Как увлечь школьника классической литературой? Литературная машина времени от «Классного журнала»!

Как увлечь школьника классической литературой? Литературная машина времени от «Классного журнала»!

Практически каждый родитель и педагог сталкивался с проблемой незнания детьми произведений классической литературы и с нежеланием эти произведения читать. Каким образом можно решить эту проблему? Этот вопрос обсудили в «Мастерской учителя», организованной командой магистерской программы «Педагогическое образование» Института образования Высшей школы экономики. О своей разработке рассказал Алексей Ходорыч, директор по детским проектам издательства «Открытые системы», выпускающего детские издания «Классный журнал» и «ПониМашка», создатель проекта «Литературная одиссея».

Идея «Литературной одиссеи», созданной в рамках субсидий Минцифры на поддержку сайта «Классного журнала», заключается в том, что герои проекта Митя и Катя Серовы встречаются в прошлом русскими классиками как бы по-настоящему, задают им совершенно любые вопросы, которые их интересуют – как строится обычный день, как происходит создание произведений, интересует и отношение к жизни, людям, философские воззрения. В общем, цель встречи – показать классика во всём его многообразии. В итоге, литераторы предстают перед школьниками как живые интересные люди, а вопрос о том, зачем именно в наше время стоит читать их произведения, снимается сам собой, ведь темы и проблемы, которые там затрагиваются, не устаревают, а точка зрения великих писателей и поэтов здесь всегда очень интересно.

За три года реализации проекта уже состоялись встречи с Чуковским в Переделкине в 1960 году, с Тургеневым в Спасском-Лутовинове в 1881 году, с Заходером в Комаровке в 1983, с Пушкиным в Болдине в 1833, с Паустовским в Тарусе в 1963 и с Некрасовым в Карабихе в 1872 году. 14 ноября на сайте «Классного журнала» появился выпуск с Чеховым в Мелихове 1895 года. В ближайшем будущем состоится встреча с Бажовым в Екатеринбурге, а далее герои отправятся на встречу с Сергеем Михалковым на Николину Гору и Львом Толстым в Ясную Поляну.

«Именно такой выбор классиков, — пояснил Алексей Ходорыч во время «Мастерской учителя», — объясняется изначальной идеей проводить встречи в тех местах, где эти литераторы создавали свои произведения, а здесь для описания лучше подходят усадьбы, загородные дома и дачи. Конечно, в дальнейшем мы может быть и откажемся от этого принципа, если писатель в основном работал в городе, то у него тоже есть любимые места, по которым можно с ним пройтись во время общения, но пока идём по первоначальному плану».

Алексей Ходорыч пояснил, что информации, которая позволяет максимально правдоподобно имитировать реальную встречу, нельзя найти в каком-то одном источнике, каждый материал готовится с использованием справочного, документального материала, полученного при взаимодействии с сотрудниками музеев-усадеб и учёными-литературоведами и в результате изучения литературы и документов об этих писателях, включая их письма и воспоминания современников, т.е. представляет собой практически научную работу — долгую и трудоёмкую.

Но оно того стоит. Например, на встрече «Мастерской учителя» присутствовал библиотекарь Топкановской сельской библиотеки (филиала Библиотечно-информационного и досугового центра городского округа Кашира Московской области) Галина Дроздова, которая с самого начала следит за «Литературной одиссеей» и с большим успехом использует каждый выпуск для работы с детьми (об этом опыте можно прочитать по ссылке)

В дальнейшем, каждый выпуск проекта «Классный журнал» планирует превратить в полноценное анимированное видео в формате меш-ап, где фотографии, рисунки, фрагменты фильмов дополняются собственными анимированными рисунками и голосом за кадром. Что позволит еще эффективнее использовать данный материал для приобщения школьников к чтению классиков, ведь видео для современных школьников является основным форматом потребления информации. И использование видео для приобщения к чтению может быть эффективным методом.

Создание подобных видео – процесс не дешевый, потому для реализации этого этапа издательство «Открытые системы» подавали этот проект на конкурс Президентского фонда культурных инициатив. Но пока проект не получил поддержки.

«Как мы полагаем, — поделился Алексея Ходорыч, — проходной балл мы не набрали потому, что эксперты сочли, что у нас недостаточно продумана схемы «приземления» этих видео к школьникам, т.е. офлайновая составляющая и работа с школьниками на местах. В преддверии подготовки проекта на конкурс, мы провели и опрос педагогов и библиотекарей по всей России, в котором приняли участие более 600 респондентов. Но, наверное, их ответы, что они очень ждут «Литературную одиссею» в видеоформате и планируют использовать для занятий со школьниками, эксперты сочли не очень развернутыми. Теперь мы проводим новый вопрос и думаем, как бы усилить «приземление» данного проекта, чтобы подать его весной 2023 года уже в таком виде, чтобы он не вызывал никаких вопросов».

Рассказ Алексея Ходорыча вызвал большой отклик среди педагогов. Сразу же пошли предложения помочь с педагогическим дизайном проекта. Создание методических материалов для педагогов и библиотекарей закладывалось в проект на этапе реализации, но если «Литературная одиссея» уже будет подаваться на конкурс с примерами таких материалов, это будет огромным плюсом.

Так же прозвучало предложение сделать специальное приложение, которое бы позволило сделать работу со школьниками ещё более эффективной. Допустим, школьники посмотрят видео о встрече с Чеховым в Мелихове и увлекутся этим человечком. Но с чего начинать внеклассное чтение, с учётом того, что Антон Павлович написал около 700 различных произведений? Сейчас на сайте «Классного журнала» висят списки лучших произведений Чехова по версии Льва Толстого, Ивана Бунина и современных чеховедов, но в приложении подобная информация может работать лучше. И это лишь одна из возможностей. Викторины, конкурсы, дополнительные текстовые и иллюстративные материалы – все это можно эффективно реализовать именно через приложение, и эта идея, наряду помощью в создании педагогического дизайна, стало второй важной идеей, озвученной педагогами на «Мастерской учителя».

Со своей стороны, Алексей Ходорыч предложил педагогам совместную работу над самим проектом. Большая часть трудозатрат при создании каждого выпуска уходит на изыскательскую работу. Но многие педагоги и библиотекари уже сейчас знают много интересных и важных фактов о русских классиках. Не исключено, что совместная работа позволит поставить эту работу на поток.

Как увлечь школьника классической литературой? Литературная машина времени от «Классного журнала»!


Поделиться: