупный торговый центр Черноморского побережья. Со стороны моря древнее городище было защищено мощными каменными стенами, которые делали его неуязвимым. Внутри крепости были построены храмы и купеческие лавки».
– Вопросы есть? – перевел дух гид и спросил у группы.
– А пираты были здесь? Клад можно найти? – спросил один рыжеволосый мальчик лет семи.
– Ну какие пираты и сокровища, – одернула его мама, – слушай, что тебе рассказывают.
Мальчик явно заскучал и ему надоело ходить за группой взрослых людей. Он решил отделиться от них и самостоятельно исследовать окрестности, вдруг повезет и он найдет сокровище. Прошло несколько минут и мы услышали радостный крик и бегущего рыжеволосого мальчугана, в руке которого блестело что-то золотое.
– Смотрите, что я нашел! Старинную золоту монету, – и стал хвастаться и показывать ее маме и группе туристов.
– Вот эта находка, – сказала мама. – Где ты ее нашел?
– Вон там за камнем.
Монету начали рассматривать: кто-то говорил, что это подделка или сувенир, похожий на старинную монету. Но мальчик никого не слушал и был уверен, что это настоящее сокровище.
– Ну что, ребята, пора к морю, поскорее бы окунуться, жара..., – сказал наш семейный капитан.
Все согласились и были готовы отправиться к морю.
– Тогда пойдем за мной, я дорогу знаю, вот к тем деревьям, – скомандовал папа.
Мы обернулись и увидели три кипариса. Все дружно расхохотались и вспомнили, как вчера искали дорогу в незнакомом поселке и ориентировались по трем высоким деревьям. Вызвали такси и поехали к морю.
Стакан семечек
Время было послевоенное. Голод повсюду, разруха, неурожаи. Женщины да старики в основном в селе уцелели. Мать одна, сестер и братьев младших пять человек. Николаю девятый год пошел. Самый старший из детей был в семье. Раз как-то маму салом угостили, завернув небольшой кусочек в старую выцветшую газету. Деликатес это был и лакомство одновременно. Сестры и братья травы лебеды, гнилой муки, или картофелину прошлогоднюю в поле перепаханном найдут, налопаются так, что животы болят, а тут сало. Пухли с голоду. Колька развернул газетку, чтобы вдохнуть запах. Мама придет, разделит по кусочку. Газетенка старенькая была, с пожелтевшими от времени страницами. «Надо же, купюры как настоящие!» – удивился Колька, увидев на странице газетки несколько напечатанных купюр достоинством рубль, три и пять. В газете примерно десятилетней давности было объявление по обмену старых купюр. На купюре достоинством в один рубль был изображен рабочий-шахтер, одна из самых почетных профессий в 1930-е годы, благодаря стахановскому движению. «Вот подрасту немного, – подумал Колька, – тоже шахтером стану.» Очень уж ему понравилось изображение мужественного лица шахтера на купюре. Он взял ножницы и вырезал рубль из газетки себе на память.
Мальчишки постучали в окно.
– Колька, выходи, там пацаны курицу в овраге доедают. Давай быстрей, а то не достанется.
– Где взяли?
– Свиснули у кого-то, из соседнего села.
Ребята шныряли в поисках пищи везде. Колька машинально положил купюру в карман рваных штанов и вышел из дома. Пройдя по улице, завернув за угол, где небольшой «базарок» уличной торговли уже заканчивался. Увидел несколько пожилых людей, торгующих семечками. Ах! Как же хотелось есть, от этой мысли было невыносимо. Невозможно было думать ни о чем, кроме как о еде, о запахе пищи. Мелкие воришки его возраста шныряли по базару, воровали, стаскивали все, что плохо лежит на прилавке, стараясь сделать это незаметно и не попасться.
– Иди, иди! – крикнули Кольке, когда он остановился и посмотрел на граненый стакан семечек, стоявший в мешке из серой ткани.
– Жареные? – тихо спросил Колька.
– Тебе-то, что жареные или нет. Что смотришь! Денег-то у тебя все равно нет.
Колька пошарил в кармане, вспомнив, что положил туда вырезанную купюру. Смял ее немного в руке, достал из кармана и протянул за стакан семечек.
– Ишь ты? Настоящие? – спросила бабуля, прищурив один глаз, рассматривая рубль, который ей протянул мальчуган. – Где я возьму сдачи-то тебе? – сказала бабуля.
– Не надо сдачи, – сказал Колька, – стакан насыпь.
Бабуля насыпала стакан семечек с горкой в карман Кольки и он быстро пошел прочь, пока не спохватились и не поймали его за обман. Думал ли он, что совершил отвратительный поступок? Ведь ничего такого он не собирался делать. Само как-то вышло. Голод, страх и выплеснутый адреналин в кровь чуть не свалил Кольку на землю. Он едва держался на ногах.
– Стой, малец! – крикнул представитель власти, к которому обратилась старушка и указала на паренька, свернувшего за угол. Бабуля, рассмотрев получше купюру, поняла, что ее обманули. Услышав голос и свисток милиционера, Колька обернулся и увидел, что за ним бежит мужчина. Хотел пуститься наутек, но ноги не слушались. Его быстро догнал и схватил огромной лапой за шкирку представитель местной власти. Вот такая история. Колю посадили на лошадку и повезли разбираться. В участке Николай не признался, что у него есть мать, сказал, что сирота. Боялся, чтобы из-за этого ужасного поступка, матери не причинили вред, и тогда маленькие братья с сестрами останутся одни. Переезды с одного приюта в другой Николай почти не помнил. Голодных подростков и детей помладше, опухших с голоду, собирали и отправляли по стране в школы, профтехучилища осваивать различные профессии. Так Николай попал в Читинскую горнопромышленную школу. Работал в шахте на вагонетке. В насосной станции откачивал воду, мыл в лотках руду. Куда пошлют, на любые работы, штольни, например, по добыче свинца и других металлов. Работа была тяжелой и изнуряющей. Изможденные, полуголодные, обессиленные подростки работали в шахте по семь и более часов в день.
Так один поступок, который Николай пытался забыть и вычеркнуть из своей памяти, изменил и перекроил всю его жизнь. Он пытался так забыть тот случай своей биографии, что сам поверил, что он на этом свете один. Спустя несколько лет его разыскал родственник, двоюродный брат матери. Приехал в Читу и рассказал ему о бедной маме, о братьях и сестрах. «Все думали, что ты пропал без вести или утонул, – сказал дядя. Только материнское сердце чувствовало: жив сынок». Хотел дядя увести Николая в родное село, но не вышло. Восемнадцать лет исполнилось Николаю. Призвали в армию, в Морфлот, служить на долгих пять лет.
Пролетели годы, закончилась служба. Купил Николай билет на поезд в родное село. Ехал и думал. Все переживал, что мать свою не узнает. Не помнит почти черты ее лица. Только образ всплывает в памяти смутно. Поезд сбавил ход и медленно прибывал на станцию. Николай смотрел в окно и вглядывался в лица встречающих людей. Узнает ли ее? А она его? И интуиция все-таки подсказала. Увидел и понял. Глаза материнские не забудешь никогда.
– Дедушка, тебе плохо, – заволновалась Таня.
– Нет, милая, так, воспоминания нахлынули детства и юности моей, – сказал дедушка. – Вся моя долгая жизнь, словно миг, пролетела пред глазами.
– Мы уже и сока березового с Таней набрали, – сказал Андрей. – Выпей кружечку березового сока, сразу легче тебе станет. Знаешь, какой он полезный, – сказал Андрей и протянул полную кружку сока.
– Знаю, что полезный, – улыбнулся Николай Петрович.
– А историю свою расскажешь? – заинтересованно спросила Таня.
– Расскажу, ребятки только домой придем. А лучше, если вы запишите все. Говорят, на бумагу слова положишь, оно и легче станет.
Дорогой цветов
Медина — это сердце любого древнего арабского города, настоящий лабиринт из узких улочек, в которых легко заблудиться. Они словно уводят вглубь веков, в арабскую сказку. Кажется, что здесь все осталось неизменным, как много лет назад.
Тротуары вымощены неровными плитами, а побеленные дома и строения из древней каменной кладки стоят вплотную, создавая сплошную стену, словно защищая от всех невзгод. Некоторые стены украшены мозаиками, а вторые этажи — причудливой каменной резьбой и полуколоннами.
Если поднять голову примерно на уровень третьего этажа, то в крепостной стене можно разглядеть маленькие квадратные окна, как в настоящем замке. Чудесные резные двери у каждого дома — неповторимые и индивидуальные — олицетворяют самобытность и индивидуальность.
Это настоящее путешествие во времени. Можно нырнуть в низкие подворотни, пройти под буйной зеленью цветущих бугенвиллий, жасмина и другой средиземноморской растительности, исследуя и рассматривая все вокруг. Ощутить мощь древней крепости, массивной и неприступной, которая была построена как форт — для защиты города и его обитателей.
Мы много раз проходили здесь, наслаждаясь видами и прикасаясь к стенам цитадели. Днем здесь кипела жизнь, место было оживленным, достаточно аутентичным и антуражным. А ночью цитадель затихала.
Что таится за высокими каменными стенами? Что они там скрывают? Я чувствую под ногами не только камни, но и что-то еще... А в воздухе стоит нежный, слегка пряный и вкусный аромат!
Мы идем дорогой цветов, ступаем по лепесткам бугенвиллий, опунции, или, как ее еще называют, царицы ночи, которая распускается вечером. И вдыхаем аромат мирабилиса — ночных цветов, лепестки которых у нас под ногами.
— Мирабилис? — Я не слышала о таком цветке.
— Есть одна старинная легенда. Давным-давно жил прекрасный юноша по имени Мирро. У него было все: сила, красота, успех и удача. Но не хватало лишь одного — любви. Не мог он найти свою единственную. Его друзья уже были женаты, и в их домах звучали веселые детские голоса. А Мирро все ходил по свету один-одинешенек. Однажды ночью он присел на берегу реки в глубокой грусти. И тут к нему подошла очаровательная девушка. Она была словно нежное ароматное облачко, которое опустилось рядом с юношей. Красавица заговорила с ним ласково: «Здравствуй, мой Мирро, меня зовут Билис». Это была та самая девушка, которую он видел в своих снах, о которой мечтал каждую ночь. От нее исходил нежный, дивный аромат, которого Мирро никогда раньше не чувствовал.
Девушка подарила ему свои ласки, объятия и горячие поцелуи, они провели волшебную ночь, а утром, когда солнце разбудило счастливого Мирро, он увидел, что девушка исчезла. Весь день бродил расстроенный влюбленный в поисках ночной гостьи из своих снов. Он обошел все окрестные селения, заходил в дома и знакомился с дочерьми всех хозяев, но все напрасно. Вечером уставший юноша вернулся к реке, на то место, где они провели ночь. И — о чудо! — он снова почувствовал тот аромат, который исходил от его возлюбленной. Мирро захотелось вновь прижать любимую девушку к своему сердцу, чтобы уже никогда с ней не расставаться, но перед ним появилась совсем другая, непохожая на первую, девушка необыкновенной красоты. «Здравствуй, мой Мирро, я Билис, я так скучала», — произнесла незнакомка, от которой исходил дивный запах. Мирро понял, что это она, его Билис, — ее аромат был тем же, что пьянил и дурманил юношу всю прошедшую ночь. И опять ночь пролетела сказкой, а утром девушка исчезла. Мирро уже не стал ходить искать ее, а остался ждать ночи на берегу реки. Каждую ночь к нему приходила его Ночная красавица, и каждый раз разная. Дивный, нежный аромат давал знать Мирро: это она, его Билис.
Об авторе:
.jpg)
Дюкова Ольга, творческий псевдоним Ливия Шер. Актриса и писатель. Живет и работает в Москве. Ее жизнь связана с творчеством в разных направлениях. Более 19 лет была научным сотрудником «Российского музея леса». В настоящий момент заведующая ЭВО «Музей-галерея Е. Евтушенко». Активно снимается в социальных проектах, художественных фильмах, сериалах, документальном кино. В 2022 г. издала книгу «Поцелуй Сахары на губах». В 2023 г. опубликовала книгу для детей «Адель». Пользуясь своим инструментом, а именно голосом, озвучила детский рассказ «Адель», и опубликовала на Литрес. В 2025 г. издала книгу «Повелитель Атласских гор». Член литературного клуба «Творчество и потенциал». Участник литературных проектов: «Звездный путь», «Весёлый апельсин», «Человек слова», «В каждой строчке свой мотив», «Это Родина моя», «Мой край». Победитель литературной премии «Ева».
О конкурсе и организаторах:
Положение о конкурсе «Мы и наши маленькие волшебники!» сезона 2025-26 годов, в котором могут принимать участие и взрослые и дети, а также порядок отправки работ на конкурс, смотрите на taplink.cc/sofiaagacher.
Рассказы финалистов сезонов 2018-2019 гг можно прочитать в отдельном сборнике рассказов «Дети и взрослые детям и взрослым» на Ridero.
Рассказы финалистов 2020 года смотрите в сборнике семейных рассказов «Когда я пишу» на платформе Ridero.
Лучшие работы финалистов сезонов 2021 года и 2021-22 годов вошли в сборник рассказов «О моей семье», который опубликован также на Ridero.
Рассказы сезона 2023-24 гг собраны в сборнике «Дневники памяти», который как и предыдущие можно бесплатно скачать на Ridero.
Рассказы нового седьмого сезона смотрите на сайте «Классного журнала» в разделе «Читать как дышать».
«Классный журнал» – современный журнал полезных развлечений для детей 7-13 лет, который издательство «Открытые системы» выпускает с 1999 года. Каждый номер «Классного журнала» содержит самую актуальную информацию для детей, которые любят его за разнообразие жанров, тем и рубрик. Комиксы, квесты, анекдоты, страшилки, детективы, сканворды, тесты, эксперименты и даже новости для детей — все это есть в «Классном журнале»! Издание рассказывает об окружающем мире, взаимоотношениях, науке, путешествиях, о животных, природе, загадках нашего мира, публикует интересные истории и обзоры детской литературы, а также настольные игры, в которые можно играть всей семьей!
.jpg)
София Агачер – писатель, автор книги для семейного чтения «Рассказы о Ромке и его бабушке», романов «Твоими глазами», «Путешествие внутри себя», «Исцеление мира. Журнал Рыси и Нэта». Врач, живёт и работает в Москве и в Чикаго. Считает, что книга – это живое существо, а игра – один из основных способов общения взрослых и детей. По её мнению, конкурс коротких семейных рассказов «Мы и наши маленькие волшебники!» тоже может стать увлекательной игрой для всей семьи, поскольку вместе можно не только читать, но и сочинять, рисовать и фотографировать. Авторский сайт Софии Агачер: agacher.com
.jpg)
Фонд «Живая Книга» основан в декабре 2019 года. Основной целью фонда является популяризация семейного чтения через проведение различных конкурсов, театральных фестивалей, выступления писателей в библиотеках и издание книг для семейного чтения с последующим их распространением, в том числе и через библиотеки.
.png)
ЖУРНАЛЫ
Популярные материалы
Подписаться на новости
Подписываясь, я соглашаюсь и принимаю условия пользовательского соглашения и даю согласие на получение рекламных рассылок.