Четыре рассказа от педагога из Рязани
Сезон 25-26 годов Международного литературного конкурса коротких семейных рассказов «Мы и наши маленькие волшебники!», который проводят «Классный журнал», писательница София Агачер и Фонд «Живая книга», продолжает учитель ИЗО в школе-интернате для слепых и слабовидящих детей Инна Бакушева. Напоминаем, что мы ждём произведения и от детей, и от взрослых. Главное требование, чтобы рассказы были короткими и так или иначе связаны с семьёй или детством. Положение о конкурсе можно прочитать на taplink.cc/sofiaagacher.
На край света
Давай сбежим с тобой на край света — с заговорщицкой улыбкой на лице прошептала мне семилетняя дочь…
Я лежу на кровати, духота невероятная – сняли комнату без кондиционера. Мы уже третий день на море, я, как всегда, сгорела в первый день. А моя дочка – от природы смуглянка, и ей солнце нипочём. Не могу понять сколько времени, на улице ещё темно.
— Ну мам, давай сбежим с тобой на край света. Пойдём, я тебе покажу.
Смотрю на неё и невольно улыбаюсь, худенькая, жилистая, но такая сильная девочка. Сидит уже в шортиках и майке, а в руках шлёпки.
— Там прохладно, возьми с собой кофточку, — говорю ей, поднимаясь с кровати.
— Мам, представляешь, все проснутся, а нас нет! Вот они удивятся.
Мы приехали отдыхать с приятельницей, её мамой и сыном, ровесником моей девочки. Вчера вечером мы немного повздорили, и мне вовсе не хотелось с утра видеть их недовольные лица.
Быстренько накинув на себя сарафан и закутавшись в палантин, мы спустились по железной лестнице, которая находилась снаружи дома. Я забежала на летнюю кухню и сунула в сумку, с которой никогда не расставалась, пару булочек, сыр и бутылку воды. Темнота уже не была такая густая или глаза привыкли к ней, всё было хорошо видно и мне так хотелось посмотреть на край света.
Хутор, в котором мы остановились, был небольшой. Мы жили на улице Мира, что протянулась по всему побережью. С горы, в гору, куда же меня ведёт мой Сусанин. Небо начало светлеть, и честно говоря, ноги начали гудеть, мы шли по тропинке, иногда под ноги попадали камешки и я спотыкалась. Дочка оглядывалась и смешно шипела: «Мам, ты как слон!». Подъём становился круче, и сильнее стал слышен шум моря.
И тут…порыв свежего ветра чуть не сбил меня с ног, я остановилась как вкопанная.
Под ногами была высоченная скала, а внизу бились о скалы волны. Небо стало жёлто-розовым, море – зелёным… И вокруг такая красота и никого рядом, только я, рассвет, море и моя девочка. Она стояла почти на самом краю, раскинув руки. Я потихоньку окликнула её, мне стало страшно, вдруг свалится вниз… Она подбежала, обняла меня и зашептала: «Мамочка, тебе нравится край света?». Я, улыбаясь, гладила её волосы, которые растрепались на ветру и прошептала в ответ: «Нравится…».
Мы постелили палантин на большой камень, сели рядышком, я достала булки и сыр, и она с таким аппетитом стала есть.
— Послушай, а как ты узнала про это место? — спросила я её.
— Мам, мы с Валькой и Алькой вчера сюда ходили, пока ты суп варила.
Валька и Алька – это внуки бабы Маруси, у которой мы остановились.Они живут в Москве и приезжают к ней на всё лето.
— Ань, а разрешение ты не забыла спросить? Это ведь опасно!
— Мам, ну мы же бегаем быстрее тебя, мы туда и обратно, ты даже и не заметила.
Я сидела, поджав ноги, и смотрела на дочку, на море, и мне так захотелось подойти к самому краю и, раскинув руки, постоять…как она…
Я встала, подошла к обрыву, раскрыла руки, как крылья, и мне на миг показалось, что я лечу. Одновременно страшно и весело, ветер теребил полы моего сарафана и он хлопал, как крылья. Постояв несколько минут, я почувствовала такой прилив сил и закричала громко, что было сил: «Аааааааа!»
Когда я повернулась, на лице дочери была такая блаженная улыбка: «Я знала, что ты не будешь ругаться!!! И тебе понравится край света!»
Обратно мы шли, взявшись за руки, дочка без умолку рассказывала о своих новых друзьях, о виноградных улитках…я шла, слушала, а перед глазами был край света.
Талант
Что-то щебеча и весело прыгая по кровати, трёхлетняя дочь разбудила нас в шесть часов утра.
Сегодня выходной. Мы так надеялись выспаться. Муж отвернулся, пытаясь опять заснуть, и закутался одеялом с головой.
— Мамочка, хочу кашку…
Я встаю, никак не могу нащупать ногами тапочки. Из-под кровати торчит серая в полосочку лапа, затягивающая туда всё, что валяется на полу: носки, игрушки, заколки и резиночки для волос…Короче, чёрная дыра…
Прошу мужа посмотреть за дочкой и иду варить кашу. Чуть не сбивая с ног, проносится вперёд меня полосатое чудовище, скользя по полу, стукаясь боком о стену, еле вписываясь в дверной проём кухни. Кошка идёт рядом со мной, заглядывая в глаза и постоянно мурлыкая, она у нас разговорчивая.
На кухне ставлю чайник, достаю из шкафа ковшик, в котором ещё мне мама варила кашу, молоко из холодильника и манку. Из комнаты доносятся радостный смех ребёнка и ворчание мужа… Кот, щуря свои янтарные глаза, сидит около дверки ящика, где лежит корм. Он не даст ничего сделать, пока не получит свою утреннюю порцию еды. Насыпаю в миску корм и мои зверюшки на время заняты завтраком.
Завариваю себе кофе. Из комнаты звенит дочкин голосок, ведь столько надо рассказать, папа дома — это такая радость.
Каша готова, слышу шлёпанье босых ножек по коридору, и в кухню вбегает моё Солнышко.
— Мамочка, папа сказал, у меня ТАЛАНТ!!! — кричит радостно дочка…
— Конечно, ты у нас самая талантливая, отвечаю я, понимая, что сейчас она опять нарядиться в кружевную занавеску, наденет корону и начнёт танцевать восточные танцы, как Жади из сериала, который они смотрят с бабушкой Валей. Но дочкин ответ просто сразил наповал.
— Мам, папа сказал, у меня талант выносить мозг… А это как?
Я, уронив ложку, села на диванчик, не зная, как объяснить трёхлетнему ребёнку, что же это за талант. От смеха по щекам текли слезы… А дочка, сидя за столом и уплетая за обе щеки кашу, уже рассказывала, как им вчера было весело в парке с подружкой кормить уток…
По ягоды
Было мне лет семь от роду, пошли мы с бабушкой по ягоды. Бабушка жила раньше в деревне, а теперь с нами в городе, переехали прямо с домом, это мне бабушка рассказывала, я вообще любила её слушать. Она знала много и была хорошей рассказчицей.
А поехали мы в её бывшую сторону, на малую родину, сначала на автобусе, а потом пешком. Дорога длинная, ноги устали, вокруг лес, птицы порхают, неожиданно так вылетают из кустов, пугают. Собирать мы пошли чернику и гонобобель.
Дошли до болота, бабушка нашла мне поляну, сама рядом присела, ягод видимо-невидимо, у неё быстро получается, почти без листиков, двумя руками, а у меня медленно. В силу моего возраста мне это быстро надоело, и я стала ходить вокруг, обрывая только самые крупные ягоды с высоких кустиков. Бабушка краем глаза наблюдала за мной и окрикивала, когда я пропадала из её поля зрения.
Тут моё внимание привлёк огромный островок с большим кустом и крупными ягодами. До него, как на картинке, было несколько зелёных кочек. Я прыгнула на первую, ничего страшного, прыгнула на вторую, а когда стала прыгать на третью ноги разъехались и я полетела в воду.
Испугаться не успела – бабушка, как коршун, выхватила меня из мутной жижи. И естественно, дала мне хороший поджопник. Вырываясь, кричу: «сапог!», а она тащит меня на сухое место.
Оглядев меня с ног до головы, она, наконец, замечает мою ногу в одном носке.
— И как ты теперь пойдёшь? — кричит на меня бабушка.
Я сижу, реву, размазывая грязь по лицу.
Бабушка взяла две большие лесины и положила их на кочки крестом, легла на них животом и сунула руки в жижу. Я сидела, плакала и причитала. Через какое-то время бабушка все-таки достала сапог и шлёпнула меня по макушке.
Потом мы сидели на берегу лесной реки Сиверки и сохли, бабушка молчала, я иногда всхлипывала. Но она даже не смотрела в мою сторону.
— Прости меня! — громко закричала я, хватая её за шею.
Бабушка крепко обняла меня и сказала: «Непослушные девочки, могут навсегда остаться в болоте!»
Ягод мы всё-таки набрали, а дома бабушка не стала рассказывать маме о происшествии. Теперь мне почти столько же лет, как бабушке тогда, и я понимаю, как это было страшно.
Мне иногда удаётся вырваться из шумного города на малую бабушкину родину. Проходя по уже сильно изменившимся местам, я часто вспоминаю этот случай.
Заяц
Туман, как молоко, растекается от реки. Ивы склонились под тяжестью росы, капли блестят и переливаются в лучах восходящего солнца.
Мы идём по тропинке с плетёными корзинами, мне лет девять.
Рано…спать охота. Я плетусь за бабушкой и причитаю: «И трава-то сырая, и зябко, и сапоги-то жмут, и сестрёнку-то не разбудили, и она сладко спит». Бабушка идёт молча, думает о чём-то своём.
Дошли до Середней сечи, это в лесу просека такая, лес вырубили и одни пеньки стоят, всё там земляникой и заросло, но не сплошняком, а полянами. Кое-где уже и кусточки проросли. Иду, бубню. Бабушка говорит:
— Чем быстрее наберём, тем быстрее домой попадём! Ищи полянку.
Я залезла на пенёк, руку ко лбу подставила и высматриваю, куда податься, бабушка смотрю присела, а я скачу с пня на пень.
— Хватит скакать, садись уже, ягоды собирай!
Тут я вижу на травке, около пенёчка лежит заяц, большой такой, лапы вытянул, глазки закрыты. Я потихонечку подхожу, наклоняюсь к нему, смотрю по нему уже и муравьишки ползают, на глаза навернулись непрошеные слезинки.
— Бабуля, тут зайчику плохо!!!
— Что там у тебя, Егоза?
Бабушка подходит и мы обе наклоняемся к зайцу.
А он, как вскочит, как прыгнет на меня, я от неожиданности, как заору. Я бегом, а он, как назло в мою сторону скачет. Бегу, ору, как бешеная.
Бабушка стоит, смеётся, а мне не до смеха.
— Беги ко мне! — кричит бабушка.
Я разворачиваюсь, и несусь к ней со всех ног. Заяц, видно с испуга, тоже разворачивается и мы с ним сталкиваемся. Я падаю в траву, голову руками закрыла, глаза зажмурила от страха.
Бабушке смешно, подходит ко мне, поднимает, отряхивает травинки, обнимает меня.
— Егоза, что ты так зайца испугала? Он бедный с перепугу за тобой поскакал. Может поиграть с тобой хотел, а ты…
Я стою, хлопаю мокрыми от слёз ресницами, хлюпаю носом.
— Да, знаешь, как страшно, а вдруг укусит!
— Зато видишь, сразу проснулась и бубнить перестала, — смеётся бабушка.
Я потом от неё не отходила, быстро набрала свою корзину и ей помогла. Назад шли, и бабушка всю дорогу смеялась.
— Ты дома не рассказывай, что я зайца испугалась! — попросила я.
— Не буду, — ответила она.
Об авторе:
.jpg)
Бакушева Инна Валерьевна, родилась в небольшом городе Кохма, Ивановской области. Сейчас проживает в Рязани. Работает учителем ИЗО в школе-интернате для слепых и слабовидящих детей. Очень любит сочинять для них умные сказки и рассказы, пробуждая интерес к литературе и творчеству. Автор книг «Про жизнь», «Снова про жизнь» и «Обо всём на свете» для детей. Имеет двух дочерей.
О конкурсе и организаторах:
Положение о конкурсе «Мы и наши маленькие волшебники!» сезона 2025-26 годов, в котором могут принимать участие и взрослые и дети, а также порядок отправки работ на конкурс, смотрите на taplink.cc/sofiaagacher.
Рассказы финалистов сезонов 2018-2019 гг можно прочитать в отдельном сборнике рассказов «Дети и взрослые детям и взрослым» на Ridero.
Рассказы финалистов 2020 года смотрите в сборнике семейных рассказов «Когда я пишу» на платформе Ridero.
Лучшие работы финалистов сезонов 2021 года и 2021-22 годов вошли в сборник рассказов «О моей семье», который опубликован также на Ridero.
Рассказы сезона 2023-24 гг собраны в сборнике «Дневники памяти», который как и предыдущие можно бесплатно скачать на Ridero.
Рассказы нового седьмого сезона смотрите на сайте «Классного журнала» в разделе «Читать как дышать».
«Классный журнал» – современный журнал полезных развлечений для детей 7-13 лет, который издательство «Открытые системы» выпускает с 1999 года. Каждый номер «Классного журнала» содержит самую актуальную информацию для детей, которые любят его за разнообразие жанров, тем и рубрик. Комиксы, квесты, анекдоты, страшилки, детективы, сканворды, тесты, эксперименты и даже новости для детей — все это есть в «Классном журнале»! Издание рассказывает об окружающем мире, взаимоотношениях, науке, путешествиях, о животных, природе, загадках нашего мира, публикует интересные истории и обзоры детской литературы, а также настольные игры, в которые можно играть всей семьей!
.jpg)
София Агачер – писатель, автор книги для семейного чтения «Рассказы о Ромке и его бабушке», романов «Твоими глазами», «Путешествие внутри себя», «Исцеление мира. Журнал Рыси и Нэта». Врач, живёт и работает в Москве и в Чикаго. Считает, что книга – это живое существо, а игра – один из основных способов общения взрослых и детей. По её мнению, конкурс коротких семейных рассказов «Мы и наши маленькие волшебники!» тоже может стать увлекательной игрой для всей семьи, поскольку вместе можно не только читать, но и сочинять, рисовать и фотографировать. Авторский сайт Софии Агачер: agacher.com
.jpg)
Фонд «Живая Книга» основан в декабре 2019 года. Основной целью фонда является популяризация семейного чтения через проведение различных конкурсов, театральных фестивалей, выступления писателей в библиотеках и издание книг для семейного чтения с последующим их распространением, в том числе и через библиотеки.
.png)
ЖУРНАЛЫ
Популярные материалы
Подписаться на новости
Подписываясь, я соглашаюсь и принимаю условия пользовательского соглашения и даю согласие на получение рекламных рассылок.